Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 23.06.2017
Книга дня
Русская история в картинах. Выпуск 10. Николай I. 1825–1855 гг.
Картина дня
Портрет императора Николая I на коне Тимм Василий Федорович
Воскресный день » Новости »

Заполняется раздел музея, посвященный творчеству родившегося 15 апреля 1682 года голландского живописца, мастера натюрморта Яна ван Хейсума.

15.04.2015

В историю живописи Ян ван Хейсум вошел как замечательный представитель позднего голландского натюрморта. О его мастерстве в одной из европейских художественных энциклопедий XIX века написано, что он встал в строй выдающихся живописцев XVIII века, писавших натюрморты с цветами и фруктами, что художник чувствовал себя особенно уверенно в изображении представителей растительного царства. Ян ван Хейсум именно в композициях с цветами и фруктами достиг совершенства. Он умел находить тончайшие нюансы в этих чудесных порождениях природы, запечатлевая летучую красоту цветов в те мгновения, когда они особенно прекрасны, и достигать невероятной виртуозности в изображении благодаря правдивости и многообразию красок и почти прозрачной фактуре цветов. Живописец первым стал изображать цветы на фоне ясного неба и превзошел всех своих предшественников в мягкости, свободе, совершенстве и жизнеподобии. Он добивался впечатления сочности и верности цветовых пропорций. Современники Хейсума и любители натюрморта последующих поколений восторгались и восторгаются красотой, запечатленной в произведениях большого мастера.

Ян ван Хейсум начинал как пейзажист – известны его изображения старинных и запоминающихся развалин, тихих морских заливов, придуманных озер. Со временем он стал специализироваться в изображении цветов и фруктов, напомнив любителям этого жанра живописи о великих достижениях своих предшественников. Достаточно скоро художник нашел свое место в искусстве натюрморта. Он писал пышные, роскошные букеты цветов, тщательно отделывая мельчайшие детали. Букет занимал у художника практически весь холст, состоял из различных цветов, по которым или среди которых, видимо, для экзотики, ползали либо летали различные насекомые – улитки, бабочки, прочие мошки и жучки. На натюрмортах ван Хейсума можно разглядеть и цветочную пыльцу, и капельки воды, и наполняющий виноградины сок, и тончайшие особенности строения самих мелких насекомых. Интересно, что на многих холстах художник не только очень точно передавал внешние характеристики каждого цветка, но и показывал их вес – видно, как гнется стебель под тяжестью склоненного вниз тяжелого бутона розы или пиона. Мастер виртуозно передавал фактуру предметов: бархатистую поверхность спелых персиков, тонкую, прозрачную кожицу винограда. Капельки росы на листьях, стеблях, фруктах и насекомые представлялись натуральными и подвижными. В большинстве своих работ Ян ван Хейсум отказывался от темного фона. Поэтому его букеты цветов были более светлыми по тональности и, следовательно, более радостными по восприятию. Декоративность и красота работ были главной целью живописца.

Натюрморты Яна ван Хейсума пользовались огромной популярностью. И это при том, что в годы жизни и работы художника национальная живопись страны переживала не лучшие времена и спрос на произведения искусства падал. Хейсум не испытывал недостатка в заказах, продавал свои работы за большие деньги и был одним из самых дорогостоящих живописцев своего времени (естественно, что со временем стоимость его работ лишь возрастала).

Писал ван Хейсум медленно и тщательно, цветы и фрукты писал только с натуры, поэтому часто прерывал работу над своим изображением «застывшей» жизни, в котором не все представляемые цветы распустились, а фрукты созрели. За годы работы художник накопил много профессиональных секретов, но делиться ими ни с кем не хотел, а потому не имел учеников и помощников. В то же время последователей, подражателей и имитаторов у мастера натюрморта и при его жизни, и после смерти было во многих европейских странах предостаточно. Они с разным успехом стремились приблизиться к созданной Яном ван Хейсумом красоте его творений.

Всю жизнь художник прожил в Амстердаме, в котором и умер на шестьдесят седьмом году жизни.




Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group