закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 25.09.2017
Книга дня
Шассерио Прокофьева М.
Картина дня
Мавританский танец Шассерио, Теодор
Воскресный день » Новости »

Заполняется раздел музея, посвященный творчеству великого французского художника, философа и теоретика искусства Никола Пуссена (1594–1665).

15.06.2017

 

Ключевой фигурой в истории европейской культуры является великий французский художник, философ и теоретик искусства Никола Пуссен (1594–1665). Родоначальник живописи классицизма во Франции, блестящий эрудит и интеллектуал, Пуссен не только создал новый стиль, но и дал ему теоретическое обоснование.

Никола Пуссен появился на свет в Нормандии в простой семье. Первые уроки профессионального мастерства получил в Руане, а затем в Париже у живописцев Варена, Жувене и Лаллемана. Большое влияние на формирование художника оказало знакомство с королевским математиком, хранителем библиотеки и художественных коллекций Люксембургского дворца А. Куртуа и дружба с находящимся в то время во Франции знаменитым итальянским поэтом Д. Марино. Благодаря этим незаурядным и образованным людям Пуссен имел возможность изучать античное и ренессансное искусство и реализовать свою давнюю мечту о поездке в Италию.

Посетив Венецию, в 1624 году тридцатилетний художник поселился в Риме и с исключительным усердием погрузился в учебу. Он зарисовывал и обмерял античные статуи, рельефы и архитектурные фрагменты, делал копии картин и фресок, осваивал трактаты Альберти, Леонардо да Винчи и Дюрера, занимался литературой, философией, геометрией, перспективой, анатомией и оптикой.

Относящаяся к раннему римскому периоду творчества Пуссена картина Битва израильтян с аммореями (из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) написана на библейский сюжет и повествует о победе Иисуса Навина, помощника и преемника пророка Моисея, в сражении у стен города Гаваона. Бог услышал моление полководца и помог израильтянам, остановив солнце и наслав на их врагов град камней. В этой работе заметно влияние школы Фонтенбло, композиция построена мастером в духе античных барельефов. Парная картина Битва израильтян с амалекитянами находится в Эрмитаже.
Религиозное полотно Мученичество святого Эразма, созданное художником по заказу кардинала Барберини для собора Святого Петра, отмечено чертами близости к караваджизму и барокко.

Мир античных мифов вдохновил живописца на создание поэтических картин, воспевающих любовь, радость творчества, гармонию мироздания и единение человека с природой.

Именно Джованни Батиста Марино подсказал Пуссену идею собрать в саду богини Флоры тех персонажей Метаморфоз Овидия (этот эпос называют «библией живописцев»), что после смерти превратились в цветы. Царство Флоры – одно из лучших произведений художника на античную тему, в котором философские мысли о страдании и воздаянии, круговороте жизни и смерти в природе изложены языком пленительной аллегории. В картине все подчинено единому ритму, все в движении, в музыке, хотя танцующими мы видим только богиню и беззаботных маленьких путти. Пейзаж напоминает здесь театральную декорацию, а действие похоже на спектакль…

Художник считал, что необходимым условием восприятия художественного произведения является работа мысли. Соединение идей античности и ренессансной эстетики в русле французского рационализма постепенно привело мастера к созданию классицистической системы построения пространства в картине, которой он следовал в своем творчестве.

Главной целью живописи Никола Пуссен полагал «изображение человеческих деяний». Его волновали темы гражданского долга, ответственности, героизма, духовной силы, величия благородных поступков и нравственного выбора. В картинах Смерть Германика, Похищение сабинянок, Поклонение золотому тельцу, Великодушие Сципиона он не стремился с максимальной точностью обрисовать конкретное историческое событие. Художник ставил перед собой задачу на основе выбранного им сюжета представить (подобно театральному представлению) определенную идею (великодушия, милосердия, самопожертвования и так далее), заставляя зрителя ее осмыслить и прочувствовать. Важнейшими выразительными средствами у него являлись жест и поза.
Пластика фигур в Похищении сабинянок напоминает лучшие скульптурные образцы античного искусства. Язык тела красноречив и прекрасен…

Идея торжества нравственного долга над слепыми страстями вполне соответствует пафосу картины Великодушие Сципиона, написанной Пуссеном на сюжет, также почерпнутый у Тита Левия. Полководец Публий Корнелий Сципион Старший, завоеватель Карфагена, возвращает побежденному им вражескому военачальнику Аллуцию его невесту, захваченную римлянами вместе с военной добычей.

Творческой независимости живописца-новатора немало способствовала удаленность от «начальства» – французского королевского двора – и близость к «родине искусств». Почти всю жизнь Пуссен провел в Риме, который покидал только на два года по «высочайшему предписанию». Несмотря на пышный прием, оказанный в 1640 году художнику в Париже, званию «первого живописца короля» и соперничеству с Вуэ он предпочел свободу творчества и при первой же возможности вернулся в Италию.

Луврский Автопортрет – одно из самых значительных и редких (ведь Пуссен не занимался портретной живописью) произведений художника. Он изобразил себя на фоне античного фриза и нескольких картин. Похожее на тогу одеяние и латинская надпись на оборотной стороне повернутого холста, вызывающая ассоциации с надписью на мемориальной доске, настраивают зрителя на возвышенный лад. Мастеру здесь пятьдесят шесть лет. Он не демонстрирует нам свои регалии или оттенки душевных переживаний, ведь творец, в его понимании, – прежде всего мыслитель. И мы понимаем, что проницательный и умудренный жизненным опытом художник способен буквально открыть нам глаза на мир.

В последние годы жизни Пуссен обратился к пейзажу. Его величественные полотна отображали природу во всей ее первозданной вселенской мощи, гармонии и красоте. «Во всем творении Пуссена нет произведения, в котором душа его выразилась бы более полно и цельно, нежели в картине Полифем, написанной в 1649 году в момент высшего расцвета мастера…» – отмечал А.Н. Бенуа. На скалистой вершине уселся циклоп Полифем, сам похожий на скалу. Страдая от неразделенной любви к нимфе Галатее, он играет на свирели. И все замерло: земля, деревья, горы, нимфы, боги, люди. Затаив дыхание, мир внимает волшебным звукам музыки.

По материалам книги А.Е. Головановой Шедевры французской живописи



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group