закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 1.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

6 июля — празднование Владимирской иконы Божией Матери в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году (великое стояние на реке Угре)

06.07.2012

 

Владимирская икона — самая известная и самая любимая в России. Ей посвящено даже три праздника в году. Перед Владимирской иконой совершались все важнейшие государственные акты в России: помазание царей на царство, избрание Всероссийских патриархов, присяга на верность Родине, молитвы при нападении врагов. Этот чудотворный образ много раз спасал нашу землю от вражеских нашествий. По преданию, Владимирская икона также написана святым евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». Таким образом,  икону благословила сама Богородица, и она почитается в народе как чудотворная.  Сначала икона хранилась в святом граде Иерусалиме, потом в Константинополе, а в XII веке Константинопольский патриарх прислал ее великому князю Юрию Долгорукому в Киев. Его сын князь Андрей Боголюбский перенес святую икону во Владимир и выстроил там для нее но вый храм. С тех пор она и зовется Владимирской. К счастью, она сохранилась, сегодня ее можно увидеть в московской церкви Святителя Николая в Толмачах, что за Третьяковской Галереей. 

Восьмого сентября празднуется день Сретения (встречи) иконы Владимирской Богоматери в Москве. Дело происходило в 1395 году. В те годы монгольский завоеватель Тамерлан пришел на Русь с несметными полчищами и начал двигаться к Москве. Навстречу монголо-татарам вышел с небольшим войском великий князь Василий Димитриевич и встал около города Коломны, готовясь здесь к встрече с врагом. Чудотворная Владимирская икона тогда находилась еще во Владимире. Туда и послал за нею князь своих гонцов. Вся Москва вышла тог да встречать икону. Духовенство и народ со слезами молились:

— Матерь Божия! Спаси землю Русскую!

В тот же день Тамерлан увидел сон: с вершины высокой горы спускаются русские святители с золотыми жезлами в руках, а над ними в лучезарном сиянии Прекрасная Дева. Она грозно повелела Тамерлану покинуть Русскую землю. Тамерлан велел созвать к себе своих мудрецов, и они разъяснили ему, что Прекрасная Дева — Заступница русских, Матерь Христианского Бога, и сила Ее неодолима. В страхе грозный хан повернул свои огромные войска назад, в степь. В память об этом событии, на месте встречи иконы, в Москве был основан Сретенский монастырь.

Второй праздник, установленный 6 июля, напоминает нам о Великом стоянии на реке Угре. В 1480 году в ответ на отказ Ивана III платить дань Золотой орде несметные полчища хана Ахмата устремились на Москву. Дойдя до реки Угры, войско хана остановилось на ее берегу, готовясь к атаке. На противоположном берегу выстроилось русское войско с Владимирской иконой Богородицы. Долго оба войска стояли друг против друга по разные стороны реки, но ни одна из сторон не решалась выступить первой. Монголо-татары ждали, пока река покроется льдом. Наконец пришел ноябрь, ударили морозы. Для врага наступило благоприятное для атаки время. Великий князь Иван III велел своим войскам отступить. Монголо-татары вместо того, чтобы ударить в спину бежавшим, решили, что их заманивают в засаду, и тоже бросились бежать. Так Москва была избавлена от вторжения хана Золотой орды Ахмата и вместе с тем избавлена от татаро-монгольского ига. 

…В 1521 году на Русь неожиданно напало огромное татарское войско под предводительством крымского хана Мухаммед-Гирея. Недалеко от Москвы враги сделали привал, чтобы после передышки со свежими силами овладеть столицей. Военные силы русских настолько уступали татарам, что оставалось уповать только на помощь Божию. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Кремля через Спасские ворота выходят небесные покровители Москвы — московские святители Петр и Алексий — и уносят с собой икону Владимирской Богоматери. А навстречу им со стороны Москвы-реки выходят Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Преподобные отцы упали в ноги выходящим с иконой святителям, умоляя Богородицу не оставлять города в такое многоскорбное время и испрашивая ему помилование. Вместе стали они петь молебен перед Владимирской иконой Богоматери, а затем, осенив ею крестообразно город, вернулись в собор. 

Из летописей узнаем, что после этого события татары собрались было пожечь московские пригороды и войти в Москву, как вдруг им предстало страшное видение: вокруг города собралось бесчисленное множество русского войска. Они доложили об этом хану, но тот не поверил — откуда у русских может быть такое войско? Он послал своих гонцов узнать, так ли это. Посыльные вернулись в ужасе:

— Медлить нельзя! Из Москвы идет огромное войско прямо на нас. Надо бежать!

И татары бежали! Это было 3 июня. И что интересно: именно в этот день, за семь лет до того, икона чудесным образом на глазах у всех обновилась — просияла дивным светом и стала как новая: краски стали яркими, сочными. Смотришь на этот святой образ и испытываешь умиление. Младенец Христос припав щекой к щеке Своей Матери, сидит на правой руке Богородицы и обнимает Ее обеими ручками… К иконографическому типу «Умиление» относятся и другие Богородичные иконы, например «Сладкое лобзание», «Взыграние младенца». Но Владимирскую икону от других можно отличить по характерному признаку: левая ножка Младенца согнута таким образом, что видна подошва ступни — «пяточка».

 По книге Н.В. Скоробогатько «Чудотворные иконы» 

Книги по теме:

Новинка редакции «Воскресный день»: «Чудотворные образы Богоматери» (серия «Русская традиция») 

Н.В. Скоробогатько. «Чудотворные иконы» (серия «Православная культура») 

Самые знаменитые чудотворные образы Богоматери (серия «Самые знаменитые») 

Самые известные события русской истории (серия «Самые знаменитые») 

50. Самые известные события русской истории (серия «50») 

50. Самые знаменитые чудотворные образы Богоматери (серия «50») 

Л.В. Китаева. «Сергий Радонежский» (серия «Православная культура») 

Н.В. Скоробогатько. «Русские святые» (серия для детей «Герои русской истории. Православная культура») 

Л. Болоболичева. «Великие князья» (серия «Герои русской истории. Древняя Русь») 

Г.К. Скоков,  Н.З. Соломко. «Андрей Боголюбский» (серия «Герои русской истории, Древняя Русь») 

Н.В. Скоробогатько. «Русская православная культура» (серия «Православная культура») 

С.В. Перевезенцев. «Московские святители» (серия «Москвоведение, Православная культура»)

 Е.В. Григорьева. «Русские иконописцы» (серия «Герои русской истории, Изобразительное искусство, Православная культура») 

В.И.Калинов, Ю.Е. Каштанов, Ю.Н. Лубченков и др. «Русские победы» (серия «История для детей „Русские победы“) 

В.И. Калинов. „Русские победы“ (серия „Русские победы“) 


 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group