закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 19.11.2019
Книга дня
Сказка о рыбаке и рыбке для любознательных
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Шестнадцатого октября родился швейцарский живописец, график, скульптор, один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века Арнольд Бёклин

16.10.2018
Арнольд Бёклин. Автопортрет. 1872

Швейцарский живописец Арнольд Бёклин (16.10.1827—16.01.1901) — один из ярких мастеров XIX века. Его деятельность приходилась на вторую половину XIX столетия, когда романтизм уже уступил место реалистическим тенденциям в искусстве. Но если считать, что главной чертой романтика, согласно словам Гёте, является его мировосприятие, то Арнольд Бёклин был подлинным романтиком. И если искать аналогии Бёклину, его национально-самобытному искусству, то это конечно Франсиско Гойя и немецкие живописцы-романтики, традиции искусства которых Бёклин передал XX столетию. С великим испанским живописцем, с Каспаром Давидом Фридрихом или с Филиппом Отто Рунге, с назарейцами Бёклина сближало желание передавать чутко и по-новому воспринимаемую им современность через столь же глубоко усвоенные и прочувствованные им как художником завоевания классической живописи. Романтик и неоклассик одновременно, он сохранил эту главную характерную черту искусства рубежа XVIII—XIX столетий — восприятие современности сквозь призму классического наследия. Бёклин вновь ищет синтез возвышенного идеала и натурных наблюдений, воскрешая классическую традицию. И его поиск ознаменовал своего рода новую волну романтического видения мира.
Всегда находясь в центре европейской художественной жизни, работая в Германии, Швейцарии, Италии, Бёклин ценил завоевания импрессионистов и в своих поисках новых сюжетов и нового изобразительного языка живописи предвосхитил еще в 1870-е годы открытия символистов. Он принимал участие в парижских Салонах, выставках мюнхенского Сецессиона, Всеевропейских художественных выставках, его новые работы и поездки освещались известным критиком и библиотекарем венской Академии художеств Карлом фон Лютцовым, но Бёклин всегда оставался мастером, склонным к творчеству вне атмосферы шумихи и сенсаций вокруг своего имени.
В Германии Бёклин изучал наследие мастеров романтической эпохи, Альбрехта Дюрера, Матиса Грюневальда, Ханса Хольбейна Младшего, в Италии — живопись «примитивов» (живописцев XIII—XIV веков, как называли их в XIX веке), его увлекали открытые лишь в XIX столетии секреты полихромии греческой скульптуры. Помимо изобразительного искусства у Бёклина было другое страстное увлечение — музыка. Его любимым композитором был Рихард Вагнер, в произведениях которого, как и в живописи самого художника, все реальное приобретало характер миража, а миражи представали как реальность. Но Бёклин высоко ценил и полюбившуюся ему в Италии мелодичную, полную то глубокого лиризма, то высокого патриотического пафоса музыку Джузеппе Верди. Живопись Бёклина высоко ценили многие композиторы. Он был любимым художником Сергея Рахманинова, который часто творил под впечатлением от его произведений.
Арнольд Бёклин родился в Базеле 16 октября 1827 года. Его родителями были Христиан Фредерик Бёклин, торговец сначала тканями, а впоследствии недвижимостью, и Урсула Липпе-Бёклин. Дед художника по материнской линии Иоганн Якоб Липпе происходил из рода Ханса Хольбейна Младшего – выдающегося мастера немецкого Возрождения. Арнольд был третьим ребенком в семье, где было еще семеро детей. Отец скептически относился к обнаружившимся склонностям сына к художественной деятельности. Но другу семейства, его учителю в гимназии, Вильгельму Вакернагелю и матери, которая была на стороне сына, удалось склонить отца к решению отправить Арнольда на учебу в Академию художеств в Дюссельдорф. Арнольд стал посещать в 1845—1849 годы класс пейзажной живописи известного мастера Ширмера. Брал уроки и у другого художника — Фейербаха, тоже относившегося к кругу «немецких римлян», то есть влюбленных в культуру Италии и проводивших там многие годы.
 В 1847 году после окончания Академии Бёклин совершает поездки в Страсбург, Аахен, Мангейм, Брюссель, Антверпен, некоторое время живет в Женеве, где работает в мастерской известного пейзажиста Александра Калама, последователя французских мастеров школы Фонтенбло. В 1848 году молодой живописец посещает Париж, где знакомится с произведениями Камиля Коро и Тома Кутюра. Обогащенный впечатлениями от искусства мастеров классики и современности, он уже хотел возвратиться на родину, но этому помешали февральские революционные события 1848 года в Германии. Отслужив в течение недолгого времени в армии в Швейцарии, в 1849 году Бёклин знакомится с дочерью бондаря из Базеля Луизой Шмидт, которую после обручения считает своей невестой. Но ее трагическая скоропостижная смерть в 1849 году нарушает все его жизненные планы.
 В начале своего творчества Бёклин работал преимущественно в пейзаже, он пишет то широкие панорамные виды (Ели во время грозы в Юре, 1849) с одиноко стоящими деревьями, как это любили немецкие романтики, то придает пейзажам некоторую таинственность (Руины города, 1847; Лунный пейзаж с руинами, 1849), изображая руины построек, освещенные холодным светом луны. Бёклин часто изображает скалистые уступы побережья Женевского озера (Горный пейзаж с чайками, 1847), маленькие озера в горах (Горный пейзаж с серной, 1849). Подобно романтикам он любит вводить в пейзажи детали, воскрешающие воспоминания о прошлом, об истории, что всегда придает видам некоторую загадочность (Могилы гуннов, 1847).
В ранних портретах художника его увлечение палитрой старых мастеров проявилось особенно наглядно. Они исполнены в темной и благородной коричнево-желтоватой гамме. Светом выделены лишь лица моделей (Портрет матери Урсулы Липпе-Бёклин, 1846; портрет невесты Луизы Шмидт, 1849). В юности Бёклину приходилось часто исполнять портреты на заказ, для заработка. В юношеские годы он начал писать портреты детей (Спящий ребенок, ок. 1844). Детские портреты всегда будут занимать особое место в его творчестве, в них он всегда стремился раскрыть внутренний мир ребенка.
Весной 1850 года по совету историка искусства Якоба Бурхардта, мнением которого Бёклин всегда дорожил, он едет в Италию. Здесь он живет до 1857 года. В личной жизни художника происходят знаменательные события: он женится на итальянке Анджеле Паскуччи, дочери стража Ватикана, у него рождаются два сына. В музеях Италии он изучает работы старых мастеров, много путешествует вместе со своими немецкими друзьями Освальдом Ахенбахом и Генрихом Дребером. В 1854 году живет с семьей в Палестрине, где пишет свои первые полотна на мифологические сюжеты, в которых впечатления от итальянского пейзажа соединяются с увлечением античностью (Праздник Вакха, 1856; Сирин, летящий к Пану, 1854;  Покинутая Венера,  1856–1860).
В Палестрине Бёклин начал писать полотно Пан, пугающий пастуха (ок. 1858) и завершил его уже по возвращении в 1859 году в Швейцарию. С 1859 года Арнольд Бёклин с семьей поселяется в Мюнхене. Здесь после приобретения королем Людвигом I его полотна Пан в камышах (1859) он становится популярным. Известный коллекционер, граф А. фон Шак, имя которого теперь носит одна из мюнхенских галерей, проявляет интерес к его творчеству и начинает покупать его работы. В 1860 году он переселяется в Веймар. Здесь его приглашают на должность профессора в Художественную школу, где он преподает в течение двух лет. Своих веймарских друзей Бёклин запечатлел в 1861 году (Портрет Рейнхольда Бегаса и Франца фон Ленбаха).
В 1862 году художник покидает Веймар и возвращается в Италию. На Автопортрете 1861 года, начатом еще в Германии, Бёклин изобразил себя сидящим у окна мастерской, откуда открывается вид на пейзаж с клубящимися облаками. В Италии был написан ряд портретов близких ему людей — жены Анджелы (Идеальный портрет Анджелы Бёклин в образе музы, 1863), портрет сына Арнольда (1863), портрет дочери Лючии (1864).
В 1863 году у четы Бёклин, изображенных на полотне Бёклин и его жена (1863), было трое детей, в 1876 году — уже девять, больше, чем в семье его отца. Он написал портрет каждого из них. В лицах своих моделей — молодых красивых людей – Бёклин искал черты римлян, их древних предков. Таковы его портреты «в образе» – Анджела Бёклин в красном головном уборе (1863), Голова римлянина (1863), Римлянка (1864). Как воспоминание о Золотом веке античности ностальгически смотрится полотно Таверна в Древнем Риме (1865–1866). Образ греческой поэтессы Сафо, влюбленной в юношу Фаона и трагически покончившей жизнь из-за несчастной любви, Бёклин тоже создал в Италии (Сафо, 1872). Именно в эти годы Бёклин вместе с Фейербахом и другим «немецким римлянином», берлинским живописцем фон Маре увлекались изучением полихромной античной скульптуры, техникой античной настенной живописи. Произведением на модные в середине XIX века «литературные» сюжеты или, как их называли, «из жизни великих людей», явилось и полотно Читающий Петрарка (1863—1864).
Картина Девушка и юноша, рвущие цветы (1866) — одно из самых поэтичных произведений Бёклина 1860-х годов. Оно написано под впечатлением живописи Тициана: обнаженные фигуры двух влюбленных изображены в позах двух героинь великого венецианца Любовь земная и Любовь небесная. Фигуры Пана, играющего на свирели около расположившейся в лесу нимфы, в полотне Весна (1862) или лежащего в глубине оврага Фавна (Фавн, подражающий свисту дрозда, 1863), — в произведениях Бёклина неотъемлемая часть природы. Они сродни людям, а не отчуждены от них. 
В 1863 году граф фон Шак заказал Бёклину картину на сюжет «вилла у моря». Впоследствии художник исполнит пять ее вариантов. Возможно, подступом к этой серии явилось созданное еще до второй поездки в Италию полотно Берег моря (1859) с изображением поросшего густой зеленью прибрежного склона и виднеющейся сквозь густую листву деревьев лоджии здания. В серии полотен Вилла у моря художник передал атмосферу, предвосхищающую трагедию. Силы природы — море, ветер, прибрежные скалы, выступающие в море, — властвуют над жизнью человека. Люди хрупки и беззащитны на фоне стихии природы, как и сама человеческая жизнь.
В 1866—1874 годы Арнольд Бёклин жил с семьей в Базеле (до 1871 года) и в Мюнхене. В этот период он много работал в монументальной живописи, писал портреты, начал увлекаться скульптурой, обратился в станковой живописи к сюжетам из Священного Писания. В 1868 году он расписал стены садового павильона дома графа Карла Сарасен-Сове, члена Муниципалитета Базеля. Сцены Бегство в Египет и Встреча в Эммаусе написаны на фоне пейзажей, которые выглядят как воспоминание об Италии, о ее великом художественном наследии.
В период между 1868—1869 годами была осуществлена и главная работа Бёклина в монументальной живописи — росписи пролетов трех лестничных клеток в здании Художественного музея в Базеле (Magna Mater, 1868; Флора, 1869; Аполлон, 1869). 
Увлечение античностью, мифом связано в творчестве Арнольда Бёклина с его огромной любовью к музыке. Может быть, наиболее наглядно позволяет говорить об этом образ Венеры, часто встречающийся в его искусстве (Рождение Венеры, 1868—1869; Венера Анадиомеда, 1873; Venus Genitrix, 1877). 
В 1876 году Бёклин получил заказ на оформление постановки оперы Вагнера Зигфрид. Живший недалеко от Люцерна в Швейцарии композитор видел у него наброски образа сказочного дракона, который очень ему понравился, и он захотел, чтобы Бёклин именно таким представил Дракона в опере, премьера которой состоялась в том же году. Образ этого сказочного героя увлек художника, и он создал несколько полотен с его изображением — Анджелика и Дракон (1873), Дракон и его жилище в скалах (1870), Руджеро, освобождающий Анджелику (1880). Как дань поклонения художника музыке и искусству выглядит и его образ музы в полотне Муза Анакреонта (1873). 
В 1870 году вместе со своим другом, гравером Фридрихом Вебером, Бёклин посетил очередную выставку Салона в Париже. Интерес к живописи старых немецких мастеров всегда был определяющим в живописи Бёклина (Плач Марии Магдалины над телом Христа, 1867—1868; Морской прибой, 1879).
В 1870-е годы художника волнует тема смерти, ее ожидания и необратимости (Голова мертвой девушки, 1879;  Голова Медузы, ок. 1878; Остров мертвых, 1880). Та же тема получила развитие в одном из самых известных автопортретов художника, написанном в Мюнхене в 1872 году. До сих пор остается загадкой не только смысловое содержание Острова мертвых, но и то, какой уголок Италии стал прообразом этого уединенного острова. Под этим названием им было создано пять полотен, отличающихся друг от друга незначительными деталями в композиционном построении, но главным образом по цветовой гамме. Все они были написаны в Италии в период 1880—1886 годов, где художник жил с 1874 года до 1885-х годов (временно, до 1892 года, он перебрался в Цюрих) и затем до своей смерти, выезжая лишь в Базель (1880 год — в связи со смертью отца) и в Берлин (1883 год — в связи с присвоением ему звания члена Академии художеств). 
В Италии в 1880—1885 его мастерскую на виа Лоренцо Великолепного во Флоренции часто посещали фон Маре и Адольф фон Хильдебрандт, с которыми он работал на этюдах в живописных окрестностях реки Арно, совершал путешествия в Неаполь, на остров Искья, в расположенное на холмах селение Позилиппо, где жил на своей вилле Вагнер. Здесь он написал такие выдающиеся произведения, как Прометей (1882) и Одиссей и Калипсо (1883), Руины у моря (1880). 
Цветовые сочетания в поздних работах Бёклина приобретают еще большую утонченность. Изысканны по колориту его полотна Одиночество (1875) и Осенние размышления (1886). 
Особо насыщенные, но мягкие краски природы Тосканы, которую особенно любил Бёклин, запечатлены в пейзажах 1874—1884 годов: Сад виллы во Фьезоле (1880-е), Итальянская вилла в саду (1875—1880), Весенний день (1883). 
Еще в 1860-е годы, когда Бёклин жил в Италии, в его творчестве появляется новая тема: изображение кентавров, олицетворяющих в воображении художника силы природы и, в первую очередь, гор. Затем появляются картины с фигурами нереид, тритонов и сирен, связанных с морской стихией. Последние, подобно его образу Венеры, олицетворяют в его произведениях еще и природные силы эроса (Тритон и нереида, 1873—1874; Сирена, 1875, Морской прибой, 1879; Игра наяд, 1886; Битва кентавров, 1871–1873).
Христианская история столь же близка художнику, как и мифология (Бог-Отец, указывающий Адаму дорогу в Рай, 1884).
Хотя Бёклин и не считал себя портретистом, но к портрету обращался постоянно (Портрет дочери Клары, 1872—1873; портрет швейцарского писателя Готфрида Келлера, 1889). Серия автопортретов, созданных на протяжении 1875—1893 годов — своего рода автобиография художника, как и его литературные воспоминания. Автопортрет в мастерской (1893), написанный в Италии, выполнен в традиции старых немецких мастеров. Образ художника, стоящего у холста с палитрой и кистью, подан как изображение в зеркале.
В 1892—1901 годах Бёклин жил уже в Сан Доменико, часто обращался к повторениям своих старых произведений (Охота Дианы, 1890-е; Полифем, 1896). Здесь же он завершил начатый еще в Цюрихе триптих Venus Genitrix (1892—1893). Воплощенная в нем тема любви, жизни, материнства прозвучала с новой силой, вдохновленная живописью старых мастеров, их алтарными образами. В Доме-мастерской Бёклина в Сан Доменико хранится фрагмент фрески Живопись на радуге, предназначавшейся для его мастерской в Мюнхене и перенесенной туда после смерти художника. Интересен и его рисунок, где изображен Летательный аппарат (1892). Подобно Леонардо да Винчи, его увлекали инженерные проекты.
Два самых известных поздних полотна Арнольда Бёклина – Война (1896) и Чума (1898) – словно предвосхитили бурную и драматичную историю ХХ столетия. Тема смерти в них обретает поистине драматическое звучание. Образы четырех всадников в картине Война восходят к гравюре Дюрера.
В 1897 году в честь семидесятилетия художника на его родине была отлита бронзовая медаль, юбилей отмечался в Художественном музее Базеля. Выставку сопровождала большая музыкальная программа, в которой звучала и музыка Вагнера. В качестве почетного гостя в этом же году Бёклин был приглашен на Биеннале в Венецию, завершавшее экспозиционную картину века. Приглашены были также самые крупные мастера из других стран: Франц фон Ленбах и Макс Либерман — из Германии, Илья Репин — из России, Андерс Цорн — из Швеции, Гюстав Моро — из Франции, Берн Джонс — из Англии.

 По книге Елены Федотовой «Арнольд Бёклин»

Книги, посвященные жизни и творчеству Арнольда Бёклина:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group