закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 19.11.2019
Книга дня
Сказка о рыбаке и рыбке для любознательных
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Замечательный украинский живописец-пейзажист Сергей Иванович Васильковский родился 19 октября 1854 года

19.10.2018

У каждого художника процесс работы над картинами сопровождался каким-нибудь таинственным ритуалом, часто непонятным для окружающих. Н.П. Богданов-Бельский, например, гнул монеты, Ю.Ю. Клевер и В.Л. Муравьев взбадривали себя вином, а Сергей Васильковский (19.10.1854– 8.10.1917) работал над картинами под игру и пение кобзарей. Эти волшебные звуки «настраивали» кисть художника на необычайно «музыкальные», задорные картины, где все, от простых уютных украинских хаток до казачьих обычаев, проникнуто, безграничной любовью к родной земле, к ее жителям. Украину изображали А.И. КуинджиА.К. Саврасов, Т.Г. Шевченко, Н.К. Пимоненко, В.Д. Орловский и многие другие. И только у Васильковского чувствовалась глубокая связь между бескрайним раздольем степей и тонкими оттенками чувств украинских песен, палящим солнцем и народным характером, размытыми дорогами и страданиями простых людей. Картины Васильковского стали поистине народными, понятными всем, кому приходилось жить или бывать на Украине. 

Начальное художественное образование будущий художник получил в рисовальной школе у Д.И. Бесперчего. Имя этого художника сегодня почти ничего не скажет неискушенному зрителю. Между тем, Бесперчий был способным педагогом, всю свою жизнь посвятившим обучению начинающих художников. Он прошел серьезную академическую подготовку у К.П. Брюллова и, подобно П.П. Чистякову, любил устраивать простые и, одновременно, сложные экзамены для учеников. Его излюбленным заданием было пристальное наблюдение окружающей природы. Он требовал от учеников: «Прочти мне это облако! Прочти это дерево. Какие здесь полутона?». И все они умели безошибочно «прочитать» небо и изобразить его оттенки.

Рисование не было единственным юношеским увлечением Васильковского. Он обладал прекрасным голосом, умел играть на многих музыкальных инструментах и, особенно, на бандуре. Ко времени поступления в Академию художеств Васильковский мог бы с таким же успехом начать певческую карьеру. В Академии Васильковский числился учеником профессора М.К. Клодта. Прогрессирующая болезнь последнего не позволила ему в должной мере повлиять на формирование молодого художника. В это время многие будущие пейзажисты, формально находящиеся под опекой Клодта, пытались искать себе других наставников. Из петербургских живописцев Васильковскому был особенно близок В.Д. Орловский. Оба они были выходцами с Украины, и оба, каждый по-своему, стремились запечатлеть в живописи пейзажи родины. 

Каждое лето Васильковский выезжал на родину. Лесистые окрестности Санкт-Петербурга не могли заменить ему жарких украинских степей. Украина, воспетая народными песнями, тонким юмором народного фольклора и особенно Н.В. Гоголем, притягивала его. Первые картины Васильковского академичны по исполнению и тематически близки украинским пейзажам Орловского. Но, видимо, академический метод не устраивал Васильковского, потому что безупречная точность рисунка, которую исповедовал Орловский, превращала картины в мертвые бездушные виды, далекие от той песенной поэтичности, которой богата природа Украины.  Пейзажи Журавлевка, Летний день, Утро, После дождя хорошо скомпонованы, но лишены свежести натурного этюда. Васильковского привлекало изображение широты пространства, свойственной степям Украины. Однако использование академических приемов, таких как строгое деление композиции на перспективные планы, уходящая к горизонту дорога, выделение смыслового центра, придавало картинам излишнюю рассудочность.

Дипломная работа Васильковского, картина По Донцу, была выполнена в академическом духе, а деревья написаны до мельчайшего листочка, что и требовалось от художника, достойного большой золотой медали, дающей право на пенсионерскую поездку.

Во Франции Васильковский искал новые идеалы для подражания, в наибольшей степени отвечающие его ощущениям живой природы. Как и подобало пенсионерам, он начал с копирования картин в Лувре. Однажды, работая там вместе со своим другом Н.С. Самокишем, таким же пенсионером Академии художеств, они встретились с И.П. Похитоновым. Слово за слово, и Похитонов открыл глаза Васильковскому на современных французских пейзажистов. Васильковский стал детально изучать картины художников барбизонской школы Теодора Руссо, Шарля Добиньи, Констана Тройона, Нарсисса Диаза, а также Камиля Коро. Интерес к барбизонцам оказался столь велик, что Васильковский не только работал в тех же самых местах, что и они, но даже выполнял копии с их картин. Во Франции он фактически переучивался, нисколько о том не жалея. Французские пейзажи художника близки миниатюрам Похитонова, написанным примерно в то же время. Утро в Безансоне Васильковского напоминает картину Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы Похитонова похожим приглушенным зеленовато-коричневым колоритом, непритязательностью мотива и тщательностью в изображении «скучных» деталей: травинок, цветов и низеньких домиков. 

Обладая огромным трудолюбием, Васильковский объехал почти всю Францию, Испанию, Англию, Италию. Везде он писал картины с натуры. И его пейзажи получались естественными, лишенными прежней сухости академического метода. В Испании и Италии написаны этюды, посвященные прибою на море, в Венеции – виды Лагуны и всемирно известных памятников архитектуры. Не дожидаясь окончания срока заграничной поездки, Васильковский вернулся, чтобы путешествовать по родной Украине. Сельские домики Безансона сменились украинскими хатками с покосившимися крышами, западноевропейские вязы – ветлами и вербами, а французские крестьяне – украинскими бабами в пестрых народных сарафанах… В картинах художника нет неожиданных эффектов, равно как и разнообразия пейзажных мотивов. Все они слишком обыденны и типичны и вместе с тем обладают свойством запоминаться, возрождать в памяти самые теплые чувства и ассоциации.

 Вглядитесь в картину Полтавщина. Тихий вечер. Вы не увидите ничего сверхъестественного и в то же время поймаете себя на мысли, что в ней есть что-то неуловимо волшебное. Или же картина Зима. Снежная бесконечная равнина, крохотные домики, почти исчезнувшие под снегом, бархатные сугробы, светящиеся под лучами бледного солнца – прекрасный морозный день. «Картины Васильковского, – отмечали его современники, – как будто смеются и радуют глаз своим опрятным видом… В его работах нет места вялым чувствам, безвольным рефлексам. В них все широко и глубоко, в полную силу, отважно и задорно».

Васильковского волновала настоящая жизнь, ее обычаи и нравы. Любая сценка с участием простых людей под его кистью превращалась в увлекательный поэтический рассказ, где обычно все ясно без слов. Такие картины, как Свидание, На поповском дворе, На волах, Подарок.  А что мать скажет?, с искренней любовью передают неповторимую атмосферу украинской народной жизни. Излюбленной темой Васильковского стала жизнь украинского казачества. 

Может показаться, что для художника не было другой жизни, кроме казачьей, другой природы, кроме степной малороссийской, и других событий, кроме жизни украинской деревни. Все так, только это не повод, чтобы превращать Васильковского в сугубо украинского художника. Некоторые картины Васильковского, вроде изображений грязной весенней дороги, распутицы, навеяны пейзажами русских художников А.К. Саврасова, М.К. Клодта и других. Художника также привлекло событие из жизни российского императорского дома, которое произошло под Харьковом в 1888 году. Историки упоминали о крушении царского поезда у станции Борки под Харьковом наравне с войнами, государственными переговорами и другими событиями общероссийского масштаба. В честь чудесного спасения императорской семьи по всей России открывались храмы. Крушению был посвящен целый альбом фотографий, за который их автор получил высочайшую государственную награду. А о недюжинной силе императора Александра III стали слагать легенды и отмечать, что благодаря ей изменилась если не судьба России, то ее развитие. У небольшой станции Борки, под Харьковом, 17 октября 1888 года потерпел крушение поезд, в котором ехала семья Александра III, возвращаясь в Петербург из Ливадии. В обществе поползли слухи, что это дело рук народовольцев, которые покушались на Александра III год назад. Во время крушения император проявил себя как настоящий вождь великой нации: пользуясь своей силой, он удерживал на себе крышу вагона, пока из него не вышли все члены его свиты. Ушибы привели к тому, что Александр III тяжело заболел и скончался позже в сравнительно молодом возрасте. В картине Осмотр Петром I Харьковской крепости в 1709 году художник представил еще один исторический факт, касающийся русского императорского дома.

В 1890-х годах творчество Васильковского получает большое признание. Его работы приобретаются музеями и частными коллекционерами. Некоторое время Васильковский, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье, живет в Крыму. Художник знакомится с красотами Ялты, Мисхора, Гурзуфа, любуется Ай-Петри. Он возвращается из Крыма здоровым, полным сил и привозит с собой множество картин и этюдов, написанных маслом, пастелью и акварелью. Акварельные работы были представлены на выставке Товарищества акварелистов, которая экспонировалась во многих городах России. 

Картины Васильковского отличались небольшими размерами. Он любил писать на прессованных картонках или на французских буковых дощечках. Его художественной манере свойственна особая аккуратность и точность, даже старательность. С особым искусством художник передает вибрацию света и воздуха, игру солнечного света. В 1896 году художник создает одно из самых замечательных своих произведений – картину «Казачья левада». Критики назовут ее «портретом ясноокой Украины». Левитан, увидев эту работу Васильковского на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, снял с выставки свое полотно «Свежий ветер на Волге» и переписал верхнюю его часть.  Васильковский выступает не только как автор лиро-эпических пейзажей. Он создает также ряд жанровых и исторических картин (Запорожец на разведках, 1889; «Казак и девушка», 1894; «Поход казаков», 1917).

Творчество Васильковского не ограничивалось только пейзажами. Для альбома Из украинской старины он исполнил целый ряд портретов. Это издание давно уже стало библиографической редкостью. Тем интереснее сегодня рассматривать портреты, написанные художником, которые по праву можно отнести к жемчужинам украинского искусства. Васильковский попытался воссоздать и исторические национальные костюмы, и характеры совершенно разных людей. Так, Адам Кисель, политический деятель Юго-Западной Руси времен Богдана Хмельницкого, изображен в расписном народном камзоле с булавой в руке. Григорий Савич Сковорода, известный философ, получивший прозвище «украинского Сократа», показан с книгой в руке. Работы Посполитый, Сечевой дед, Кобзарь-слепец, Задунайский запорожец, Полковница. Казачина — прекрасно характеризуют историю украинского народа.

Живописец не был портретистом в привычном смысле этого слова. Зато он вполне заслужил репутацию мастера украинского народного характера. Глядя на Запорожцев Репина, нельзя не проникнуться их чувством собственного достоинства. Иное дело портреты Васильковского: здесь украинские казаки это не только бесшабашные весельчаки, но и мудрые государственные деятели, мыслители-философы и отважные воины, повидавшие много горя и радостей на своем веку.

Богатый народный фольклор, любимая с детства природа Украины – все это питало творческое вдохновение художника. Он не стремился к званиям, которые ему могла присудить Академия художеств в Петербурге, хотя он и участвовал в ряде выставок в Петербурге и Москве. Васильковский является автором альбомов «Из украинской старины» (1900) и Мотивы украинских орнаментов (1912), над которыми он работал совместно с Н.С. Самокишем. За свою творческую жизнь Васильковский создал около 3500 работ.

Он умер в Харькове 24 сентября 1917 года. Перед смертью художник завещал 1348 своих работ и свою коллекцию (несколько сотен работ, подаренных ему художниками) Харьковскому художественному музею. В 1900 году состоялась персональная выставка в Харькове, где экспонировались 120 работ художника. А в 1912 году на персональной выставке в Харькове было выставлено 300 его работ.

Книги, посвященные жизни и творчеству Сергея Васильковского:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group