закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 26.04.2018
Книга дня
50 великих художников мира Астахов Ю .А.
Картина дня
Барка Данте (Данте и Вергилий в ладье, перевозимые Флегиасом, переезжают через озеро, окружающее стены адского города Дита) Делакруа, Эжен
Воскресный день » Авторская колонка »

Двадцать третьего ноября родилась французская художница российского происхождения, автор знаменитого дневника Мария Константиновна Башкирцева (23.11.1858−31.10.1884)

23.11.2017
М.К. Башкирцева. Автопортрет с палитрой
    В ее жизни было все. Богатство, роскошь, предвосхищение малейших желаний, обожание, переходившее со стороны деда и матери в боготворение. Мария Башкирцева  родилась в богатой и родовитой семье Башкирцевых, чьё имение славились роскошью и хлебосольством на Полтавщине, и уступало по величине лишь имению знаменитого графа Кочубея, но почти не помнила Украины, так как в десятилетнем возрасте была увезена за границу − из-за слабого здоровья, по настоянию обожавшего ее деда-англомана, аристократа, библиофила, тонкого ценителя искусства. Почти не помнила она и отца, с которым мать рассталась, выиграв бракоразводный процесс, что тогда было редкостью для России.
    Мари проведет свое детство, вдыхая аромат миндальных садов на юге Франции, слушая негромкий шум моря на Лазурном берегу, засыпая под его рокот. Многие места старой Европы, знаменитые одним своим звуком, станут ей родными: Ментона, Лондон, Париж, Ницца. Не будет ни одного музея, ни одной картины, ни одного спектакля, концерта, который она не посмотрела, не оценила бы, не записала в свой знаменитый сенсационный «Дневник»… Одиночество, его золотая клетка (из-за рано развившихся болезней — хронического ларингита похитившего голос, великолепный от природы), и слух, данный лишь редкостным пианистам, а позже – туберкулез, приведший к  ранней смерти, и были той силой, что поднимали со дна ее души впечатления, отраженные в весьма специфических дневниковых записях, а также наложили отпечаток на все ее дарования.
    «Кому много дано, с того многое и спросится!» − написано и придумано не нами. Трудная, похожая на блеск рано сорвавшейся с неба звезды, жизнь Марии Башкирцевой − тому подтверждение. Ее дарования и познания в литературе, музыке, живописи, химии поражали современников, но в итоге такое блистательное вступление в жизнь, такой каскад упоительных возможностей обрывается столь внезапно, что, впервые увидев даты ее жизни, думаешь: не опечатка ли это?! Образ  Марии Башкирцевой в расцвете ее таланта и за несколько месяцев до смерти взволнованно рисует рассказ известного в своё время во Франции критика Франсуа Коппе. Вот отрывок из него: «В эту минуту вошла мадемуазель Мари. Я видел ее только раз, я видел ее в течение какого-нибудь часа − и никогда не забуду ее. В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием всё видеть и всё знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. М-ль Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное… воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила. На мои поздравления она отвечала мне мелодичным, приятным голосом, без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах… в своем отчетливом желании славы. Чтобы посмотреть другие ее работы, мы поднялись в мастерскую. Любопытство влекло меня в более темную часть мастерской, где я увидел тома, стоявшие плотными рядами на полках. Тут были все высокие творения человеческого духа и все − на своих родных языках − и французы, и англичане, и немцы, и древние греки. И русские и итальянцы. И это вовсе не были книги, выставленные напоказ. Это были настоящие книги, читанные и перечитанные, потрепанные, изученные. Рядом стоял открытый рояль, на котором прекрасные руки Мари переиграли всех музыкальных авторов…»
     Её дневник, два тома которого были впервые изданы в 1887 году во Франции, вызвал настоящую сенсацию, так как написан он предельно откровенно, подобных ему почти нет в истории, и, может быть, поэтому он подвергался столь яростной критике… Книга, тем не менее, пользовалась популярностью. И.А. Бунин, поначалу резко воспринявший эти записи юной души, в мае 1942-го сделал в своих тетрадях такую пометку: «Кончил перечитывать „Дн-к“ Башкирцевой. Вторая половина книги очень примирила меня с ней. И какая действительно несчастная судьба!..» К слову сказать, в России он не был издан вплоть до 1999 года, как не было до сих пор и не одной выставки работ Башкирцевой в России или на Украине, и мало кто может судить о ней, как о незаурядном и талантливейшем художнике конца XIX века. «Мне кажется, никто не любит всего, как я люблю, — пишет Мария на сокровенных страницах, − искусство, музыку, живопись, книги, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, всякую погоду, все времена года, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, осень с ее дождями, весну с ее тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи, наполненные сверкающими звездами… Я люблю все до обожания. Я хотела бы все видеть, все обнять, все иметь, слиться со всем!..» А ведь ее упрекнут в холодном темпераменте − полюбила не мужчину, а искусство — до самозабвения, решив отдать ему всю жизнь… Да, было так, иначе откуда бы возникло за очень короткий период более 150 картин?
Но как ошибались говорящие о том, что в ней больше было мужских качеств, чем женских, что она была холодна, как лед! Они просто не имели возможности заглянуть в ее письма к Мопассану, которые до сих пор известны отрывочно. Она не искала со знаменитым тридцатилетним писателем встреч, свиданий, но ее письма талантливые, нервные, блестяще, написанные со свободными ссылками на древних и современных авторов, женственные, остроумные, немного грустные задели болезненную душу Мопассана, вызвав его на откровенность. Он был очарован письмами русской незнакомки, он жаждал прочесть новые строки, в его ответных письмах чувственный цинизм перемешивается с глубокой откровенностью и плохо скрытой нежностью к очаровавшей его Мари. И может быть только чтобы оградить себя от готовящейся нахлынуть на него лавины чувств, он пишет Марии цинично-остроумное письмо, которое она сочтет оскорбительным для себя. Башкирцева отвечает Мопассану последний раз: «Вы не тот, кого я ищу. Но я никого не ищу, ибо полагаю, что мужчины должны быть аксессуарами в жизни сильных женщин. Невозможно поручиться за то, что мы созданы для друг друга. Вы не стоите меня. И я очень жалею об этом. Мне так хотелось бы иметь человека, с которым можно было бы поговорить…» Переписка оборвалась, и все попытки со стороны Мопассана возобновить ее, встретиться с Мари − были тщетны.
    Она остается одна. Золотая клетка ее одиночества захлопывается еще сильнее. Она уходит в музыку, живопись, книги, ею овладевает лихорадка чтения, жажда все больших знаний, она составляет план занятий. Читает на латыни, французском, английском по 5–6 книг и десяток газет за день! Пренебрегает советами врачей, играет на рояле помногу часов в день. В конце 1877 года она поступает в частную академию профессора Жулиана. После первых же занятий профессор Жулиан отмечает успехи новой ученицы: «Я думал, что это каприз балованного ребенка, но я должен сознаться, что она действительно работает, что у нее есть воля и она хорошо одарена. Если это будет продолжаться, то через три месяца ее рисунки могут быть приняты в Салон…»(ежегодная парижская выставка). Так оно и случилось. Одну из картин Марии Башкирцевой выставили в Салоне среди ученических работ. Весьма строгое жюри единогласно присудило ей первую золотую медаль.
    В два года осваивая семилетний курс академии, она работает, полубольная, по 12−14 часов в день, почти ночует у мольберта и холстов. Учителя в изумлении смотрят на профессиональные холсты начинающей ученицы, оскорбительно выпытывают: ей ли самой принадлежат все эскизы и рисунки… (В студии. Мастерская Жулиана, 1881)
    Она писала о жизни, о красках и тонах, которые правдивы и поют, она получала медали и призы на выставках, она познала вкус прижизненной Славы, но не была ею прельщена: «Радости от побед нет, потому что это достигнуто долгим и кропотливым трудом, в них нет ничего неожиданного,  а также я чувствую себя на пути к более высокому и совершенному, и содеянное уже не удовлетворяет», − писала она в «Дневнике». Скоротечный туберкулез отнимал ее последние силы. Она подолгу лежала в постели вынуждена была прервать занятия, но на последней своей, неоконченной, картине нарисовала молодую женщину, сидящую на траве в цветущем весеннем саду (Весна, 1884). Умерла она осенним дождливым днем, 31 октября 1884 года, не дожив двух недель до своего 26-летия. На следующий год французское общество женщин-художниц и скульпторов устроило первую посмертную выставку ее произведений. Спустя еще время по инициативе и на средства голландских живописцев состоялась выставка ее работ в Амстердаме. После художницы осталось всего несколько полотен во Французских музеях − Люксембургском, Лувре, музее Ниццы. Три лучших ее картины (из сохранившихся) − Дождевой зонтТри улыбкиОсень (все − 1883) находятся в настоящее время в Государственном Русском музее. Остальные картины ждала печальная участь, основную часть ее наследия родные увезли в имение на Полтавщину. В 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой… Уцелевшие во флигеле картины погибли во время бомбежки окрестностей Киева в 1941 году… Но имя ее не кануло бесследно. На каменном свитке статуи символизирующей бессмертие (работа французского скульптора по заказу правительства) выбито ее имя − Мария Башкирцева.
   Мопассан же, посетив ее могилу, сказал: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group