закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 7.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Георгий Гупало: «Только всеобщими усилиями мы сможем изменить положение дел в нашей отрасли».

01.12.2009

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на первом заседании

Издательского Совета Русской Православной Церкви

18 ноября 2009 г.

 

Ваше Святейшество, глубокоуважаемые архипастыри и пастыри, господа.

ВСТУПЛЕНИЕ

Несколько лет назад, по благословению Патриарха Алексия, наша компания создала интернет-портал «Православная книга России». Это крупнейший и пока единственный информационно-просветительский ресурс в Интернете, целиком и полностью посвященный православной книге. Мы собираем и анализируем всю православную книжную продукцию. Любой желающий может без труда найти нужную книгу, издателя, магазин или библиотеку. Мы приглашаем известных церковных и общественных деятелей, издателей и деятелей культуры высказать свои мысли о нынешнем положении дел в области культуры и в книжном мире. Аудитория портала постоянно растет и сейчас насчитывает 200 тысяч человек в месяц. Пока только мы исследуем и делаем попытки проанализировать рынок православной литературы, находим и рекламируем удачные книжные проекты разных издательств и выявляем псевдоправославные и контрафактные издания. К сожалению, число последних сейчас заметно увеличилось. Мы попытались понять, почему, и для примера взяли один из бестселлеров этого года, явного лидера продаж на церковном рынке. Не стану называть книгу и ее издателя, т.к. уже было сказано, что таких книг выходит довольно много. Исследование, которое мы провели, открыло множество интересных подробностей и позволило сделать определенные выводы. О них я сейчас и расскажу. 

Для начала приведу несколько цитат из книги:

«…Помогает и земелька с батюшкиной могилки. Когда у меня сильно заболели ноги — от многой ходьбы — я стала прикладывать земельку в мешочке к ноге на ночь. Одна нога прошла сразу же на следующее утро, а вторая из-за моей глупости болела еще неделю. Земелька была не в матерчатом, а в целлофановом мешочке. И на другую ночь я положила мешочек на вторую ногу и уснула. Он прорвался, и песочек просыпался. А ведь он освященный. Поэтому и пришлось мне, грешной, целую неделю ждать исцеления. Надо быть внимательными и к святыням относиться с благоговением».

Всего в книге 320 страниц, они наполнены снами, страшилками, чудесами и исцелениями от волшебной земельки с могилы старца. Кроме того, читатель может узнать, что: «лучше трех мужиков убить, нежели малого ребенка безвинного»;  что «за один аборт нужно делать в день 50 поклонов, кушать один раз в день без растительного масла»; что «венчаться надо только когда плоть горит»; что Григорий Распутин был тайным святым схимником, о том, что вместо крестика можно носить царский рубль с изображением святого царя Николая, этим же рублем можно крестить людей и освящать воду. Книга научит вас правильно посыпать земелькой с батюшкиной могилки свою квартиру, чтобы прогнать злых духов. И предупредит о том, что если «прикоснёшься к колдунье или просто посмотрит она на тебя, и уже «запустит» в тебя беса». Но самое главное, что главным условием нашего спасения является почитание Царственных Мучеников: «Кто их не признает — не спасется».

Обращаю ваше внимание на то, что на книге стоит благословение одного архиепископа. Вот мы и начали с того, что написали ему письмо с просьбой обратить внимание на данную книгу и разъяснить, как на обороте титула оказалось его благословение. К нам на почту портала довольно часто приходят письма от владык, в которых они извещают, что не давали тому или иному издателю благословение на издание. Мы думали, что владыка ответит нам так же. Но, несмотря на многочисленные звонки-напоминания, времени на ответ он так и не нашел, а потом через своего пресс-секретаря сообщил, что не намерен отвечать на письма какого-то там московского книжного портала. Тогда мы обратились с просьбой о помощи к новоназначенному Председателю Издательского Совета Митрополиту Клименту, который сразу откликнулся на нее и послал вопрос уже от имени Председателя Издательского Совета. Через несколько недель владыка ответил, что автора не знает, книгу не видел, благословение не давал. Не верить русскому православному архиепископу мы не можем. Потому сделали вывод, что ситуация еще более драматичная: книга издается с 2001 года в четвертый раз, но за восемь лет никто не показал ее владыке, никто не обратил внимание на ересь, глупость и мракобесие в книге. Хотя книга лежит на прилавках во всех крупных храмах епархии.

Удалось кое-что узнать и об авторе.

Вы, наверное, думаете, что весь этот невежественный бред написала малообразованная старушка? Нет. Книгу написал главный редактор областной православной газеты, руководитель одного из самых посещаемых православных сайтов, аудитория которого превышает 100 тысяч человек в месяц, сайта, который весь наполнен еще большим количеством глупостей: снами и сновидениями, баснями и побасенками типа «одна бабушка видела во сне…» Сайт, в котором в огромном количестве присутствуют бесы, колдуны, антихристы… Сайт, который ждет прихода Антихриста с минуты на минуту.

Правящий архиерей, не благословивший издание цитируемого шедевра, наградил его создателей орденами и медалями, а сама книга получила главный приз на региональном книжном конкурсе. Награду автору вручал другой архиерей – митрополит, который так же не утрудил себя вниманием хотя бы пролистать книгу. Пяти минут хватило бы, чтобы разобраться в ее качестве.

Сам автор называет себя антисинодалом, уверяет, что руководство Церкви наполнено жидомасонами, которые хотят продать Русь Папе Римскому. Да и о своей книги он пишет так: «Я настаиваю на том, что в этой книге нет таких серьезных ошибок, которые выводили бы ее за рамки Православного книгоиздательского процесса». Фразу понять невозможно, но по эмоциональной окраске видно, что он считает все цитаты, приведенные нами, истинно верными, а к его книге нужно относиться как  к «живому, подлинному Православию, не пропущенному через сито псевдобогословской схоластики».

Кстати сказать, владыка до сих пор не обращает внимания на то, что на официальном епархиальном сайте стоит ссылка на вышеупомянутый сайт, как на один из главных просветительских проектов епархии.

После публикации нашей рецензии на книгу многие церковные книжные магазины удалили ее с прилавков. Некоторые решили «разобраться самостоятельно» и удалили только тогда, когда по нашей просьбе газета «Церковный вестник» опубликовала свою рецензию на это безобразие. Но и сейчас книгу можно встретить в столичных храмах и монастырях, а за пределами Москвы она продается еще более успешно.

Это лишь один пример, но такие книги плодятся и множатся, и проблема растет, как снежный ком. Давайте разберемся, почему так происходит, почему такие книги издаются, почему издатели самостоятельно ставят благословение владык, а сами владыки часто не реагируют на откровенный подлог, дискредитирующий их имя, почему такие книги успешно реализуются в наших церковных лавках. Вопрос это не простой, и пути решения его мы должны найти вместе.

Тут необходимо сделать отступление от начатой темы, рассказать, что такое современное православное книгоиздательство, и остановиться на некоторых проблемах, с которыми сталкиваются издатели православной литературы.

КНИЖНЫЙ РЫНОК

Исследование православного сегмента книжного рынка не проводилось, но по данным Книжной палаты известно, что литература религиозного содержания составляет примерно 2–2,5% от всего числа выпускаемых наименований. Книжная палата включает в раздел религиозной литературы книги всех конфессий и сект, атеизм и эзотерику. Если согласиться, что всего в России издается чуть более 100 тысяч наименований книг, то это значит, что религиозной литературы выходит около 2,5 тысяч наименований. Сколько же из них православных?

По оценкам «Правкниги», статистика Книжной палаты не верна. Только на нашем портале фиксируется более 2000 наименований в год, но думаю, что в России издается около 3000 наименований православных книг, а оборот отрасли составляет около одного миллиарда рулей в год. Это почти в 2 раза меньше годовой выручки компании Comedy Club. Около 25 процентов от всего объема выпускаемой продукции составляют собственно книги, остальное – брошюры. Можно с уверенностью утверждать, что рынка православной литературы вообще нет. Напомню, что рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Но отношений никаких нет, нет законов, регламентирующий рынок, нет рычагов его управления. Правильно было назвать нашу деятельность базаром. Напомню определение слово базар – это оборудованная или необорудованная территория, обычно в населённых пунктах, где происходит массовая торговля с рук.

ИЗДАТЕЛИ

Кто выпускает православную литературу? Сейчас в нашей базе насчитывается около 1500 издательств, выпускающих православные книги. Количество издательств растет очень быстро, за счет крупных светских издательств, открывающих православные отделы. До недавнего времени еще несколько лет назад работало около 200 издательств, специализирующихся на выпуске православной литературы.

Все издательства можно разделить на три группы.

  1. Церковные издательства. Прежде всего, это старейшее Издательство Московской Патриархии (нужно отдать должное прот. Владимиру Силовьеву, который фактически на наших глазах «воскресил Лазаря» — поднял мертвое издательство и вывел его в лидеры отрасли), епархиальные (наиболее крупное – издательство Белорусского Экзархата, а в России – издательство Саратовской епархии), монастырские (прежде всего, нужно назвать издательство Сретенского монастыря как одно из лучших издательств в России) и отдельных приходов. В сумме они составляют около 20% рынка.
  2. Издательства, специализирующиеся на выпуске православной литературы. Это светские ООО или ПБЮЛ. Все они малочисленны, у всех серьезные проблемы с комплектацией штата. По масштабам лидеров книжной отрасли имеют карликовые размеры. Это наиболее сложная группа. Среди них есть и достойные издательства, которые обеспокоены качеством выпускаемой продукции, приглашают специалистов, стараются издавать исключительно православные, богословски выверенные книги. Некоторые из них социально ориентированы. Участвуют в жизни Церкви и оказывают всяческое содействие священноначалию. Из наиболее крупных и ответственных можно назвать «Сибирскую благозвонницу», «Паломник», «Отчий дом», «Правило веры», «Ковчег», «Лепта-пресс». А есть многочисленные сверхмаленькие издательства, многие из которых работают разовыми заказами или маленькими самостоятельными проектами, но, как правило, преследуют одну цель – быстро извлечь прибыль. Это наиболее сложная и труднорегулируемая часть издательского мира. Все вышеперечисленные издатели не только малочисленны, но и крайне разобщены, некоторые довольно агрессивно настроены друг к другу, деятельность свою предпочитают скрывать от всех. Большинство из них не имеет собственных сайтов, а об Интернете имеют весьма смутное представление. Но именно эта группа является основным движителем рынка: по нашим оценкам, они заполняют более 70% рынка.
  3. Третья и наиболее перспективная группа — это издательства или отделы, созданные при светских издательствах. Мы называем их издательствами, выпускающими, в том числе, и православные книги. Тут, наверное, правильно было бы назвать издательство ДАРЪ как явного лидера данного сегмента. Активно создают православные отделы почти все крупные и средние светские издатели. Всерьез они занялись разработкой православной тематики потому, что светский книжный рынок переживает кризис перепроизводства и нужно открывать новые направления, а также потому, что в обществе наблюдается повышенный интерес к религиозной и православной тематике. Пока эта группа заполняет около 10% рынка. Но т.к. количество издательств неуклонно растет, они все глубже проникают на церковный рынок, а их система дистрибуции столь обширна, что позволяет формировать своего читателя, то думаю, что в ближайшие годы мы будем наблюдать значительный рост именно этой группы. Это еще одна проблема, с которой Церкви предстоит столкнуться уже в ближайшие годы. Ведь основной и, пожалуй, единственной целью деятельности книжных монстров является получение прибыли любой ценой. В ущерб качеству и не обращая внимания на наши правила и традиции. Один издатель мне прямо сказал, что будет ломать ретроградство нашей Церкви и будет делать то, что нужно народу, а не попам. В качестве яркого примера я могу привести книги т.н. «отца Вадима», не имеющего ни фамилии, ни сана, ни места служения. Ежегодно гигантскими тиражами выходит несколько книг данного автора, названия которых говорят сами за себя: «200 способов исцеления святой водой», «Лечение святыми иконами». Люди, имеющие о Церкви и Православии очень смутные представления, легко покупают книги «батюшки Вадима». Они яркие, дешевые, простые по содержанию. У него же вышла «Энциклопедия православного христианина», которая на 1/3 является точной копией «Закона Божия» прот. Серафима Слободского, а на 2/3 сборником рецептов лечения любых болезней с помощью трав, молитв и заговоров. Все эти книги они успешно реализуют через свои светские книжные сети и только присматриваются к церковному рынку сбыта, но формируют и удобряют почву для экспансии. Они потворствуют читателю, который ищет простые способы лечения болезней и решения своих проблем.

КОЛИЧЕСТВО

Большая часть православных издательств выпускает от 1 до 10 книг и брошюр в месяц. Для примера: два крупнейших издательства ЭКМО и АСТ ежемесячно выпускают больше наименований, чем все православные издательства и отделы вместе взятые за целый год – 2,5–3 тысячи наименований.

Средний тираж книги в России составляет около 5 тысяч экземпляров. При этом не нужно  забывать, что книги реализуются на всем постсоветском пространстве и теперь уже по всему миру. Мы давно перестали быть самой читающей нацией, и сейчас нас можно ставить вровень с малоразвитыми или развивающимися странами. У нас редко можно найти книгу, тираж которой превышает 100 тысяч экземпляров. В то время как в Польше выходит несколько десятков книг, тиражи, которых превышают 300 тысяч. Для примера могу привести нашумевшую книгу Дэна Брауна «Код да Винчи», которую в России продали тиражом около 1 миллиона экземпляров, в то время как в Швеции, где проживает 8,5 миллионов человек, ее тираж составил 1,2 миллиона. Можно было бы поздравить себя с тем, что наш народ не читает такую галиматью. Но, увы, наш народ вообще ничего уже не читает. По данным опросов ВЦИОМ, 60% граждан признают, что не читают за год ни одной книги. Думаю, что таких людей еще больше, т.к. многие еще стесняются признаться в том, что не читают книг. Из общего числа опрошенных людей, которые твердо называют себя не просто православными, но церковными, 40% признают, что у них дома нет книг религиозного содержания. То есть нет даже Евангелия. 

Всего в России около 3000 книжных магазинов — это чуть больше, чем в Париже. У нас на 66 тысяч человек приходится один книжный магазин, в то время как в Европе один книжный на 2–2,5 тысячи жителей. В этом отношении, Русская Православная  Церковь, насчитывающая без малого 30 тысяч приходов, а это значит, что и 30 тысяч потенциальных книжных магазинов и библиотек, может стать почти главным источником книжного просвещения, может стать спасительницей нации. Ведь в городах с населением до 50 тысяч человек нет книжных магазинов вообще. Мы возвращаемся к старым дореволюционным временам, когда Церковь давала начальные знания и была единственным очагом культуры в глубинке. Сейчас от нас зависит, будут ли читать наши потомки и будет развиваться наша страна, или она превратится в Верхнюю Вольту, останется только источником сырья для развитых стран, каковой, по большому счету, является сейчас.

Есть и еще один аспект. Народная поговорка гласит: свято место пусто не бывает. Приезжаю в один из крупных областных городов центральной России. В кафедральном соборе, равно как и в других городских храмах, стоит не более 50 наименований книг. Это на город с миллионным населением. В основном брошюрки. Книги на реализацию брать не хотят. Говорят, что покупателей нет. Но покупатели регулярно ездят в Москву за книгами или ходят в светский книжный магазин, где в отделе (SIC) «Оккультизм, эзотерика, религия» можно купить православные книги. Так поступает даже малочисленное количество читающего местного духовенства, которое даже не выступает за закрытие отдела, т.к. после его закрытия они не смогут приобретать необходимые книги. Но православная полка занимает не более 5% объема всего отдела. Все остальное – эзотерика и колдовство. Примерно такую же картину можно наблюдать и в столичных светских магазинах. Нет православных книг, но в огромном количестве оккультизм. Почему? Свято место пусто не бывает.

80% издающихся в России книг выходит тиражом до 1000 экземпляров. В православном сегменте рынка есть определенный позитив. У нас такими тиражами выходят только качественно подготовленные творения святых отцов и сочинения наших дореволюционных ученых. Средний тираж православной книги чуть выше – около 7 тысяч экземпляров. Есть и лидеры продаж, которые легко могут соревноваться со светскими книжными звездами. Есть книги, которые проданы в количестве более 3 миллионов экземпляров. Увы, это не Евангелие и не святые отцы.

КАЧЕСТВО КНИГ

Как уже было сказано ранее, большинство наших православных издателей не имеют нужного количества работников, не имеют возможности оплачивать работу специалистов. Поэтому в основном качество православной книги оставляет желать лучшего. Редко кто способен создать новый книжный шедевр да и простой высокохудожественный альбом. Если светские издатели не считают нужным улучшать качество книги, то мелкие православные издатели не имеют такой возможности. К тому же в последние годы наблюдается общий упадок культуры. Может быть, поэтому и в наших церковных лавках именно в последние годы стали пользоваться особым успехом аналогичные книгам «отца Вадима» издания: «Божья аптека», «Божий лекарь» (кстати сказать, в книге дан способ изготовления ЛСД в домашних условиях, а издатель незаконно поставил благословение архиерея) и прочие книжицы, наполненные рецептами народной медицины и молитвами на всякую потребу. Именно они стали главным источником дохода церковной торговли. Циничные «православные» издатели даже печатают рецепты лечения онкологических заболеваний и, не стесняясь, призывают своих читателей присылать им «свои проверенные способы лечения любой болезни».

Некоторые священнослужители выступают за запрещение телевизионной программы Малахов+, но аналогичные книги под условным названием Малахов+молитва продаются практически во всех наших храмах. Исключения бывают крайне редки. Причем, на мой взгляд, эти книжки имеют куда более отвратительное лицо, чем телепрограмма, так как продаются в храмах и монастырях и почти все имеют подлинное или мнимое благословение какого-нибудь архиерея. Т.е., пользуясь высоким авторитетом Церкви, издатели получают немалую прибыль (иные тиражи превышают миллион экземпляров), а наши священнослужители им потворствуют, помогая распространять заведомо ложную информацию, прикрываясь словами о крайней необходимости в деньгах. При этом забывают, что берут на себя ответственность за смерть или потерю здоровья малообразованных людей, приобретающих эти книжки.

Практически во всех храмах и монастырях можно найти книгу под названием «Молитвенный щит православного христианина» и «Дополнение к Молитвенному щиту». Тираж первой превысил 3 миллиона экземпляров и представляет из себя сборник молитв для лечения любых болезней, включая выведение прыщей и при выпадении зубов. Там есть даже такая экзотическая молитва, как молитва при побоях. Правда, не уточняется, кто должен ее произносить: тот, кто бьет, тот, кого бьют, или они должны делать это хором. Все это может показаться смешным, но повторю: почти нет храмов, в которых настоятели отказались бы продавать «Молитвенный щит». Хотя сам автор не скрывает, что увлекается эзотерикой и даже на своем сайте расположил свои красочные исследования, как меняется аура человека до и после причастия. С графиками, чертежами и фотографиями. Этому же автору, который пишет о себе, что живет исключительно в архиерейских домах и на все имеет благословение разных архиереев, принадлежит еще один бестселлер – серия книг под названием «Сохрани свой дом от зла».

ТРИ КИТА ПРАВОСЛАВНОЙ ТОРГОВЛИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Итак, почему же подобные книги наполняют наши храмы? Почему творения святых отцов трудно продать тиражом более 3000 экземпляров, а подобные шарлатанские псевдоправославные книги уходят сотнями тысяч? Почему в церковной лавке можно чаще встретить два десятка весьма сомнительных житий старцев и стариц, но при этом нет ни одной книги наших выдающихся церковных ученых или историков? Сейчас я скажу очень болезненную фразу, с которой могут не все согласиться: современная церковная книжная торговля стоит на трех китах. Первого зовут «Деньгинепахнут», второго – «Увсехсвояточказрения», третьего – «Непрофессионализм».

Многие храмы, даже имея немалый доход и богатых меценатов-жертвователей, не могут отказаться даже от маленькой дополнительной прибыли. В больших кафедральных соборах, которые посещают тысячи людей, книг, как правило, крайне мало, но много крестиков, цепочек, польских ангелков и сувениров. Свечки, записки и сувениры пользуются спросом у населения, и мы даем то, что народ просит, — говорят работники церковной торговли. Цинично закрывая глаза на то, что часто в протянутую руку дают камень и ядовитую змею. Мы должны понять, что все понесем ответ за распространение подобной литературы пред Богом. Нужно решительно менять отношение к книге как к источнику заработка. Книга должна стать источником знаний и просвещения, а не становиться доходным или убыточным товаром. Нельзя допустить, чтобы деньги стали главным критерием при выборе книг для продажи.

Второго кита зовут «У всех свое мнение». Часто от работников церковной торговли слышу слова: Это Ваше мнение, а наш или другой батюшка считает иначе. Приведу для примера книгу некоего о. А. под названием «Исповедую грех, батюшка». Сейчас вышло новое исправленное издание, а в старом чего только не было, вплоть до подробного описания сексуальных извращений. Кроме того, книга содержит такое количество невероятных грехов, что давно стала объектом насмешек (интернет – это сатанизм, грызть орехи в храме нельзя, грех сидеть на мягких стульях и пр. глупости). Спрашиваю одну церковную работницу, зачем она продает такую грязь, ведь ее могут купить дети и подростки. А она мне отвечает, что раз книгу написал священник, а некий никому не известный архимандрит Н. ее благословил издать, то книга хорошая, а я не прав. Тем более что настоятель книгу смотрел и она ему очень понравилась. Настоятелям часто не до книжной лавки, ее отдают на откуп случайным людям, с которых требуют только сдавать как можно больше денег. Вот они и крутятся, как могут, зачастую даже не понимая, что продают. Батюшка какой-то написал, другой батюшка благословил. Резонные замечания по поводу ассортимента воспринимают в лучшем случае как частное мнение. Это же проще, чем задуматься, посмотреть внимательно на книгу.

«Все думают по-своему. У вас свое мнение, а у меня свое» — это лишь отговорка. А причина очень проста — деньги. Всем нужны деньги. А каким образом ты их заработал — неважно. В миру все понятно. Но почему такое явление вошло в наши храмы? Почему там не хотят брать на реализацию творения святых отцов, но охотно продают «Божью аптеку»? Давайте определимся. Деньги нужны для прихода — ладно. Но до какого предела можно падать? Что еще можно продавать, чтобы заработать?

Нельзя говорить, что все издатели выпускают некачественные книги. Это не так. Есть множество достойных издательств. Но те, кто выпускает книги качественно и достойно, сталкиваются с проблемой реализации, т.к. рынок наполняют безобразно сделанные, безграмотные книги, отравляющие умы сограждан. Если человек привык продавать легкие на реализацию «Божьи аптеки», то медленно, тяжело идущие творения святых отцов становятся для него страшной обузой, от которой нужно избавляться.

Но главной проблемой православной книжной отрасли является малость нашего рынка. 30 тысяч приходов, 750 монастырей, около 100 духовных учебных заведений… А наши тиражи 3, 5, 10 тысяч. Для кого издавать? Почему при каждом приходе (где это физически возможно) нет книжной лавки и библиотеки? В России 145 миллионов человек. Каким образом они узнают о Православии, о Церкви, если мы все вместе издаем и продаем меньше книг, чем жителей в Москве. Христиан всегда называли людьми Книги (конечно, речь идет о Св. Писании), а скоро нас начнут называть людьми кружки. Потому, что в ином храме кружек больше, чем книжек.

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

Вся система нашей реализации стоит на книгообмене. Это невероятно порочная практика, которая не позволяет создать рынок. Нет лидеров, нет успешных издательств, а есть общая серая масса. Если прийти на ММКВЯ, то можно увидеть сотни издательств. У каждого свое лицо, свой ассортимент, свои авторы и читатели. На православной книжной ярмарке все продают не свою продукцию, а то, что наменяли. Стенд одного издательства нельзя отличить от стенда другого. Светский книжный мир в начале девяностых отказался от книгообмена, и это очень положительно сказалось на всем рынке: исчезли тысячи мелких и никчемных издательств, а лидеры отрасли значительно укрупнились. У них появилась возможность собрать всех необходимых специалистов, наладить дистрибуцию, понизить цену производства книги, увеличить вал. Из 17,5 тысяч издательств за несколько лет осталось 5 тысяч. Рынок сформировался, сложился, заработали механизмы его управления. Понять, что такое порочность книгообмена, можно на простом примере: человек переливает воду из одного стакана в другой, а пьет только то, что случайно накапало на стол. Книгообмен дает шанс к существованию мелким маргинальным издателям. Можно склеить на коленке безграмотный акафист, приехать в несколько крупных издательств, разменять его на сотни нормальных книг и спокойно реализовать эту продукцию в нескольких храмах. При этом такой издатель не заинтересован в повышении качества своей продукции, а, скорее наоборот, должен стремиться сделать свой товар как можно более дешевым, в ущерб качеству.  Книгообмен – это главная преграда к созданию рынка. Пока не будет положен конец книгообмену, рынка создать будет нельзя. И уж тем более нельзя его регулировать.

Почти нет храмов, которые берут книги в деньги, почти все берут на реализацию. И то нужно потратить много сил, чтобы уговорить настоятеля или ответственного работника попробовать продать книгу.

Сейчас растет количество храмов, в которых вообще нет книг: нет Евангелия, молитвослова, Закона Божия. Руководствуясь нелепыми доводами, некоторые настоятели вообще запрещают продажу книг. Забывая, что книга – огромный помощник в деле проповеди Слова Божия. Ведь человек может войти в храм тогда, когда нет богослужения, нет священника или он занят. Мы должны понимать, что большинство людей приходят в храмы не на службу. Даже термин появился – захожане. Пришел человек после литургии, на службе не был, проповеди не слышал, поставил свечку и ушел. Что он узнал о Боге, что узнал о нашей вере? Книга расскажет человеку о Христе, вместо священника, а иной раз и лучше него. Ведь наши великие православные святые находят чаще дорожку к сердцу человека, чем наши несовершенные уста.

НАЦЕНКИ

Еще вопрос, на который давно нужно обратить внимание нашему священноначалию. Как правило, православные издатели крайне бедны. Издатель с трудом находит деньги на подготовку и печать книги. Считает каждую копейку. Продает по низкой цене. А потом поступает книга на епархиальный склад, накинут на нее 100–200%, отдадут в храмы на реализацию (да еще пригрозят: ты, отец, только в епархии книги бери. Смотри, нельзя брать у издателя напрямую), а бедный приход поставит свою наценку в 100% от епархиальной цены и ждет, когда же найдется человек, который купит книгу в 200 страниц в мягком переплете за 200–250 рублей. Мы продавали одной епархии свои книги по 27 рублей, а потом приехал человек и рассказал, что в центральном кафедральном соборе видел наши книги по 140 рублей. Какова наценка! Конечно, при таких наценках книги покупают плохо. Многие приходы отказываются брать книги дороже 50 рублей. Т.е продают одни брошюры. А качественные издания годами лежат на складах издательств. Ценовая политика некоторых епархий и отдельных приходов заслуживает самого серьезного порицания. Конечно, так поступают не все. Есть множество храмов и монастырей, которые делают минимальные наценки. Нужно всячески рекламировать их доброе и полезное начинание. Считаю, что нельзя ставить на книгу наценку более 50%. 

Конечно, нужно медленно, но твердо избавляться от многочисленных посредников-перекупщиков. Делать это надо постепенно и аккуратно, чтобы не остановить всю торговлю, которая пока, увы, держится на них.

НЕПЛАТЕЖИ

Большой проблемой стали неплатежи за проданные книги. С таким трудом изданную книгу издатель самостоятельно развозит на своей машине по храмам, во многих случаях получает грубый отказ под любым предлогом или предложение оставлять пачку на реализацию. Спустя месяцы нужно многократно приезжать за деньгами и выслушивать байки, что денег нет: «Все потратили. Приезжайте в следующий раз». Количество денег в приходе значения не имеет. Это может быть и очень бедный приход, и собор с ежедневным доходом в сотни тысяч рублей.

Сейчас редко кто покупает книги у издателя сразу, почти все берут на реализацию. Но получить деньги за проданное в некоторых храмах почти невозможно. Что ж трудного-то: продал — отдай деньги за проданное. Поверьте, что каждый издатель уже знает, куда точно нельзя давать книги. Составляют списки епархий, монастырей и приходов, которые превратили такой стиль работы в систему.

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ

Некоторые епархии ввели запрет на закупку книг у издателя. Требуют, чтобы храмы брали книги только на епархиальных складах. Мало того, что цена книги увеличивается, но чаще всего на епархиальном складе ассортимент крайне мал. Нужно разрешить издателям продавать книги в храмы напрямую. Минуя епархиальные склады. Если мы хотим проконтролировать, чтобы в храме не продавалась псевдоправославная литература, то надо искать другие рычаги.

ЦЕНЗУРА

Важный и болезненный вопрос цензуры. Я решительно против введения цензуры. Мы все помним печальные истории 19 века, когда даже такие великие святые, как святители Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов) и Филарет (Дроздов), жаловались на глупость и произвол цензоров. А если уж создавать отдел рецензирования, то, прежде всего, нужно создать целый институт для подготовки рецензентов. Ведь без высшего богословского образования к подобной работе подпускать нельзя. Необходимо создать несколько центров по всей стране, куда издатели могли бы направить макеты книг для рецензирования. Пока, на мой взгляд, мы можем только обозначить проблему и попытаться в дальнейшем совместно найти пути ее решения. Проще простого налагать запреты на продажу подобной макулатуры, но мы будем вечно гоняться за хвостом, если не поймем, что нужно лечить болезнь, а не бороться с ее последствиями. Возможно, необходимо создать курсы повышения квалификации работников издательств и церковных книжных магазинов. Ввести лицензирование издательской деятельности и отзывать лицензии у недобросовестных издателей за неоднократные нарушения.

Отдельно хочу затронуть тему архиерейских благословений. Сразу оговорюсь, что сейчас большинство книг выходит с ворованными благословениями. По моим оценкам, их около 70%. Но, увы, нужно признать, что часто сами владыки излишне доверчиво дают благословения на сомнительные книжки, дискредитирующие всю Церковь. Ведь когда человек покупает книгу, на которой стоит благословение архиерея, он думает, что в книге отражен православный взгляд, что там все написано верно. Вместо этого человек встречает разнузданное мракобесие, делает вывод, что православные люди едят землю с могилки и лечат зубную боль жеванием цветов, выброшенных из храма. Какой образ Православия мы создаем в глазах нецерковных людей? К сожалению, широко распространилась практика, когда издатель, работающий в одной епархии, ставит благословение архиерея из другой. Часто владыка может и вовсе не знать о том, что с его благословения вышла какая-то книга.

Со священников строго спрашивают про финансовые дела прихода, но не интересуются тем, какие книги они продают. Мы просим, дорогие Владыки, посмотрите на то, что выпускают издатели в ваших епархиях. Мы все хотим, чтобы в наших храмах проповедовали Христа воскресшего, а не Антихриста близгрядущего. Давайте работать вместе, давайте вместе нести Слово Христово людям. Мы — издатели — ваши помощники в миссионерском служении.

НЕОБХОДИМО КОНСТРУКТИВНОЕ СОТРУДНИЧСТВО

Я заострил Ваше внимание только на некоторых проблемах. Но какой уже можно сделать вывод? По мнению большинства издателей, специализирующихся на выпуске православной литературы, им не хватает внимания Церкви, мудрого совета, диалога.

Без этого внимания издатели выпускают то, что хотят, и реализуют так, как могут. То есть растут, как бурьян в поле. Для того чтобы сомнительные книги про старцев и чудовищные по своей безграмотности молитвословы не попадали на приходские полки, нужно начать серьезные работы по созданию и регулированию рынка православной литературы. Кроме того, необходимо постоянное и конструктивное сотрудничество издателей и представителей Церкви. (Проведение «круглых столов», конференций, семинаров и т.д. У нас ведь даже нет четких правил написания церковных терминов, и каждый издатель решает эту проблему сам).

Я, как издатель, очень благодарен нашему Святейшему Патриарху, который возродил давно созданный и так необходимый Издательский Совет Русской Православной Церкви. Только всеобщими усилиями мы сможем изменить положение дел в нашей отрасли. Это не только вопросы бизнеса, но, прежде всего, вопрос здоровья нации и будущего нашей страны.

Желаю помощи Божией нашему Святейшему Патриарху Кириллу, Председателю Издательского Совета Митрополиту Клименту и всем членам Совета в столь важном и благородном деле просвещения граждан. Да поможет нам Бог.



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group