закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 18.06.2018
Книга дня
Русская история в картинах. Сергей Иванов
Картина дня
На сторожевой границе Московского государства Иванов Сергей Васильевич
Воскресный день » Авторская колонка »

Тринадцатого февраля родился русский поэт, баснописец, переводчик Иван Андреевич Крылов

12.02.2018
Р.М. Волков. Портрет баснописца И.А. Крылова.1812


    Имя Ивана Андреевича Крылова (13.02.1769—21.11.1844) известно нам с детства, его басни «растащены на цитаты», и даже язык современного человека изобилует его «крылатыми» фразами и нарицательными оценками. Опиравшиеся на сюжеты Эзопа и Лафонтена, кроме обличения типичных людских пороков, басни И.А. Крылова славились своими прозрачными политическими подтекстами, острой социальной направленностью, за которую баснописца не любила знать, но приветствовала радикально настроенная публика. Басни Крылова именно потому не теряют своей актуальности сегодня, что общество все также остается верным и страсти к иноземному, и верхоглядству в суждениях, а кумовство, чванство и глупость по-прежнему являются мишенью для сатиры.
     Басни Крылова стали, как сказал Н.В. Гоголь, «… книгой мудрости самого народа». Подлинная народность, живописный и неиссякаемый по своему богатству язык делают творчество Крылова вершиной развития русской басни, ставят писателя в ряд мировых корифеев этого жанра. А.С. Пушкин отмечал глубокое национальное своеобразие басен Крылова, которое видел в «… веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться...». В отличие от своих предшественников, у которых в басне главенствовал дидактический момент — мораль, Крылов создал басню-сатиру, басню — комедийную сценку. По поводу басни Крылова «Крестьянин и овца» В.Г. Белинский писал, что это «… поэтическая картина одной из сторон общества, маленькая комедийка, в которой удивительно верно выдержаны характеры действующих лиц…».
    Отцом баснописца был бедный армейский капитан. После выхода отца в отставку в 1775 году семья Крыловых поселяется в Твери, денег на обучение Ивана почти нет, однако мальчик проявляет незаурядное стремление к самообразованию, зачитывается баснями Эзопа, к счастью, оказавшимися в домашней библиотеке.
    Повзрослеть Ивану пришлось рано: отец внезапно умер, и десяти лет Крылов поступает в писцы. В крайней нужде, не добившись пенсии, семья переезжает в Петербург (1782), и будущий сатирик поступает канцеляристом в Казенную палату. А дальше он стремительно возрастает как литератор. В 1786—1788 гг. им созданы трагедии «Клеопатра» и «Филомеда», а также комедии «Бешеная семья» и «Проказники». В 1789 году молодой человек приступает к изданию сатирического журнала «Почта духов», просуществовавшего только восемь месяцев по причине слишком смелого политического контекста. В 1792-м выходит новый сатирический журнал «Зритель». Появление повести «Каиб» и некоторых сатирических произведений вызвало наконец недовольство Екатерины II, и в конце 1793 года сатирик покидает Петербург и вынужденно прекращает литературную деятельность.
После смерти императрицы он поступает к князю С.Ф. Голицину в качестве личного секретаря и учителя его детей, для домашнего спектакля в доме Голицына пишет шутовскую трагедию «Трумф, или Подщипа» (напечатанную сперва за границей, потом в «Русской старине», 1871), грубоватую, но не лишённую жизненности пародию на классицистическую драму.
     В начале нового века Крылов издает ряд пьес, которые ждет невероятный успех у читателя. С 1810 года он вполне заслуженно принимает различные почести, становится сотрудником Императорской Публичной библиотеки, Действительным членом Императорской Российской академии (1811), а в перспективе — ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841). При выходе в отставку (1 марта 1841 года) ему, «не в пример другим», назначается хорошая пенсия, уважаемым членом «Беседы любителей русской словесности» Крылов является с самого её основания.
13 февраля 1838 года в Петербурге праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности с «такою торжественностью и вместе с тем с такою теплотой и задушевностью, что подобного литературного торжества нельзя указать раньше так называемого Пушкинского праздника в Москве».
    Ставшие притчей во языцех любовь Ивана Андреевича к хорошей и обильной кухне, его здоровый аппетит были причиной многих недоразумений и насмешек со стороны окружающих, как и его орфографические ошибки на письме. Тем не менее, он прекрасно играл на скрипке и слыл весьма эрудированным человеком, а его тщательность в обработке только написанной басни поразительна — он многократно переписывал текст и оттачивал его до совершенства — тут его лень куда-то отступала. Амплуа чудака и обжоры ему вполне подходило, и к старости он полностью свыкся со своими не очень здоровыми привычками: много ел, мало двигался, был поэтому очень полным, страдал одышкой. Умер в Петербурге в 1844 году, от воспаления легких, а не от того, что ему прочили злые языки. Похоронили баснописца при большом стечении народа, с яркими речами, перечислением заслуг и утверждением безусловно громадного значения для отечественной словесности. Граф Орлов сам нес гроб писателя до дрог.
   
    Книги по теме:



Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вам есть что сказать — пожалуйста зарегистрируйтесь.
Если Вы уже зарегистрированы — пожалуйста войдите в систему.
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group