|
 |
 |
 |
 |
Архив за 2018 г. |
09.02.2018 |
Константин Александрович Трутовский, русский живописец и график Колонка хранителя музея |
Будучи прекрасным, чутким собеседником, завсегдатаем вечеров художников, остроумным иллюстратором-сатириком, редким знатоком народной жизни, Трутовский всегда был в центре внимания публики. О нем восторженно отзывались его близкие друзья – известные русские писатели Ф.М. Достоевский и С.Т. Аксаков и все те,с кем он был знаком.
|
|
10.02.2018 |
Десятое февраля — день памяти Александра Сергеевича Пушкина (06.06.1799—10.02.1837). Годовщина гибели Колонка редактора интернет-магазина |
«…Поутру 29 января он несколько раз призывал жену, потом пожелал видеть Жуковского и говорил с ним довольно долго наедине… Собравшиеся в это утро доктора нашли Пушкина уже совершенно в безнадежном положении, а приехавший затем Арендт объявил, что Пушкину осталось жить не более двух часов. Подъезд с утра был атакован публикой до такой степени, что Данзас должен был обратиться в Преображенский полк с просьбою поставить у крыльца часовых, чтобы восстановить какой-нибудь порядок: густая масса собравшихся загораживала на большое расстояние все пространство перед квартирой Пушкина, к крыльцу почти не было возможности протискаться… (К.К. Данзас. „Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина“)
|
|
12.02.2018 |
Тринадцатого февраля родился русский поэт, баснописец, переводчик Иван Андреевич Крылов Колонка редактора интернет-магазина |
Имя Крылова известно нам с детства, его басни «растащены на цитаты», и даже язык современного человека изобилует его «крылатыми» фразами и нарицательными оценками. Опиравшиеся на сюжеты Эзопа и Лафонтена, кроме обличения типичных людских пороков, басни И.А. Крылова славились своими прозрачными политическими подтекстами, острой социальной направленностью, за которую баснописца не любила знать, но приветствовала радикально настроенная публика. Басни Крылова именно потому не теряют своей актуальности сегодня, что общество все также остается верным и страсти к иноземному, и верхоглядству в суждениях, а кумовство, чванство и глупость по-прежнему являются мишенью для сатиры…
|
|
13.02.2018 |
Тринадцатого февраля родился выдающийся мастер романтического пейзажа Сильвестр Феодосиевич Щедрин Колонка хранителя музея |
Поразительная короткая и насыщенная жизнь… Возможно, именно в этих определениях ее и сокрыта природа гениального. Сын знаменитого скульптора и племянник известного пейзажиста, Сильвестр Щедрин (13.02.1791— 08.11.1830) блестяще учился пейзажной живописи в Воспитательном училище при Академии художеств, окончил последнюю с золотой медалью и правом на заграничное пенсионерство. На полотнах живописца живут и дышат города, бухты и заливы, шхеры и мачты, закаты и полнолуния, пасторали с романтичными крестьянами и животными, но воздух — совсем не итальянского колорита, перспектива, тающая в дымке, – имеет оттенок каких-то других просторов. Пик популярности художника пришелся на конец 1820-х годов. В России находится лишь часть творческого наследия Щедрина, многие его работы рассеяны по всему миру и принадлежат великим музеям и частным коллекциям…
|
|
15.02.2018 |
Пятнадцатого февраля родился немецкий художник и график эпохи классицизма, мастер портрета Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн Колонка хранителя музея |
В среде работавших в Риме во второй половине XVIII века мастеров Иоганн Тишбейн был одним из самых ревностных последователей эстетических идей И.Й. Винкельмана и А.Р. Менгса. Как всех живописцев неоклассицизма, его влекла в Италию возможность изучения великого античного наследия, сама атмосфера «Великого города», ставшего в этот период центром европейской культуры. Значительную роль Тишбейн играл и в среде просвещенных деятелей европейского искусства в Неаполе, где в 1789 году стал президентом неаполитанской Академии художеств…
|
|
16.02.2018 |
Шестнадцатого февраля родился классик русской литературы, писатель и публицист Николай Семенович Лесков (16.2.1831–5.3.1895) Колонка редактора интернет-магазина |
«Самое поразительное и оригинальное у Лескова — это русский язык. Все формы профессионального или классового языка, всевозможные жаргонные словечки — все это можно встретить на его страницах. Но особенно любил он комические эффекты просторечного церковнославянского и каламбуры „народной этимологии“. Как рассказчик Лесков, пожалуй, занимает в современной литературе первое место. Его рассказы — просто анекдоты, рассказанные с колоссальным смаком и мастерством; даже в своих больших вещах он любит, характеризуя своих персонажей, рассказать о них несколько анекдотов. Толстой любил рассказы Лескова и наслаждался его словесной эквилибристикой, но пенял ему на перенасыщенность стиля…» ( Д.П. Святополк-Мирский. «Лесков»)
|
|
18.02.2018 |
Восемнадцатого февраля родился Алексей Гаврилович Венецианов, русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, основатель «венециановской школы» Колонка хранителя музея |
«Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему, – и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для русского, но и для самого иностранного любителя художеств…» — писал известный публицист и издатель Павел Свиньин.
|
|
19.02.2018 |
Двадцатого февраля родился первый русский профессиональный актер, за которым закрепилось имя основателя русского театра, Фёдор Григорьевич Волков (20.2.1729−15.4.1763) Колонка редактора интернет-магазина |
Волков, выделявшийся и своей подготовленностью, и своим развитием, и своими сценическими способностями, был облечен званием «первого русского актера». Он был и актером, и режиссером, по некоторым сведениям — и драматургом. Никаких пьес его, оригинальных или переводных, не сохранилось, но ему приписываются переводы Мольера; всего с его именем связывают около 15 произведений, им сочиненных или только переделанных или переведенных. Как актер, Волков производил впечатление очень большое…
|
|
|
25.02.2018 |
Двадцать пятого февраля родился французский живописец, график и скульптор, один из ярчайших представителей импрессионизма Пьер Огюст Ренуар Колонка хранителя музея |
Ренуар был на редкость плодовитым художником. За время своей долгой творческой жизни, продолжавшейся без малого шестьдесят лет, он успел написать около шести тысяч картин. Временами он становился невероятно требовательным к себе, особенно в последние годы жизни, и считал некоторые свои работы посредственными. Впрочем, он просто любил рисовать, это было для него столь же естественно, как дышать. «Во время работы, — говорил он, — я чувствую себя пробкой, которую несет по волнам, и мне остается лишь отдаться на их волю».
|
|
|
|
02.03.2018 |
Русский художник, профессора батальной живописи Императорской Академии художеств Александр Иванович Зауервейд Колонка хранителя музея |
Уроженец Европы, Александр Зауервейд впитал традиции классицизма. Попав в Россию в зрелом возрасте, художником с уже сложившимися представлениями, он стал основоположником той школы академической батальной живописи, для которой характерно преодоление схематизма и декоративности «баталий» предыдущего века и внесение в батальную живопись черт исторической конкретности и документальной достоверности. Почти за 15 лет своей педагогической работы (он был руководителем «баталического» класса в Академии художеств) он воспитал целую школу русских баталистов, в том числе таких выдающихся художников, как А.Е. Коцебу, Б.П. Виллевальде, В.Ф. Тимм…
|
|
03.03.2018 |
Второго марта родился известный жанровый живописец и анималист Николай Егорович Сверчков Колонка хранителя музея |
Все, что есть типического в русском пейзаже, мы можем наблюдать на «зимних полотнах» художника, но есть в них динамизм, ветер, этакая залихватская удаль, присущие манере только Сверчкова. В должности художника крупнейших государственных конных заводов Николай Егорович создал целую галерею, представляющую породистых лошадей… Мы видим портреты легких изящных тонконогих жеребцов, скульптурно играющих мышцами, летящих рысью почти над землей, и старых заслуженных водовозов, со сбитыми подковами и рубцами от кнута на крупе. Не удивительно, что мастер стал чрезвычайно знаменит, создавая множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей…
|
|
|
|
06.03.2018 |
Памяти русского поэта, прозаика и драматурга, автора знаменитой сказки «Конек-Горбунок» Петра Павловича Ершова Колонка редактора интернет-магазина |
Стихотворная сказка Петра Ершова «Конёк-Горбунок» и в России, и во всем мире прославлена как наше национальное культурное достояние. Её звучные строфы с детства памятны каждому русскому. Но имя автора «Конька-Горбунка» мало что говорит широкому читателю. И не только давность лет тому причина. «Конёк-Горбунок» Петра Ершова был принят народом и был признан народным. А у таких произведений отличительной чертой выступает не авторство, а всеобщность образного их содержания. Авторство уловимо в ткани стихотворного текста «Конька-Горбунка». Но оно не мешает воспринимать сказку каждым и всеми как общенациональное явление, как народную. Но за автором «Конька-Горбунка» стоял реальный человек с нелегкой биографией, педагог-подвижник, преданный родному краю…
|
|
07.03.2018 |
Седьмого марта родился замечательный русский живописец, иллюстратор, театральный художник Борис Михайлович Кустодиев Колонка хранителя музея |
Трудно, наверное, найти в мировой живописи пример более преданного служения русскому искусству, чем жизнь и творчество художника, являющегося нашей отечественной любовью и гордостью — Бориса Михайловича Кустодиева (7.03. 1878–26.05.1927). Прикованный последнее десятилетие жизни к инвалидной коляске, испытывающий постоянные мучительные боли, часто работающий лежа под установленным над ним холстом (товарищи-художники сконструировали для него навесной мольберт), художник именно в эти годы создал особенно много полных жизнелюбия полотен. Столько русского раздолья и удали в «Масленице», доброго, женского и, следовательно, прекрасного в «Красавице», «Купчихе за чаем», «Русской Венере»…
|
|
12.03.2018 |
Памяти выдающегося русского архитектора, рисовальщика, теоретика архитектуры Василия Ивановича Баженова (12.03.1737–13.08.1799) Колонка редактора интернет-магазина |
Исследователи называют В.И. Баженова основоположником «национального романтизма» второй половины XVIII века. Памятником «национального романтизма» является ансамбль подмосковной усадьбы Царицыно, связанный с именами В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Заказ на проектирование усадьбы Баженов получил от Екатерины II в 1775 году, причем императрица, находившаяся, очевидно, под сильным впечатлением от архитектуры только что возведенных ходынских павильонов, потребовала, чтобы и усадьба была выстроена в «мавритано-готическом» вкусе.
|
|
15.03.2018 |
2 (15) марта 1917. Отречение императора Николая II от престола Колонка редактора интернет-магазина |
…Уже на прогулке Николай примет решение отречься от престола в пользу своего сына. Через несколько часов передумает, не захочет отдать царевича в руки своих врагов. Приехавшим к вечеру из Петрограда посланцам Думы Гучкову и Шульгину будет объявлено об отречении в пользу брата Михаила. Захочет ли он, Михаил, принять на себя бремя власти? Какова будет дальнейшая судьба Николая II и его семьи? До подписания Акта об отречении эти вопросы не поднимались. Потом – тем более…
|
|
|
|
|
 |
 |
|
 |
|
|
|