закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 21.06.2018
Книга дня
Роза Сальватор Федотова Е. Д.
Картина дня
Блудный сын Роза, Сальватор

Архив за 2017 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
06.01.2017
Русская детская писательница, переводчица Александра Осиповна Ишимова родилась 6 января 1804 года
Колонка редактора интернет-магазина
Александра Осиповна Ишимова − известная русская писательница XIX века, педагог и переводчик. На книгах А.О. Ишимовой воспитывалось не одно поколение, а многие из ее трудов выдержали несколько изданий. Издаются они и в наше время… Александра Осиповна была знакома с Пушкиным, Жуковским, Тургеневым и другими замечательными литераторами и публицистами, которые относились к Александре Осиповне с огромным уважением.
15.01.2017
Пятнадцатого января родился русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор Александр Сергеевич Грибоедов
Колонка редактора интернет-магазина
«Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов», — с горечью заметил в 1835 году о Грибоедове Пушкин. Поэт знал, конечно, что биография Грибоедова пять лет назад была уже опубликована. Принадлежала она перу Ф.В. Булгарина, поспешившему объявить себя самым преданным другом покойного. Современниками эта претенциозная попытка была справедливо оценена как величайшая бестактность… Призыв Пушкина остался безответным, и не стоит строго винить друзей драматурга в том, что они не выполнили своего долга… Многое могли бы припомнить о Грибоедове его ближайшие друзья: Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский, Александр Бестужев — из них только последний попытался описать знакомство с Грибоедовым… Среди товарищей его были писатели и артисты, композиторы и музыканты, профессора и путешественники, офицеры и генералы, чиновники и дипломаты, польские изгнанники и грузинские друзья…
15.01.2017
Пятнадцатого января родился известный итальянский художник-пейзажист, один из лидеров символизма в национальной живописи Джованни Сегантини
Колонка хранителя музея
Джованни Сегантини – один из крупных живописцев Италии XIX века или эпохи отточенто, как называют XIX столетие на его родине. Наряду со своими современниками – художником Джованни Больдини и скульптором Медардо Россо, Сегантини был одним из тех немногих итальянских мастеров, которые получили мировую известность. Произведения Джованни Сегантини в 1880–1890-е годы постоянно экспонировались и удостаивались призов на международных выставках в Париже, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Вене, Венеции, Милане. Крупнейшие европейские художественные журналы помещали статьи известных критиков о его творчестве. Увлекаясь новейшими европейскими художественными тенденциями, Сегантини всегда оставался приверженцем национальной классической живописной традиции. В его искусстве проявились желание преодолеть провинциализм итальянской культуры конца XIX столетия и одновременно романтическую страстность в понимании ценности и строгом следовании национальной традиции. Сегантини был крупнейшим и, можно сказать, последним итальянским художником-романтиком, ведь эстетические идеи романтизма продолжали жить в искусстве Италии до конца столетия. И как никто другой Джованни Сегантини сумел выразить в своей живописи, унаследованные им от романтизма чувство духовной свободы художника и огромную лирическую глубину в восприятии природы…
16.01.2017
Семнадцатого января родился Антонио дель Поллайоло — флорентийский живописец, скульптор, ювелир и гравёр, представитель флорентийской школы позднего кватроченто
Колонка хранителя музея
Два брата Антонио (около 1431/1432 – 1498, настоящее имя Антонио ди Якопо д’Антонио Бенчи) и Пьеро дель Поллайоло (1443 – 1496, настоящее имя Пьеро ди Якопо д’Антонио Бенчи) владели во Флоренции мастерской, которая занималась изготовлением ювелирных украшений, рисунков для художников, гравюр, изделий из бронзы и терракоты, рисунков для ткацкого производства, эскизов для церковных облачений. В конце пятнадцатого века мастерская братьев Поллайоло была хорошо известна во Флоренции. Старший брат Антонио дель Поллайоло был разносторонне одаренным человеком, и великолепным ювелиром, изготовлявшим изящные произведения из золота и серебра. Ему принадлежит декоративное убранство Алтаря кардинала Португальского (1466–1468), написанного совместно с братом Пьеро. Пьеро, согласно документам того времени, помогал брату при создании некоторых картин и остался в тени славы старшего брата. Единственная дошедшая до нас подписанная работа Пьеро – статуя Коронование Марии (1483). Предметом спора исследователей является авторство женских портретов, созданных братьями. Технический и стилистический анализ работ позволили сделать вывод, что портреты в Берлине и Милане можно отнести к Антонио, в то время как автором работ, хранящихся во Флоренции и Нью-Йорке, был Пьеро. Портреты Антонио относятся к числу наиболее важных работ эпохи кватроченто в жанре портрета…
19.01.2017
Девятнадцатого января родился выдающийся русский живописец и график, мастер портрета Валентин Александрович Серов
Колонка хранителя музея
Впечатление от серовских картин — чисто живописного и, пожалуй, именно музыкального свойства, недаром он сын двух даровитых музыкантов и сам чутко понимает музыку. Искусство Серова вовсе ничего не имеет в себе литературного, описательного. Его основные черты: простота и непосредственность. В Серове нет даже каких-либо нарочитых намерений, хотя бы чисто красочного, живописного характера. Нельзя поэтому описать ни его гамму красок, ни его колористическую систему… своим отвращением к какой-либо формуле самый разительный контраст «живописным кухмистерам»: Ленбаху, Бодри, Констану и т. п. художникам, выросшим на подражании старым мастерам, почти на плагиате. На картинах Серова все ясно, светло и по тому самому хорошо, красиво. Нет ни соуса, ни дымки; его произведения не напоминают вкусных пряников или превосходно приготовленных блюд, но действуют как прекрасная, чистая, ключевая вода. После целого века блуждания по археологии и истории, после долгого рабства в плену у «передового» войска и после всех грустных обстоятельств, не давших живописи XIX века вырасти и развиться нормальным образом, искусство Серова и ему подобных художников является как бы давно желанным выздоровлением, как бы ясным, освежающим утром, сменившим душную грозовую ночь. Еще, скорее, можно говорить о портретах Серова, так как они все отличаются замечательной характеристикой, тонким вниканием в психологию изображенного лица… (Александр Бенуа)
23.01.2017
185 лет со дня рождения французского живописца, гравёра, одного из родоначальников импрессионизма Эдуарда Мане
Колонка хранителя музея
«До Мане», «после Мане» – такие выражения полны глубочайшего смысла. С его именем заканчивается один период и начинается другой. Мане действительно был «отцом» современной живописи, тем, от кого исходил определяющий импульс, повлекший за собой все остальное. В истории искусства удалось бы насчитать совсем немного революций, подобных той, какую совершил он, – революции основополагающей, чреватой целым рядом серьезнейших последствий. Однако этот революционер не мечтал ни о чем ином, кроме официальных почестей. Буржуа, завсегдатай бульвара, человек тонкого ума, денди, привыкший проводить время в кафе Тортони, приятель дам полусвета – таким был живописец, опрокинувший основы искусства своего времени… Считалось, что он искал скандальной известности; на самом деле скандалы причиняли ему много горя и страданий… Жизнь Мане далеко не так ясна и очевидна, как о ней думали… Нервный, легковозбудимый, снедаемый скрытым беспощадным недугом, погубившим так много великих художников и писателей прошлого века, Мане был человеком, одержимым творчеством. «Революционер вопреки самому себе“? Да, конечно, но в той только мере, в какой человек наперекор собственному желанию осознает себя самого или скорее принимает на себя то, что ему предназначено. Мане хотел бы для себя успехов Кабанеля, но он не мог писать так, как Кабанель. Он противился своей судьбе, но судьбу эту он нес в себе…» (Анри Перрюшо. Предисловие к книге «Эдуард Мане»)
24.01.2017
Памяти выдающегося русского живописца, мастера исторической живописи Василия Ивановича Сурикова (24.01.1848–19.03.1916)
Колонка хранителя музея
В творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веке русской истории… Один из секретов Сурикова − цельного и подлинного художника-реалиста, посвятившего жизнь самому неверному из видов искусства, исторической живописи, − в том, что он никогда не восстанавливал археологически формы жизни минувших столетий, а добросовестно писал то, что сам видел собственными глазами, потому что он был действительным современником и Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казней Петра… (Василий Суриков в воспоминаниях современников)
26.01.2017
Двадцать седьмого января родился замечательный русский писатель, публицист, рязанский и тверской вице-губернатор Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (27.1.1826–10.5.1889)
Колонка редактора интернет-магазина
«…Обратимся к настоящему, то есть к тому первому опыту передвижной художественной выставки, который состоялся 29-го ноября. На первом плане мы встречаемся здесь с картиною профессора Ге „Петр Великий, допрашивающий своего сына“. Перед нами всего две фигуры и строго-простая обстановка, не имеющая ничего бьющего в глаза. Петр Великий не вытянут во весь рост; он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами; фигура его без малейшей вычурности и назойливой преднамеренности посажена в кресло, и даже ни один мускул его лица не сведен судорогой. Царевич Алексей не стоит на коленях с лицом, искаженным ужасом, не молит о пощаде, не заносит на себя рук и не ломает их, а просто и, на поверхностный взгляд, даже довольно спокойно, стоит перед отцом, отделенный от него столом, с несколько опущенною вниз головою. Тем не менее, всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти…» (М.Е. Салтыков-Щедрин. «Первая русская передвижная художественная выставка», 1871)
27.01.2017
Загадки Куинджи
Колонка хранителя музея
Получив от Бога редкий живописный дар, Куинджи выработал свою систему творчества; осознать ее целиком до сих не могут последователи художника. В памяти людей Архип Куинджи остался добрым, отзывчивым, щедрым человеком. С буйным темпераментом, необузданного нрава, «необычайно умным» (высказывание И.Е. Репина), но все же цельным, неподражаемо-оригинальным. А еще – поэтом природы, магом пейзажа. Гением. Неповторимым художником света.
27.02.2017
К 235-летию художника-портретиста А.Г. Варнека
Колонка хранителя музея
Автор настоящей статьи, изучив биографии портретируемых Варнека, установил, что он написал, по крайней мере, 17 портретов участников Отечественной войны 1812 г., среди которых десять генералов-героев, запечатленных Джорджем Доу на портретах, находящихся в Военной галерее Зимнего дворца. В свою очередь, девять портретов из 17 и некоторые их копии находятся в настоящее время в собраниях шести российских музеев, а местонахождение восьми из них остается неизвестным. Материал, представленный в настоящей работе, содержит краткие сведения о портретируемых и их портретах, выполненных художником. Замечу, что речь пойдет лишь о тех портретах, местонахождение которых является известным.
11.05.2017
Двенадцатого мая родился английский живописец, иллюстратор, поэт и переводчик Данте Габриэль Россетти
Колонка хранителя музея
Принято считать, что глава «Братства прерафаэлитов», поэт-романтик и художник-символист, Россетти стоял у истоков английского символизма и декаданса. Основное творческое наследие Россетти посвящено его жене и натурщице Элизабетт Элеонор Сиддал, художнице и поэтессе. Россетти-иллюстратор и Россетти-поэт ярко дополняют друг друга, а трагическая философия хрупкости прекрасного в его произведениях оставляет открытым вопрос ухода художника от социальной проблематики…
13.05.2017
Тринадцатого мая родился русский поэт, художник, публицист, богослов, философ-славянофил, член-корреспондент Петербургской Академии наук Алексей Степанович Хомяков
Колонка редактора интернет-магазина
Разносторонность его была поистине ренессансной. Судите сами: он был поэтом и драматургом, художником, богословом, философом, историком, написавшим «Записки по всемирной истории» («Семирамиду») в 3-х томах; полиглотом-лингвистом, знавшим множество древних и новых европейских языков; охотником, блестящим стрелком, замечательным наездником; кинологом, специалистом по разным породам густопсовых, о чем свидетельствует его обстоятельная статья об охотничьих собаках; изобретателем особого дальнобойного ружья; изобретателем паровой машины с «сугубым давлением», за которую получил патент в Англии; изобретателем гомеопатического средства от холеры; устроителем винокуренного завода; создателем специального катка для укатывания зимних дорог; геологом, отыскавшим в Тульской губернии полезные ископаемые и т. д. и т. п.
13.05.2017
Четырнадцатого мая мы вспоминаем знаменитого английского живописца, графика, портретиста и пейзажиста Томаса Гейнсборо (14.5.1727, крещен – 2.8.1788)
Колонка хранителя музея
Джон Констебл так охарактеризовал творчество Гейнсборо: «Ему не было дела до подробностей, целью его было передать чувство прекрасного, и он этого полностью достиг». «Гейнсборо, подобно другим великим поэтам, был прирожденным живописцем, – писал его друг Филипп Тикнесс. – Так, он рассказывал мне, что в детстве, когда еще и не помышлял стать художником, на несколько миль в округе не было такой живописной группы деревьев, или даже одинокого прекрасного дерева, или зеленой изгороди, оврага, скалы, придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его воображении настолько, чтобы он не мог зарисовать их со всей точностью наизусть»…
14.05.2017
Пятнадцатого мая родился русский живописец, профессор, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок Валерий Иванович Якоби
Колонка хранителя музея
В течение 1856—1861 годов художник прошел весь курс академического обучения и получил одну за другой все награды, установленные для полного его окончания: малую серебряную медаль за картину «Разносчик фруктов», большую серебряную медаль за картину «Татарин, продавец халатов» (1859), малую золотую медаль за картину «Светлый праздник нищего» (1860) и большую золотую медаль за картину «Привал арестантов» (1862), произведшую большое впечатление на публику и поразившую ее своей правдивостью… Ранние картины Якоби оказались заметным событием в тогдашней художественной и общественной жизни. Они стали непосредственным продолжением критической социальной живописи Василия Перова. Возможно, почувствовав со временем некую вторичность своих «социальных» полотен, художник изменил направление поисков, и этот выбор впоследствии был, увы, роковым для его творческой судьбы…
15.05.2017
Памяти российского учёного, педагога, просветителя, профессора Московского университета, ботаника и математика, члена-корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук Сергея Александровича Рачинского (15.05.1833—15.05.1902)
Колонка редактора интернет-магазина
Занимаясь начальным образованием крестьянских детей, педагог Сергей Рачинский заметил постоянное стремление смышлёных ребятишек к умственному развитию. И неожиданно для самого себя он нашёл для этого эффективные и простые в условиях сельской школы упражнения — устный счёт. Устные вычисления оказались таким увлекательным занятием, что, по признанию самого Рачинского, дети просто замучили его просьбами давать им всё новые и новые задания…
15.05.2017
Памяти Виктора Михайловича Васнецова
Колонка хранителя музея
В пору жанровых увлечений подспудно набирает силу интерес Виктора Васнецова к национальной истории и фольклору. На рубеже 1860—1870-х годов сделаны первые иллюстрации к русским народным сказкам; к началу 1870-х относятся наброски будущих композиций «Витязь на распутье» и «Богатыри». Недолгое пребывание в Париже по приглашению; по возвращении он представил на передвижной выставке «Витязя на распутье» (1882). С той поры былинные сюжеты сделались его прерогативой. Именно былинные: даже когда Васнецов обращается к реальной истории («После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880; «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897), эта история трактуется им через призму легенды, сказки, народного предания, видится в обобщенных, песенно-идеальных ориентирах. Что вовсе не исключает стремления к «археологической» точности деталей, от кольчуг и щитов до тканых облачений…
16.05.2017
Шестнадцатого мая родился общественный деятель, историк, публицист, один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества, автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей» Николай Иванович Костомаров
Колонка редактора интернет-магазина
Принято считать, что знаменитое произведение выдающегося английского писателя Джорджа Оруэлла «Скотный двор», созданное в 1945 году, — сочинение с совершенно оригинальным сюжетом. Однако задолго до Оруэлла русский историк Николай Костомаров использовал этот сюжет в своем очерке «Скотский бунт». Это произведение, изданное всего один раз — в 1917 году, с тех пор нигде не упоминается — оно просто забыто. Впрочем, как и многие из работ великого историка, человека необычной судьбы…
17.05.2017
Русский живописец-пейзажист, академик ИАХ, председатель Общества А.И. Куинджи Константин Яковлевич Крыжицкий родился 17 мая 1858 года
Колонка хранителя музея
К.Я. Крыжицкому выпало жить и работать в непростое время — на рубеже веков, в эпоху рождения новых теорий, новых взглядов на жизнь и искусство. Для большинства его коллег это означало непримиримую борьбу с теми, кто не разделял их позиций. Реализм — или модернизм, «передвижники» — или «Мир искусства»! Крыжицкий оказался в числе тех немногих, кто в этих условиях взял на себя практически непосильную задачу: примирить враждующих, напомнив, что они, как бы ни различались их идейные и эстетические принципы, — прежде всего Художники…
17.05.2017
Выдающийся русский историк, ректор Московского университета, академик ИАН, автор фундаментального труда «История России» в 29 томах Сергей Михайлович Соловьев родился 17 мая 1820 года
Колонка редактора интернет-магазина
Сергей Михайлович Соловьев — крупнейший историк дореволюционной России. Его выдающийся вклад в развитие русской исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений. «В жизни ученого и писателя главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли. В истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева», — так писал о Соловьеве его ученик, историк В.О. Ключевский. Действительно, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, Соловьев оставил огромное творческое наследие — опубликовано свыше 300 его произведений общим объемом более тысячи печатных листов…
21.05.2017
Альбрехт Дюрер, выдающийся немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса
Колонка хранителя музея
Когда к Дюреру пришла европейская слава и признание, его гравюры без зазрения совести копировали и продавали по всей Европе. Восхищенный сенат Венеции предложил Альбрехту Дюреру ренту в 200 флоринов за условия принятия им гражданства наисветлейшей республики, однако художник предпочел вернуться в родной Нюрнберг, где прожил до самой смерти…
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
« 2015 2016 2017 2018 2019 »
Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
 


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group