|
 |
 |
 |
 |
Архив за 2018 г. |
09.01.2018 |
Девятого января родился русский художник, академик пейзажной живописи Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок Владимир Федорович Аммон Колонка хранителя музея |
Владимир Федорович Аммон родился в Москве в семье немецкого предпринимателя, потомка французского гугенотского семейства, Фердинанда (Фёдора) Готлиба Аммона. Старшим братом художника был историк, археограф, переводчик Герман Фёдорович Аммон. Художественное образование Владимир Федорович получил в Москве: вначале в Рисовальной школе графа Строганова, открытой для подготовки учителей рисования в 1825 году, затем в Московском училище живописи и ваяния, фактически основанном в 1843 году. Наставником Владимира Аммона по училищу был известный в то время живописец Карл Иванович Рабус. Природные способности и стремление стать мастером сделали из молодого человека достойного представителя пейзажной живописи — направления в русском изобразительном искусстве, которое во второй половине XIX века совершит стремительный бросок к вершинам этого жанра.
Пейзажи В.Ф. Аммона (а он часто называл их по-русски видами) привлекали внимание не только любителей, но и авторитетов из Академии художеств: в 1850 году живописец получает за работу «Вид Академии наук и Дворцовой набережной в Петербурге» звание художника…
|
|
10.01.2018 |
Франческо Пармиджанино (11.1.1503–24.8.1540) Колонка хранителя музея |
Пармиджанино называли «принцем маньеризма». Живопись мастера украшала резиденции королей — Версаль, Эскориал, венский Бельведер. Крупнейшие мастера кисти, исповедующие иные стилевые пристрастия, — Рубенс, Ван Дейк, Веласкес — не раз цитировали его в своих работах. Именно Пармиджанино разработал и воплотил в творчестве эстетический идеал маньеризма, противопоставив его ренессансной «верности природе».
|
|
11.01.2018 |
Одиннадцатого января родился замечательный русский художника-пейзажист Михаил Константинович Клодт Колонка хранителя музея |
Михаил Константинович Клодт (барон Клодт фон Юргенсбург) – выдающийся русский художник-пейзажист второй половины XIX века. Он был одним из первых российских художников, объединивших жанровую картину с эпическим пейзажем. С виртуозным мастерством Клодт воссоздал в своих пейзажах целостный образ России. Работы художника поэтичны и воздушны, светлы и умиротворенны, чего, увы, не скажешь о его жизни, которая была с явным «привкусом трагедии»…
Трагическая судьба Михаила Константиновича сопрягалась с его замкнутым характером, принципиальностью и честностью, с одной стороны, и уязвимостью, горячностью, склонностью к депрессии, с другой. Неудачи в личной жизни, материальные проблемы, конфликты в Академии художеств, где он преподавал, связанные с тем, что Клодт не порывал с передвижниками, а главное – его острая восприимчивость и бескомпромиссность, — привели к переменам в характере и образе жизни…
|
|
12.01.2018 |
Двенадцатого января родился русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств Богдан Павлович Виллевальде Колонка хранителя музея |
Одним из выдающихся мастеров батальной картины был Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде… Виллевальде написал немало картин, иллюстрирующих победы русской армии… И все-таки склонность художника к военно-бытовому жанру время от времени давала о себе знать. В непродолжительных перерывах между работой над заказными полотнами, художник писал как многофигурные композиции с участием всадников, так и малофигурные сценки, иллюстрирующие чаще всего те или иные стороны жизни военных. Очень часто, особенно в 1880–1890-е годы, мастер называл свои картины поговорками либо фразами, которые могли произносить его герои – обычные русские воины. Возможно, это был своеобразный ответ стареющего, но еще полного сил художника на успех картин В.В. Верещагина. Если у последнего картины назывались «Не замай! Дай подойти», «У крепостной стены. Пусть войдут!», то Виллевальде подобными названиями пытался проиллюстрировать быт русских солдат, башкир и казаков, находившихся в составе русской армии: «Сегодня ты, а завтра я! Кульм, 1813 год», «Казак везде дома. Франция, 1815», «Но бойтесь, мы казаки. Саксония, 1813», «Бог с ним, отпусти!», «Вот он – Наполеон!»…
|
|
14.01.2018 |
Четырнадцатого января родился русский художник, академик пейзажной живописи, вошедший в историю в качестве первого художника-пейзажиста среднего Урала Петр Петрович Верещагин Колонка хранителя музея |
14 января 1834 г. в Перми в семье потомственного живописца-ремесленника, иконописца Петра Прокофьевича Верещагина родился сын, имя которому дали такое же, как у отца — Петр. Год спустя, 13 января 1835 года, в семье появится сын Василий, а в 1842 году — сын Митрофан. Все трое окончили Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге и стали художниками. Первые уроки живописи Петр вместе с братом Василием получил у отца, а после его смерти в 1843 г. их наставником стал дед по матери, иконописец И.В. Бабин. В 1856 году поступил в Академию Василий, в 1857-м — Митрофан, а вот старший из Верещагиных, Петр Петрович поступил туда только в 1858 году.
Избрав своей специальностью ландшафтную живопись, он обучался в классе пейзажа у известного ландшафтного живописца Сократа Воробьева, много лет прожившего в Италии… Ландшафтная живопись при ее кажущейся простоте требовала от живописца максимального напряжения сил, блестящего знания перспективы, серьезных основ не только пейзажной, но и жанровой живописи. Правила Академии художеств того времени предписывали пейзажистам «представляемые картины обставлять фигурами и животными». Верещагин довольно быстро отказался от традиционного нейтрального стаффажа* и начал включать в свои работы реальные бытовые сценки, используя свои наброски с натуры. В своих замечательных карандашных рисунках он фиксировал все, что могло в будущем пригодиться для создания больших полотен… По поручению Товарищества Уральской горнозаводской железной дороги художник пишет серию этюдов Урала и реки Чусовой — вдоль строившейся здесь железной дороги (1875–1876). В ряде полотен воспроизведены губернский город Пермь, Нижнетагильский и Верхне-Нейвинский заводы, деревни Подволочная, Кирпичная, Шалгина. В нескольких произведениях запечатлено строительство железнодорожной линии. Большинство живописных работ уральского цикла Верещагина изображают реку Чусовую с высокими скалистыми берегами – «камнями» по-местному (Камень «Остряк», Камень «Ермак», Камень «Высокий» и др.)…
|
|
19.01.2018 |
Девятнадцатого января родился французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма Поль Сезанн Колонка хранителя музея |
После великолепных по исполнению полотен Поля Сезанна натюрморт значительно усилил позиции и стал одним из ведущих жанров для многих крупнейших мастеров XX века. Впоследствии искусствоведы придумают для творчества П. Сезанна, как и П. Гогена, В. Ван Гога, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сёра, специальное определение «постимпрессионизм» — термин скорее удобный, нежели точный. Сезанн и другие продолжили миссию импрессионистов — существенно раздвинули границы живописи. Поэтому многие новаторы искусства, художники последующих времен, называли Поля Сезанна своим главным учителем… «Лувр — это книга, по которой мы учимся читать. Мы, однако, не должны довольствоваться только прекрасными формулами наших знаменитых предшественников. Выйдем за их пределы, чтобы изучать прекрасную природу, постараемся освободить от них наш дух и выразить себя, следуя своему личному темпераменту», — писал Поль Сезанн…
|
|
25.01.2018 |
25 января родился знаменитый русский живописец-пейзажист Иван Иванович Шишкин. Колонка хранителя музея |
«…И.И. Шишкин был необыкновенным знатоком и любителем леса. Он до совершенства знал анатомию деревьев разных пород, всегда говорил, если видел неправильность в рисунке дерева: “Такой березы не может быть” или “эти сосны бутафорские”. Некоторые упрекали его в сухости. Такое мнение, пожалуй, может быть оправдано по отношению к некоторым офортам, над которыми он проводил много времени в последние годы жизни. Но живописные его работы, несмотря на применение сложнейшей техники, всегда смотрелись свежо. Казалось, вы внезапно вошли в лес, ощущая как глазами, так и всем телом его близость…
Шишкин как был, так и до сих пор является крупнейшим русским художником-реалистом, знатоком лесного царства. И, как это ни странно, из его многочисленных учеников лишь Андрей Николаевич Шильдер был действительно крупным мастером. Он обладал прекрасной техникой как в рисунке, так и в живописи, но самостоятельной — не шишкинской… Во время летних работ, когда совместно с профессором писали несколько его учеников, он по очереди подходил смотреть их работы и делал свои замечания. Некоторые из учеников, несмотря на ценность каждого его критического слова, готовы были, как говорится, провалиться сквозь землю. Шильдер сам рассказывал, что он, человек нервный, иногда, завидя издали фигуру Ивана Ивановича, направляющегося в его сторону, не мог удержаться и, оставив этюд и палитру, буквально уползал в кусты, как уж, а потом изворачивался, как мальчишка, объясняя свое отсутствие. Да! Ученики боялись Шишкина…» (Н.А. Киселев. «Среди передвижников»)
|
|
28.01.2018 |
Василий Осипович Ключевский Колонка редактора интернет-магазина |
Удивительная меткость формулировок, поразительная точность портретных характеристик, почти мистическая способность заглянуть в будущее принесли историку Василию Осиповичу Ключевскому (1841—1911) не только славу большого ученого, но и лавры всероссийского оракула.
|
|
28.01.2018 |
Двадцать девятого января родился выдающийся русский писатель, классик мировой литературы Антон Павлович Чехов (29.1.1860–15.7.1904) Колонка редактора интернет-магазина |
«Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости ее трагически мрачные шутки; стоит только внимательно прочитать его „юмористические“ рассказы, чтобы убедиться, как много за смешными словами и положениями — жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор. Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: „да будьте же вы… порядочнее!“ — тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости этого… « (А.М. Горький. „Воспоминания о А.П. Чехове“)
|
|
29.01.2018 |
Двадцать девятого января родился русский художник-передвижник, мастер жанровой живописи Василий Максимович Максимов Колонка хранителя музея |
«Сам народ написал свою картину», – сказал о его произведениях Крамской. Наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих «хоровое начало», отмечено глубоким знанием деревенского быта. Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху». Художник задумал картину большой – 116 х 188 см. Сама ее величина создавала трудности при работе в тесной избе. Крестьяне, которые ему позировали, были свободны только в зимнее время, когда освещение становилось скудным. Но художник блестяще справился со сложной композицией «Колдуна“, он работал над картиной несколько лет – с 1871 по 1875 год, доделывал ее даже после того, как она была приобретена Третьяковым. Многолетний труд принес художнику заслуженную славу. Полотно было экспонировано на IV Передвижной выставке 1875 года, а в 1878 году послано на Международную парижскую выставку…»
|
|
30.01.2018 |
Тридцатого января родился мастер панорамного пейзажа, гравер и офортист Бернардо Паоло Франческо Эрнесто Беллотто Колонка хранителя музея |
Ученик и племянник великого ведутиста Каналетто, Беллотто работал во многих городах Италии, большую известность приобрел при дворах в Дрездене, в Мюнхене и в Варшаве. Поэтичны его виды Флоренции и Турина, очаровавшие художника колоритом своих живописных уголков со старыми мостиками через реки По в Турине и Арно во Флоренции. В манере, отличающейся от Каналетто, Беллотто более четко передавал пластику распределения света и тени. Его ведуты исполнены в темной, коричнево-желтой гамме, в них легко читаются объемы построек, а фигурки людей, утрачивая подвижность и нарядность, как в работах Каналетто, приобретают большую жанровую конкретность и выразительность.
Унаследовав от своего учителя и дяди пристальность к детали, Беллотто достигает в своих картинах прямо-таки топографической точности. Именно эту особенность его кисти ценили императрица Мария Терезия в Вене и король Станислав Август Понятовский в Варшаве, при дворах которых Беллотто работал в качестве придворного художника. Искусствоведы отмечают некую «сухость» и буквальность, присущие графике и пейзажам художника, однако именно благодаря такому объективизму в истории остались почти фотографические свидетельства, позволяющие реконструировать устройство и быт европейских городов XVIII века…
|
|
01.02.2018 |
Знаменитые русские издатели и просветители.
Александр Филиппович Смирдин (01.02.1795 – 28.09.1857) Колонка редактора интернет-магазина |
В первый день февраля мы вспоминаем русского негоцианта и книгоиздателя Александра Филипповича Смирдина, заложившего основы отечественной издательской и просветительской деятельности.
Работать во благо словесности – мотивация в наши дни почти исчезнувшая, а культура чтения и писательства, похоже, нуждается в реанимации, и сегодня не грех обратиться к примеру бескорыстного служения просвещению отечества, а также к поучительному опыту даже «роковых» ошибок Александра Смирдина.
Издаваться у Смирдина уже означало гарантию, что книга будет быстро распродана и труд автора достойно оплачен. Особенная щедрость издателя проявлялась по отношению к произведениям Пушкина: Смирдин одним из первых осознал огромное значение творчества поэта для духовной жизни России. В 1827 году за немалую по тому времени сумму – 20 тысяч – он покупает у Пушкина три поэмы. Платит независимо от того, как они будут распроданы. Поэмы были изданы отдельными книжками с иллюстрациями, затем выходят «Борис Годунов», «Повести Белкина» и семь глав «Евгения Онегина». Но Пушкин далеко не всем доволен. Возмущался, например, тем, что Смирдин издавал О. Сенковского и Ф. Булгарина.
|
|
02.02.2018 |
ПОРТРЕТ БЫВШЕГО ГУВЕРНЕРА (?) Колонка хранителя музея |
Наш постоянный автор В.А. Варнек, потомок художника-портретиста А.Г. Варнека, хотел бы высказать личную версию атрибуции «Мужского портрета» из коллекции Дальневосточного художественного музея.
|
|
|
05.02.2018 |
Знаменитые русские издатели и просветители.
Иван Дмитриевич Сытин (05.02.1851−23.11.1934)
Колонка редактора интернет-магазина |
В истории русского книжного дела не было фигуры более популярной и более известной, чем Иван Дмитриевич Сытин. Каждая четвертая из изданных в России перед Октябрьской революцией книг была связана с его именем, так же как и самые распространенные в стране журналы и газеты. Миллионы детей учились читать по его азбукам и букварям, миллионы взрослых в самых дальних уголках России по его дешевым изданиям впервые знакомились с произведениями Толстого, Пушкина, Гоголя и многих других русских классиков…
|
|
05.02.2018 |
Пятого февраля родился немецкий художник, рисовальщик и иллюстратор, один из ярчайших представителей стиля бидермайер Карл Шпицвег Колонка хранителя музея |
Самый яркий мастер раннего немецкого реализма первой половины XIX века Карл Шпицвег (5.2.1808–23.9.1885) был высокоодаренным художником-самоучкой и вошел в историю европейского искусства прежде всего как крупный живописец-пленэрист. Шпицвег привлек внимание профессионалов и ценителей живописи тонким юмором и легкой грустью своих полотен. Сцены в интерьере Шпицвега тонко передают дух своего времени, повествуя о гармонично устроенной жизни его почтенных чудаковатых персонажей, сентиментальных романтиков и крестьянских трудолюбивых девушек…
|
|
07.02.2018 |
Седьмого февраля родился русский художник-передвижник, живописец-жанрист, график, педагог Владимир Егорович Маковский Колонка хранителя музея |
«Направление Федотова, Перова и Маковского в значительной мере не живописное, а литературное», – считал глава передвижничества Иван Крамской. Маковский был типичным «средним» передвижником, только отдававшим предпочтение не теме, как в 1860-х годах Перов, а сюжету, иногда самому незначительному. В его картинах нет привычного для ранних передвижников резкого обличительства, нет боли и скорби. Полотна Маковского, скорее, правдивые, благодушные свидетельства жизни обывателей, часто окрашенные теплым юмором. Это – картины-новеллы. Они столь фотографически точны, образный ряд в них дан так широко, типажи выписаны настолько реалистично и досконально, что по ним можно ощутить сам дух минувшей эпохи – времени Толстого, Чехова, Горького…
|
|
08.02.2018 |
Жюль Верн. 190 лет со дня рождения Колонка редактора интернет-магазина |
За 40 с лишним лет Жюлем Верном было написано около 70 романов. Существует весьма широко распространенное мнение, своего рода миф, что Жюль Верн выразил в своих произведениях «потрясение человека могуществом техники, надежды на ее всесилие», как обычно отмечали его биографы. Иногда, впрочем, они неохотно признавали, что к концу жизни писатель стал более пессимистично смотреть на способность науки и техники осчастливить человечество… В своих поздних произведениях Верн показывает, как человек использует научные и технические достижения с преступной целью, и как он может с помощью науки разрушить то, что было ею создано, он также предвидит огосударствление и бюрократизацию всех слоев общества, возникновение жесткого контроля не только за поведением, но и за мыслями граждан, предсказывая таким образом возникновение государства полицейской диктатуры.
|
|
08.02.2018 |
Восьмого февраля родился знаменитый английский портретист Джордж Доу, которым по праву гордится не только европейская, но и отечественная школа изобразительного искусства Колонка хранителя музея |
Благодаря великим художникам, работавшим в жанре портрета, увековечившим черты современников, мы имеем возможность познакомиться с людьми ушедшей эпохи, понять их характеры, разглядеть детали костюма и прикоснуться к их неведомой внутренней жизни. Написанный с фотографической точностью, живописный портрет, благодаря психологическому проникновению в личность портретируемого, являет нам срез времени и характера, помогает понять эпохальные события и роль личности в истории…
|
|
09.02.2018 |
Василий Андреевич Жуковский Колонка редактора интернет-магазина |
В.А. Жуковский по силе и богатству дарования представляет собой самую яркую фигуру допушкинского периода развития русской литературы. С его именем связан расцвет русской романтической поэзии первой трети XIX века. Эстетический мир его произведений необозримо богат. Для Жуковского характерен интерес к нравственным, психологическим, философским проблемам. Поэта особенно привлекают состояния души человека, нравственные категории совести, чести, добросердечия и отзывчивости, дружбы и любви, преступления и неизбежного возмездия, нравственного падения и моральной чистоты, мужества и патриотизма, счастья и смыла жизни.
|
|
|
|
|
 |
 |
|
 |
|
|
|