Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 641-31-00
(495) 302-54-13
Сегодня 28.04.2017
Семейный клуб
Новости
Анонсы
Авторская колонка ВД
Наши друзья
Как стать нашим другом?
Семейный календарь
Анонсы
05.04.2017
АЛЕКСАНДР МАТОЧКИН В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕДорогие друзья! Спешим обрадовать вас, что 5 апреля 2017 в Нижний Новгород приезжает известный специалист по сказыванию былин в аутентичном варианте, создатель и преподаватель школы сказительства, собиратель, певец, специалист по традиционной культуре Александр Маточкин (Санкт-Петербург)
11.12.2016
11 декабря 2016 года в Большом концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных состоится премьера музыкально-этнографического проекта «ВСТРЕЧИ в стиле ЭТНО» 11 декабря в Большом концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных состоится премьера музыкально-этнографического проекта «ВСТРЕЧИ в стиле ЭТНО». Идея этого события — создать творческую площадку для диалога этнических музыкантов разных стран, в основе деятельности которых лежит аутентичная народная традиция. Воскресным вечером (19.00) в одном из лучших акустических залов Москвы встретятся музыканты Литвы и России, в звучащий диалог вступит аутентичная музыка и ее авторские интерпретации.
27.11.2016
Фестиваль «Филипповки» пройдёт в Московском городском Дворце детского и юношеского творчестваФестиваль Филипповки традиционно проводится в конце ноября во Дворце творчества на Воробьевых горах и собирает на своем мероприятии множество детских коллективов, исполнителей и мастеров. Много музыки, игр, танцев и веселая атмосфера фестиваля Фелипповки делают его одним из центральных детских фольклорных мероприятий Москвы…
Все анонсы
Книга дня
Французская живопись. XIX век Майорова Н. О., Скоков Г. К.
Картина дня
Охота на тигра Делакруа, Эжен
Воскресный день » Семейный клуб » Авторская колонка ВД »

Девятнадцатого декабря (6 декабря по ст.ст.) православные христиане празднуют день памяти святителя Николая Чудотворца

18.12.2016
Никола с житием. Середина XVI в.

 

В да­ле­ком IV ве­ке в го­ро­де Ми­ры Ли­кий­ские ар­хи­е­пи­с­ко­пом был ве­ли­кий угод­ник Бо­жий Ни­ко­лай. За его бес­ко­неч­ную до­б­ро­ту и рев­но­ст­ное слу­же­ние Бо­гу Го­с­подь на­гра­дил его да­ром чу­дот­во­ре­ния. По­то­му его так и зо­вут Ни­ко­лай Чу­дот­во­рец. А в том, что он дей­стви­тель­но ве­ли­кий чу­дот­во­рец, мо­жет убе­дить­ся вся­кий, мо­ля­щий­ся ему о по­мо­щи.

…В 325 го­ду рим­ский им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий со­звал Все­лен­ский Со­бор и при­гла­сил на не­го всех ар­хи­е­ре­ев, уце­лев­ших во вре­мя го­не­ний на хри­с­ти­ан. На этом Со­бо­ре вы­сту­пил со зло­вред­ным уче­ни­ем свя­щен­ник Арий. Он ут­вер­ждал, что Сын Бо­жий был так же, как и все мы, со­тво­рен Бо­гом От­цом. То есть он от­ри­цал, что Ии­сус Хри­с­тос — Бог Сын. Сво­им ис­кус­ством го­во­рить кра­си­во Арий смог да­же ув­лечь в это лже­уче­ние не толь­ко мно­гих про­стых лю­дей, но и не­ко­то­рых свя­щен­ни­ков и да­же ар­хи­е­ре­ев. Свя­ти­тель Ни­ко­лай, быв­ший на Со­бо­ре, дол­го и тер­пе­ли­во пы­тал­ся вра­зу­мить Ария, но тот про­дол­жал упор­ство­вать. Но мог ли свя­ти­тель тер­петь та­кое бо­го­хуль­ст­во до бес­ко­неч­но­с­ти? Ис­чер­пав все бо­гос­лов­ские до­во­ды, Ни­ко­лай Угод­ник при­бег к бо­лее силь­но­му до­во­ду — по­про­сту дал по­ще­чи­ну не­че­с­ти­во­му Арию! За этот по­сту­пок, по на­сто­я­нию Ария, его ли­ши­ли са­на ар­хи­е­пи­с­ко­па. Но не­ко­то­рым из ар­хи­е­ре­ев — уча­ст­ни­ков Со­бо­ра — бы­ло ви­де­ние: Спа­си­тель и Бо­го­ро­ди­ца воз­вра­ща­ют свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю зна­ки ар­хи­е­рей­ско­го до­сто­ин­ства — Еван­ге­лие и омо­фор. Ура­зу­мев, что дер­з­но­ве­ние свя­ти­те­ля угод­но Го­с­по­ду, от­цы Со­бо­ра вос­ста­но­ви­ли его в са­не ар­хи­е­пи­с­ко­па. По­то­му-то на ико­нах свя­ти­те­ля Ни­ко­лая над его ли­ком в ле­вом верх­нем уг­лу мы ча­с­то ви­дим Хри­с­та с Еван­ге­ли­ем, а в пра­вом уг­лу — Бо­го­ма­терь с омо­фо­ром.

Хо­тя свя­ти­тель Ни­ко­лай по­чи­та­ет­ся по­все­ме­ст­но не толь­ко хри­с­ти­а­на­ми, но и пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих ре­ли­гий, все же осо­бым по­чи­та­ни­ем ок­ру­же­но его имя на Ру­си. Жив­шие по со­сед­ству с рус­ски­ми языч­ни­ки да­же на­зы­ва­ли его «рус­ским Бо­гом» и ча­с­то об­ра­ща­лись к не­му за по­мо­щью. И он, ко­неч­но, им по­мо­гал. О люб­ви рус­ских к свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю го­во­рят и мно­го­чис­лен­ные Ни­коль­ские хра­мы, мо­на­с­ты­ри и се­ла с на­зва­ни­ем «Ни­коль­ское», Ни­коль­ские кре­ст­ные хо­ды и на­род­ные рас­ска­зы и пес­ни о чу­де­сах, им яв­лен­ных.

Пра­во­слав­ные хри­с­ти­а­не очень лю­бят ико­ны свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. В на­ро­де при­ня­то раз­ли­чать ико­ны «Ни­ко­лы Зим­не­го» (празд­ник 19 де­ка­б­ря) и «Ни­ко­лы Веш­не­го» (празд­ник 22 мая). Ни­ко­ла Зим­ний, рас­суж­дал на­род, — он ведь «в шап­ке» (в ми­т­ре), на­вер­ное, по­то­му, что хо­лод­но зи­мой, а Веш­не­му (ве­сен­не­му) Ни­ко­ле и без ми­т­ры теп­ло. В этих на­ив­ных суж­де­ни­ях про­яв­ля­ет­ся про­сто­сер­деч­ная дет­скость ве­ры и люб­ви на­ро­-да к свя­то­му.

В дав­ние вре­ме­на хо­ди­ли по го­ро­дам и се­лам ка­ли­ки пе­ре­хо­жие и пе­ли:

Ми­ко­ла, Ми­ко­ла свя­ти­тель,

Мо­жай­ский, За­рай­ский,

Мо­рям по­кро­ви­тель,

Зем­лям ис­по­вед­ник…


Из на­ибо­лее из­ве­ст­ных чу­дот­вор­ных икон свя­ти­те­ля яв­ля­ет­ся древ­няя рез­ная ико­на «Ни­ко­лы Мо­жай­ско­го». На­зы­ва­ет­ся об­раз так по­то­му, что свя­ти­тель Ни­ко­лай спас го­род Мо­жайск. Да-да, так и бы­ло…

…В 1303 го­ду к под­мо­с­ков­но­му го­ро­ду Мо­жай­ску по­до­шло ор­дын­ское вой­ско и оса­ди­ло го­род, со­би­ра­ясь за­хва­тить его. Го­ро­жа­не ста­ли горячо мо­лить­ся лю­би­мо­му свя­то­му, про­ся по­мо­щи и за­ступ­ни­че­с­т­ва. Вдруг в воз­ду­хе над го­ро­дом воз­ник­ло див­ное зна­ме­ние: свя­ти­тель Ни­ко­лай явил­ся в гроз­ном ви­де, дер­жа в од­ной ру­ке меч, а в дру­гой — об­раз хра­ма. Вра­жье вой­ско бы­ло так на­пу­га­но, что тут же сня­ло оса­ду и об­ра­ти­лось в бег­ство. В па­мять чу­дес­ной за­щи­ты Мо­жай­ска бла­го­дар­ные го­ро­жа­не за­ка­за­ли луч­ше­му сво­е­му ма­с­те­ру со­здать но­вый об­раз Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая.

На ико­нах Свя­ти­тель Ни­ко­лай все­г­да изо­бра­жен в сво­ем ар­хи­е­рей­ском омо­фо­ре. Но Мо­жай­ский об­раз не­обы­чен: в от­ли­чие от при­выч­ных нам жи­во­пис­ных икон, он яв­ля­ет­ся рез­ным: вы­ре­зан из де­ре­ва и за­тем уже рас­пи­сан кра­с­ка­ми. Свя­ти­тель Ни­ко­лай изо­бра­жен та­ким, ка­ким он пред­стал в чу­дес­ном зна­ме­нии — в пол­ный рост, в ар­хи­е­рей­ском об­ла­че­нии, с ме­чом в од­ной ру­ке и хра­мом в дру­гой. Об­раз этот не­обы­чай­но сла­вен и глу­бо­ко по­чи­та­ем на Ру­си.

Ны­не чу­дот­вор­ный об­раз Ни­ко­лы Мо­жай­ско­го хранит­ся в Тре­ть­я­ков­ской га­ле­рее. А в Мо­жай­ске, в Но­во-Ни­коль­ском со­бо­ре, по­ста­ви­ли но­вую рез­ную ико­ну — точ­ную ко­пию про­слав­лен­но­го об­ра­за. Бла­го­дать от чу­дот­вор­ной Мо­жай­ской ико­ны пе­ре­хо­дит и на мно­го­чис­лен­ные ко­пии ее, в том чис­ле и те, ко­то­рые яв­ля­ют­ся не рез­ны­ми, а жи­во­пис­ны­ми.

В на­шей стра­не ико­на вы­не­сла да­же свою ме­ру ис­пы­та­ний. В Мо­с­ков­ском Крем­ле есть Ни­коль­ские во­ро­та. Над ни­ми ви­се­ла боль­шая ико­на Ни­ко­лы Мо­жай­ско­го. В 1918 го­ду боль­ше­ви­ки при­ка­за­ли ра­бот­ни­кам Крем­ля закрыть лик свя­ти­те­ля крас­ным по­лот­ни­щем. При­ка­за­ние бы­ло ис­пол­не­но, но вско­ре на гла­зах у из­ум­лен­ных оче­вид­цев по­лот­но ста­ло разъ­ез­жать­ся по­по­лам, слов­но бы кто-то ра­зо­рвал его. То­г­да бы­ли при­сла­ны снай­пе­ры-крас­но­ар­мей­цы с при­ка­зом… рас­стре­лять ико­ну! Они ста­ра­тель­но стре­ля­ли в упор, но ни од­на пу­ля так и не по­па­ла в лик свя­ти­те­ля — все от­ме­ти­ны от пуль ве­е­ром рас­по­ло­жи­лись за пре­де­лом ним­ба! Об этом чу­де со­хра­ни­лось мно­же­с­т­во сви­де­тельств, а в ар­хи­вах сбе­ре­га­ют­ся фо­то­гра­фии «рас­стре­лян­но­го об­ра­за».

В День народного единства, 4 ноября 2010 года, ко всеобщей радости, состоялось освящение отреставрированной надвратной иконы «Никола Можайский» на Никольской башне Кремля.

 По материалам книги  Н.В. Скоробогатько. «Чудотворные иконы»


Книги по теме: 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад
Вход для пользователей
Новости
27.10.2015
Тематический концерт IV межрегионального фестиваля «Улица» состоялся в театре «Русская песня»Последний тематический концерт IV межрегионального фестиваля традиционной инструментальной музыки «Улица» состоялся в театре фольклора «Русская песня» 27 октября 2015 года. Он был посвящён русским молодёжным гуляниям ХХ века.
14.09.2014
Атмановские кулачки.28–30 августа в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области развернулись масштабные традиционные игры «Атмановские кулачки-2014», которые прошли в рамках престольного праздника села — Успения Пресвятой Богородицы.
15.06.2014
C 13 по 15 июня в деревне Пожарище Нюксенского района Вологодской области вновь проходит областной фольклорный праздник «Живая старина».Летом в деревне Пожарище Нюксенского района уже много лет проводится праздник «Живая старина». Впервые он был организован в 1995 году и впоследствии стал доброй традицией. В основе праздника лежит демонстрация разнообразных форм народной культуры в естественной обрядовой ситуации традиционного праздника «Троицкое заговенье»
Все новости
Вопрос в редакцию
© 2012, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

создание сайтов - Webis Group