закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 1.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Михаил Тюренков: Пролегомены к «умной миссии»

14.08.2011

Колонка главного редактора портала «Правкнига.Ру», заместителя руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Михаила Тюренкова.

Так уж сложилось, но в последнее время, даже, пожалуй, годы я практически ничего не писал о церковной миссии. Нет, рассуждая на сторонние темы как в блогосфере, так и на страницах церковных (да и не только церковных) изданий мне доводилось использовать пассажи различной степени полемичности, за которые не раз доводилось слышать обвинения в «миссиофобии». Но времена те прошли, и сейчас, стараниями ряда сетевых активистов тема внутрицерковного противоборства сторонников «тотальной миссии» и их противников не то, чтобы сведена на нет, но уж во всяком случае максимально маргинализирована, сведена к этакому «блогерскому балагану» наподобие всевозможных бессмысленных «холиваров», пустопорожних «священных войн» «рыцарей кресла и клавиатуры» («от них же первый есмь аз…»).

0006a04t



Меж тем, подобное скандализирование и забалтывание данной темы оказалось отнюдь не полезным ни для православной публицистики, ни для практической деятельности реальных церковных просветителей, начиная с того же Миссионерского отдела Русской Православной Церкви. Грешным делом, в последнее время у меня даже начало складываться впечатление, что церковная миссия — это нечто… ну, не то, чтобы не обсуждаемое вслух, но уж во всяком случае то, что находится «за скобками» (в духе: ну, мы же с вами взрослые интеллигентные люди, отлично понимаем, о чем идет речь, ну, зачем же об этом кричать на каждом перекрестке!). Однако именно подобные «закавычивания» и «оглядки»: «Ах, как бы кто чего этакого не подумал!», на мой скромный взгляд, является серьезной внутрицерковной «миной замедленного действия».

И речь вовсе не о том, что в сегодняшней Церкви недостаточно «политики открытости», напротив, именно эта политика стала своеобразным символом последних трех лет церковного «бытия-в-мире». Проблема в другом — в том, что само это обращение к миру носит несколько «натянутый» характер… Как когда-то, без малого 30 лет назад, генсек Андропов заявил: «Мы не знаем страны, в которой живем», точно также и сейчас можно с уверенностью повторить практически те же самые слова, но уже относительно Русской Православной Церкви как земного института. Да, мы не знаем ее. Ни мы, церковные и околоцерковные публицисты, ни, да простит мне мое дерзновение священноначалие, наши пастыри и архипастыри. И это уже не говоря о том, что мы совершенно не представляем того, что происходит за церковными границами, т.е. реалии нашего социального окружения, которое как раз таки и представляет многократно глаголемое «миссионерское поле».

x_230d7815

В качестве показательного примера могу привести ситуацию в области «рок-миссии», то есть православно-просветительской деятельности среди представителей различных молодежных музыкальных субкультур. Более пяти лет назад мне довелось выступить инициатором и одним из организаторов встречи нескольких видных рок-музыкантов (Юрия Шевчука, Константина Кинчева, Романа Неумоева и ряда других) с главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Результатом этой беседы стало не то, чтобы коренное изменение официальной позиции священноначалия к рок-миссии, но, как минимум, начало ее оформления. Во всяком случае, если до этого было немало споров и публичных дискуссий о самой возможности подобной миссионерской формы, то упомянутая встреча стала четким руководством к действию:

«Если в вашем творчестве имплицитно, незримо будет присутствовать Бог, если ваши зрители будут знать о вашей вере, это будет иметь огромное миссионерское значение», — подчеркнул в беседе с рок-музыкантами будущий Патриарх.

1_text

В дальнейшем на протяжение прошедших пяти лет рок-миссия приобретала самые разные формы: от крайне удачной совместной кампании групп «ДДТ» и «Братья Карамазовы», посвященной 1020-летию крещения Киевской Руси, в одном из концертов которой принял участие с проповедью сам митрополит Кирилл, а также ряда удачных миссионерских туров группы «Инструкция по Выживанию» и ее лидера Романа Неумоева, выступивших в Московской Духовной Академии и ряде епархий Русской Православной Церкви, до очень сомнительных акций, связанных с деятельностью «байкерских» клубов. Посередине же я бы поставил весьма противоречивую деятельность о. Иоанна Охлобыстина, на мой взгляд, человека величайшего миссионерского дара, который, однако, свои близкие к гениальности таланты далеко не всегда разбрасывает на богоугодные дела. Впрочем, уже совсем скоро мы услышим и увидим «Доктрину 77» отца Иоанна, и наконец сможем сделать какие-то, хотя бы промежуточные, выводы…

24726

Но вернемся к «байкерам». Последние в своей причастности к православной миссии, к сожалению, оказались очень активными и шумными, а потому дали повод некоторым сетевым публицистам, прямо скажем, демонизировать подобные миссионерские начинания. Признаться, даже мне, человеку, в юности бывшему весьма близким к рок-культуре, сложно объяснить своим далеким от оной собеседникам, почему на мотоцикле с Ликом Спаса разъезжают полуголые девицы, и почему в Великий Четверг в Храме Христа Спасителя одними из первых к Святой Чаше подходит группа «бесоподобных граждан» в кожаных куртках с надписями «Ночные Волки». Прямо скажем, ироническое замечание одного из свидетелей сего события о том, что ничуть не менее дико в подобном случае выглядели бы лица мужеского пола в голубеньких комбинезончиках с ромашками и надписями «Дневные Зайки», мне кажется вполне уместным (хотя замечу, что в искреннее воцерковление отдельных «Ночных Волков» лично я верю ничуть не менее искренне).

Pravoslavieisis-ke

Увы, в крайне полезной и важной рок-миссии произошло чисто комсомольское замещение качества в количество. Ведь совершенно одно — это проповедь на рок-концертах или, что еще лучше и действеннее, содействие со стороны Церкви в организации православных миссионерских рок-туров, но совсем иное — привнесение элементов данной субкультуры во внутреннюю жизнь Церкви, туда, где пока еще абсолютное большинство церковного народа воспринимает рок-среду как нечто инфернальное (справедливо или нет — вопрос второстепенный). И, прямо сказать, подобные миссионерские издержки — ни что иное, как следствие того факта, что «мы не знаем Церкви, в которой живем».

afisha-IpV-i-TT-002

Нет, я не склонен драматизировать ситуацию. Ведь и в Синодальном Миссионерском отделе существует аналитический сектор, и в Свято-Тихоновском университете действует факультет социальных наук, и относительно недавно появившаяся независимая Служба социально-религиозных данных «СРЕДА» активно проводит различного рода исследования. Но напомню, что в советское время социология была окончательно реабилитирована и легализована лишь в конце 80-х, т.е. тогда, когда «уже было поздно». Сегодняшние маячки неосекуляризации тревожно намекают нам на то же самое. И именно поэтому нам нужна не столько «тотальная» миссия, сколько миссия «умная». С одной стороны, с четкой опорой на научные кадры, а с другой — с такой же опорой на реальных православных миссионеров, тех, кто делает свое дело вне зависимости от политической конъюнктуры. В том числе, и среди рок-музыкантов. А почему бы и нет?..



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group