Только ленивый не говорит сейчас о кризисе. Радио,
телевидение, пресса, интернет – всюду главной темой стал финансово-экономической
кризис.
Просматривая специализированные СМИ, посвященные
книгоиздательской отрасли, глазами натыкалась на заголовки новостей со словом
«кризис». Да взять хотя бы нашу новостную ленту о книжном бизнесе. И не удивительно, ведь именно издательский бизнес пострадал из-за
этого кризиса наиболее ощутимо: пачками закрываются глянцевые (и не только)
журналы, даже целые холдинги – рекламный рынок, который кормит большинство
мелованной прессы, заметно скудеет в денежном выражении. Сейчас не до рекламы и
пиара, выстоять бы.
По этой же причине многие рекламщики попали под сокращение. Еще
печальнее, что многие мои друзья-знакомые, трудящиеся в издательской сфере,
оказались за трудоустроенным бортом – все профессиональные сообщества в
блогосфере заполнены подобными сообщениями. В нашем книжном клубе тоже достаточно таких соискателей.
В сообществах фрилансеров-журналистов совместно думают, как
и где найти в нынешних условиях заказчика; копирайтеры, рерайтеры и прочие
рекламные текстовики думают о снижении расценок за свои услуги. Заметно
уменьшилось количество вакансий в издательской отрасли – рынок затих.
А аналитики только пугают: то ли еще будет, кризис достигнет
своего дна только весной следующего года.
А что же православные книгоиздатели? Ощущают ли они этот
финансовый кризис на себе?
Мы спросили об этом у руководителей православных
издательств.
- Сказывается ли финансовый кризис на
вашей книгоиздательской деятельности или вы не ощущаете его на себе?
- Необходима ли государственная
поддержка в нынешних условиях отечественного
книгоиздания?
Издатель Игорь
Балабанов
1. Часть моей издательской деятельности связана с выпуском
книг на средства авторов. Должен сказать, что сейчас заказов стало меньше. С
чем это связать? Возможно, с кризисом.
2. А государственная поддержка, в любое время и при любых
условиях, нужна социально-значимой литературе. Другая же литература должна
окупать себя сама.
***
А. Сушков, генеральный директор издательства «Артос-Медиа»:
1. Говорить о влиянии кризиса пока преждевременно. Прошло
всего лишь несколько месяцев с момента перехода вялотекущего «американского
насморка» во всемирную экономическую пандемию.
Издательские планы, реализующиеся сейчас в виде отпечатанных
тиражей, верстались в тот момент, когда нефть стоила 150 долларов, рубль твердел
день ото дня и, как говориться, «ничто не предвещало…».
Деньги, на которые мы ведем свою деятельность сегодня, – это
платежи наших партнеров за книги, поставленные им в кредит в те же тучные
времена.
Новая – «кризисная» – модель поведения сформируется не ранее
февраля.
Кризис этот, на мой взгляд, режиссируется и раскручивается
по отработанным сценариям «птичьего гриппа» и «атипичной пневмонии». Если его
инициаторы в ближайшее время посчитают, что основные задачи решены, то мы даже
испугаться не успеем. Если же нам приготовили не двухчасовой блокбастер, а
многосерийный «ужастик», то неприятных последствий, безусловно, не избежать.
2. Государство могло бы очень эффективно поддержать
издателей, отменив НДС на полиграфические материалы, типографские работы и
готовую продукцию.
Весьма своевременным и полезным было бы воссоздание
отраслевого банка издателей и полиграфистов. Такого, как безвременно почивший в
1996 г.
«Издат-банк».
***
А.С. Головин, генеральный директор издательства «Лепта Книга»:
1. Пока финансовый кризис сказался только на своевременности
оплаты контрагентами взаимных обязательств. Отгрузки в оптовом звене все еще
сохраняются на прежнем уровне. Однако финансовый кризис естественно изменяет
поведение участников рынка: многие стремятся сократить расходы (издержки),
растягивают во времени исполнение существующих обязательств, приостанавливают
запуск новых проектов (как в редакционной части, так и в производственной).
2. Государству необходимо создавать благоприятные условия
для развития книгоиздания в любых условиях, не только в сегодняшних. Это
касается не только поддержки издательств, но и развития национальной бумажной
промышленности, усиления полиграфической базы. Кроме того, в издательском деле
необходимо, чтобы книга доходила до читателя. Поэтому в понятие
<благоприятные условия для книгоиздания> обязательно должны включатся
также поддержка и развитие розничной книготорговли, библиотечного дела.
***
Издательство
«Восхождение»
1. Пока на сегодняшний день финансовый кризис на нас не
влияет. Впрочем, мы очень маленькое издательство, издаем не более 3–4 книг в
год.
2. Это зависит от того, в чем эта поддержка будет
выражаться.
***
Редакция журнала
«Альфа и Омега»
1. Нет, не повлиял, но поскольку истерия явно имеет место,
не исключено, что нас смогут обидеть «на нервной почве».
2. Гос. поддержка категорически не требуется.
Многие
благотворительные организации столкнулись с проблемой прекращения и сокращения
финансирования их проектов.
Сайт Милосердие.ру разместил у себя такую информацию:
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КОНЧИЛАСЬ – МИЛОСЕРДИЕ ОСТАЕТСЯ!
Дорогие друзья! Из-за кризиса нашим благотворителям
приходится сокращать пожертвования.
Но невозможно «сократить» детей-инвалидов и сирот в детском доме, бездомных,
которые спасаются в автобусе «Милосердие», больных старушек в богадельне,
брошенных больных в больницах! Понемногу от многих — это спасет наших
подопечных.
Свистунова Ирина, пресс-секретарь Ново-Тихвинского женского
монастыря
При нашем монастыре действует несколько благотворительных
организаций.
Бесплатная столовая для неимущих, где ежедневно получают
горячие обеды около 1500 человек; приют во имя преподобномученицы Елисаветы, в
котором сейчас 31 воспитанница; православная гимназия и Высшие миссионерские
курсы.
И хотя монастырь находится в тяжелых условиях, вынужден
приостановить строительные и реставрационные работы, однако прилагает все
усилия, чтобы не сокращать финансирование благотворительных проектов.
Очень многие люди в эти дни откликаются и на проводимую
монастырем Рождественскую акцию по сбору подарков для обездоленных детей из
отдаленных сел области.
|