закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 24.08.2019
Книга дня
Сказка о рыбаке и рыбке для любознательных
Картина дня
Поединок Кривоногов Пётр
Воскресный день » Авторская колонка »

Алина Горелик: «Обыденно о высоком, или Просто о грехах и заповедях. Заметка обывателя»

12.12.2011

Мы продолжаем серию публикаций материалов нашей читательницы — молодой православной писательницы Алины Горелик, которые автор прислала в редакцию интернет-портала «Правкнига.Ру» под общим названием «Заметки обывателя».

Грехи — мрачное слово, пугающее своей тяжеловесностью. Исполнение заповедей представляется сложными невыполнимыми обязательствами, которое небо наложило на нас, в довесок к и так несладкой жизни (как будто без этого проблем мало). При этом сами заповеди воспринимаются как ограничения. Ни поесть от живота, ни влюбиться, ни погордиться, ни поругаться. Все нельзя!

И часто возникает вопрос: даже не «Как сделать?», а «Зачем это делать?». Правда, зачем, если скромному сложнее заработать и получить повышение, а попытка любить окружающих, как самого себя, обречена на провал?

Но заповеди и запреты поступать определенным образом следует рассматривать не как ограничение свободы человека, а как вехи, ведущие к радостной, реализованной, полноценной жизни. Речь не о вечной жизни, а об обычной — повседневной.

Вот, например, гордыня!

73563284_tscheslavie__gorduynya_

Питер Брейгель. Семь смертных грехов. Гордыня

В гордыне человек чувствует себя особенным, причем не обязательно «особенно хорошим» (хотя, может быть и так: я хороший, а они негодяи и подлецы), он может считать, что «все могут, а я нет», что «я хуже всех», я «какой-то не такой».

Если человек считает себя «не таким как все» вряд ли у него появится, что-то особенное прекрасное (за какие заслуги, мнение о себе – не основание). Скорее, будут отбираться обычные вещи, составляющие жизнь среднестатистического «обычного» человека —  стабильная работа, домашний уют, душевный покой.

Гордыне, как правило, сопутствует зашкаливающий эгоизм. Не тот здоровый эгоизм, который заставляет чего-то добиваться в жизни и учит защищать себя, а эгоцентризм, когда человек зациклен на себе и своих проблемах. Такому человеку сложнее общаться, потому что он не слышит другого, сложнее добиваться чего-либо, так как неуспех больно бьет по восприятию своей блистательной особы. В итоге, он ничего не делает и деградирует. Гордыня проявляется и в том, что «Все не так! Все не по нраву!». Не там родился, не у тех родителей, досталась некрасивая внешность, вокруг одни хамы.

Не зря гордыню определяют как мать пороков. Гордыня, как кривое стекло искажает восприятие мира. Гордыня видит унижение там, где его нет. Человек становится неадекватным, начинает ненавидеть из-за мелочей. Верные спутники гордыни гнев и уныние. С одной стороны человек не может принять большую часть окружающей его действительности и себя самого, с другой стороны, он расстраивается из-за этого. Скучно и грустно жить, когда видишь в жизни одни черные мазки.

Для такого человека смирение — целебное лекарство. Смиряться не означает унижать себя и посыпать голову пеплом. Скорее, смирение —  это гибкость, принятие того, что составляет твою жизнь — себя, людей, обстоятельств. Истинное смирение заключается в умении радоваться тому, что есть.

Если муж пропил последнюю тряпку, а в доме нет денег даже на хлеб, тогда можно радоваться тому, что у тебя есть здоровый ребенок, и руки, ноги, которыми ты можешь на этот хлеб заработать. Именно такое понимание дает силы что-то менять в жизни. Тогда ты начинаешь видеть полную половину полупустого стакана. И действовать легче, когда не тратишь усилий на внутреннее противоборство и неприятие. Принимая, человек начинает видеть множество выходов из сложных ситуаций.

Гордый человек — человек несчастный. Он так много мнит о себе, что его выбивает из колеи ничтожная неурядица, он недоволен своей жизнью, так как постоянно претендует на лучшее, чем есть, ему недоступно наслаждение жизнью, так как он погружен в самого себя и свои проблемы. Гордыня стремиться прогнуть под свои ожидания весь мир, но добивается лишь того, что мир ломает человека.

Зависть.

73563015_zavist3


Питер Брейгель. Семь смертных грехов. Зависть


Иногда начинают завидовать до ненависти. Ведь так часто в жизни кажется, что только у тебя все трудно и сложно, а у других — мед и райские кущи. И муж красивее, и ноги прямее, денег больше, и жизнь меньше била.

Что завидовать плохо — большинство из нас учили в детстве! Но мало кому поясняли, что плохо прежде всего для нас самих. Тем, кому мы завидуем, в сущности все равно, их жизнь от чужих эмоций не меняется. А человек, который завидует, своей завистью раз за разом убеждает самого себя в том, что у него все плохо, его гнетет мысль о том, что его жизнь хуже. Эта мысль разъедает его изнутри. А жизнь спорить не будет, хуже — так хуже.

«Не сотвори себе кумира!» —  эта заповедь учит нас воспринимать жизнь многогранно. Иногда мы напоминаем упрямых ослов, нам кажется, что жизнь кончена если не… И список можно продолжать бесконечно: не вышли замуж за кого-то, не заработали миллион. Человек, достижение цели, какая-либо вещь могут стать самоцелью, мы начинаем жить ради них, отчаиваться, если что-то не получается.

Для человека, «сотворяющего кумира», весь мир сужается до кумира. Человек способный «не сотворять себе кумира!» более жизнеспособен, гибок и гармоничен.

Мало, что так портит человека, как лень. Человек ценит лишь то, что достигнуто собственными усилиями. Жалко терять собственный вклад.

Жизнь так устроена, что многое из желанного приобретается трудом. Не обязательно физическим или умственным. Труд может быть и душевный. Побуждение себя жить лучше, делать свою жизнь красивой, к чему-то стремиться тоже труд. И ленивый — это не всегда тот, кто лежит на диване и плюет в потолок. Человек может трудиться на поле, как пчелка, но найти лучшую работу не хочет, потому что … нет, не страшно, а лень. Трудиться на поле – это привычное действие, тогда как что-то иное потребует иных трудозатрат. А окупится или нет неизвестно.

Когда человек резюмирует: «И так сойдет!» — в отношении неубранной квартиры, запущенного здоровья, нездоровых отношений, в нем говорит вовсе не смирение и малые требования к окружающей жизни, а ее величество лень.

Заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» вызывает толк о невозможности так делать. Почему то обязанность любить других некоторыми воспринимается, как слюнявые лобызания в ответ на любую пакость. Но если посмотреть даже на самую бескорыстную человеческую любовь —  материнскую, то окажется, что та мама любит ребенка, которая выдает адекватную реакцию на поведение ребенка с учетом его возраста.

Если мама хвалит и сюсюкается с ребенком, не желая замечать его манипуляций, жестокости к животным и другим детям, дурных наклонностей, она его не любит, а губит. Мир не мама, он сюсюкать с ее избалованным чадом не станет. Что станет с выросшим извергом, которого в детстве не научили, что мучить животных и людей — плохо.

Настоящая любовь к ребенку выражается в том, чтобы воспитать личность, способную взаимодействовать с окружающими, способную любить, радоваться, достигать своих целей ресурсными методами.

Подлинное уважение и любовь к «другому» выражаются в адекватной реакции. Если в ответ на унижение вы начинаете проявлять «безусловную любовь» и «понимание», это не любовь, а лицемерие и заискивание. Человек не получая адекватной ответной реакции думает, что все нормально сделал, и в следующий раз сделает что-то похлеще.

Любовь к себе и другим — взаимовлияющая опция. Мы трактуем поступки других исходя из того, что мы знаем о себе. Если присмотреться, то мы действительно любим других настолько, насколько любим себя. Чем больше человек любит себя, тем меньше у него претензий к окружающим, тем он доброжелательнее. Можно сказать, что «Люби других ради любви к себе!».

В буддизме грех трактуется как неведение. Вероятно, так и есть, многие вещи мы делаем, потому что не осознаем, что вредим себе. Или нам кажется, что имеем право вредить другому, ибо нечего церемониться, не сахарные, самому надо выживать. А когда осознаем что-то, не всегда хватает сил остановить мчащийся жизненный локомотив накопленных последствий.

Возможно, для Бога мы все — неразумные дети, по непониманию своему вредящие себе и другим, а потом жалующиеся на несправедливость Бога. Бог через своих посланников — Пророков, Учителей дает перечень того, что не нужно делать. Но иногда мы ведем себя как ребенок, который раз за разом сует палец в огонь, обжигается, бежит жаловаться маме, а потом говорит, что мама виновата.

Некоторые матери скажут: «Конечно, виновата мать, это она не уследила!» Но правда в том, что даже при хорошем наблюдении за ребенком невозможно обеспечить ему абсолютную безопасность, нереально установить абсолютный контроль за поведением ребенка. Поэтому умная мама учит ребенка не совать пальцы в огонь, и в интересах ребенка ее слушаться.



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group