закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 7.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Почему мы выделяем каких-то святых?

15.01.2009

Прот. Константин Пархоменко15 января Русская Православная Церковь отмечает память преподобного Серафима Саровского.

 

 


 

У каждого человека есть несколько любимых святых. К ним чаще обращаешься в молитве, им ставишь свечи. Но в храме много других икон, святых еще больше, не "обижаем" ли мы своим невниманием других? Существует мнение, что все святые вместе с Богородицей составляют на Небе как бы единое тело, которое воспевает Бога и молится Ему. Какой смысл подходить именно к "своим" иконкам? Какой смысл вообще, кроме собственной привычки, несет обычай прикладываться к иконам и зажигать перед ними свечу? Часто можно услышать: "Вот, сходила в церковь перед экзаменом, поставила свечку и хорошо сдала".

 

Прп. Серафим Саровский. Икона из каталога БГ-Галерея.РуНачну с последнего. В отношении к Богу не должно быть никакого магизма: мол, не поставила этому святому свечу, не сделала поклона, не поцеловала икону — накажет, перестанет помогать. Подобное отношение недостойно христианина.

 

Мы должны понимать, что прежде всего Богу нужно наше горячее желание быть подлинными христианами. Господь знает наши жизненные обстоятельства, кто какую имеет нагрузку, кто какую имеет возможность молиться и прочее.

 

Поэтому мы должны искренне не лениться посещать богослужения, стараться молиться, учиться этому… Но если не смогли, опоздали по не зависящей от нас причине, Господь никогда не прогневается.

 

Однако в нас все-таки очень живуче магическое отношение к Церкви. Если студенту раз помогла свечка, он будет думать, что стоит не поставить свечку — сразу завалит экзамен.

 

Расскажу один интересный, даже в чем-то курьезный случай. У нас в храме Духовной семинарии накануне каждого экзамена для желающих служится молебен перед чудотворной иконой Божией Матери "Знамение". Так мы просим Богородицу помочь нам успешно экзаменоваться. И один семинарист, мой однокурсник, как-то понял, что он стал внутренне зависеть от этих молебнов. Он боялся, что если пропустит такой молебен — сдаст плохо. И тогда он на какое-то время перестал ходить на молебен. Молился в своей комнате, просил о помощи, но на молебен не ходил. Через какое-то время, когда он понял, что внутренне освободился от суеверных страхов, опять стал ходить на молебен.

 

Но мы отвлеклись. Вопрос в том, почему мы выделяем каких-то святых?.. В этом нет ничего плохого или странного. Многие святые близки нам своим душевным складом, характером, темпераментом, церковным служением, аскетическими подвигами. Конечно, к таким святым мы испытываем особенное влечение. Нам хочется знать о них, прочитать житие, молитвенно общаться с ними.

 

В моей жизни было много таких драгоценных для меня открытий. Это, конечно, св. прав. Иоанн Кронштадтский, блж. Ксения, прп. Серафим Саровский, прп. Сергий Радонежский. Когда я поступил в Духовную семинарию, я испытал большую помощь духовного покровителя нашей Семинарии и академии апостола Иоанна Богослова. На втором курсе семинарии я взял в руки книгу о прп. Симеоне Новом Богослове и просто "влюбился" в этого человека. То же самое могу сказать о царе и псалмопевце Давиде, мученике Иустине Философе, свв. Иоанне Златоусте, Григории Богослове, Максиме Исповеднике, Григории Паламе, блж. Матроне, многих других.

 

Своим "вниманием" к одним святым мы, конечно, не обижаем других святых. Там, где пребывают святые, не бывает мелочных обид, уязвленной гордости и проч.

 

Но, конечно, если мы как-то особенно выделяем одних святых, не следует забывать, что каждый святой Церкви — уникальная и прекрасная, созревшая для Бога личность. Следует стремиться узнать и о других святых, изучить их жизнь, вглядеться в черты их подвига.

 


 

Соотношение персонального усилия и благодати при преображении человека…

 

Это очень индивидуально. Есть люди, которым духовный путь дается относительно легко. Есть те, которые должны какое-то время с большим прилежанием себя пересиливать, чтобы встать на молитву, пойти в храм, покаяться.

 

Другое дело, что Господь свыше сил нагрузки не дает. И всегда приходит на помощь старающемуся. Бывает, молишься, а ответа нет. Только подумаешь — не напрасно ли это, душу озарит какой-то свет и радость. Как веяние ветра, как огонек свечи. Это мгновенное касание нашей души Духа Святого ободряет и укрепляет нас в дальнейшем подвиге.

 

Бог открывается только ищущей душе! Это на богословском языке называется синергией (с греч. "содействие", "взаимодействие") двух воль: воли Божией и воли человеческой. Воля человеческая трудится — Бог спешит к ней навстречу.

 

Бывает, что нас посещает благодать и в совершенно светские моменты нашей жизни. Или во время созерцания красоты (природа, картина и т.д.), или во время слушания музыки. Казалось бы, откуда, но вдруг нас посещает невыразимая радость. Это оттого, что мирская красота и гармония являются отражением абсолютной Небесной красоты и гармонии. И через приобщение к этому бледному земному выражению красоты наша душа переживает восторг, потому что коснулась Божией Красоты.

 

Бывает, что благодать нас посещает в те моменты, когда мы творим добрые дела, или нам плохо, или даже грешим. И вот тут, когда в душе грешника сверкнет луч, все покажется таким серым, убогим, грязным. "Что я делаю? Зачем?.." — с ужасом содрогнется он.

 

Вот эти касания нас благодати даются нам на мгновение "авансом". Чтобы ободрить нас, может быть, пробудить от греха, напомнить о вечном.

Вообще мы должны идти путем духовной жизни и самостоятельно приобретать (как говорил прп. Серафим Саровский — "стяжать") Дух Святой, а не ждать моментных наитий.

 

Святой человек периодически находится в таком состоянии радости и блаженства оттого, что в нем Дух Святой. Вспомните знаменитую беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым. (Эта удивительная беседа доступна в интернете, поэтому приводить из нее выдержки я не буду.)



 

Православие в деталяхЭти и другие вопросы, на которые отвечает отец Константин в книге «Православие в деталях», касаются совершенно разных тем, но есть и что-то такое, что их роднит. А роднит их то, что это действительно те вопросы, которые чаще всего задают люди. И прихожане, и радиослушатели, и журналисты, и все те, с кем священнику приходится встречаться и общаться.

Отец Константин строит свою книгу так, что она напоминает беседу двух искренне уважающих и интересных друг другу людей. Представьте, уважаемый читатель, что вы зашли в храм, и, присев на скамейку, общаетесь со священником. А ведь часто именно так и происходит знакомство с Православием. Через опыт живого общения со священником. Пусть эта книга будет таким, по возможности живой, беседой.

 


Заказать изображение иконы преподобного Серафима Саровского для печати:

 

 

Святой Серафим Саровский в житии в 20 клеймах Святой Серафим Саровский в житии в 20 клеймах


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group