закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 25.08.2019
Книга дня
Сказка о рыбаке и рыбке для любознательных
Картина дня
Поединок Кривоногов Пётр
Воскресный день » Авторская колонка »

Наталия Редозубова. Свет Рождества

10.01.2012

Предлагаем вниманию читателей интернет-портала «Правкнига.ру» авторскую колонку нашего постоянного рецензента, психолога, преподавателя ОПК и художественного руководителя школьного театра «Сказка» Наталии Редозубовой.

В школе я руковожу театром.

Когда-то сама, будучи шестиклассницей, почти случайно дебютировала на импровизированной сцене: почувствовала ее волшебство, способность открывать неожиданные, неведомые самой дарования, по-иному выражать важные чувства и мысли, делиться внутренним состоянием и тем, что волнует душу; существовать в гармонии со словом, музыкой, жестом, движением — творить…

И теперь, уже много лет — театр, перефразируя классика, н а ч и н а е т с я для меня и моих воспитанников со ш к о л ы. Открытие школьного театрального сезона в октябре — с посвящения первоклашек в зрители. Нет-нет, ничего магически-языческого! Просто театр, возникающий в помещении обычного класса; дверь учебного кабинета, которая вводит в этот мир — «и, взвившись, занавес шумит…» — даже тогда, когда его и нет вовсе, а декорации прикреплены к школьной доске… Артисты, как и положено, в гриме, в костюмах и с выделенным тут и там текстом в руках; только что получали свои оценки, отвечали, зубрили точные — ох! — науки, и вот уже за кулисами, волнуются, в щелочки ширм рассматривают своего новенького, входящего школярски — строем во главе с учителем — зрителя, с поспешностью и любопытством занимающего места поближе.
 

— Здравствуйте, наши дорогие зрители! Вы в гостях у школьного театра «Сказка».

Ну, вот и началось. Сказка. Театр.

За эти годы что мы только не ставили: «Кота в сапогах» и «Золушку», «Золотой ключик» и «Снежную королеву», «Алису в Стране чудес» и «Маленького принца», «Аленький цветочек» и «Почтальонскую сказку», «Апрельское колдовство» и «Волшебника Изумрудного города»… Неизменным оставалась лишь, как и у поэта, цель: «пробуждать чувства добрые» — потому что они нужны всем — учащимся с первого по одиннадцатый, родителям, учителям: тем, кто на сцене и тем, кто в зале.
 


Шесть лет назад впервые к новогодним праздникам мы с участниками школьного театра решили подготовить для младшеклассников не традиционный новогодний утренник, а рождественский спектакль. Сказалась глубоко спрятанная, но существующая духовная жажда, потребность обращения к абсолютной Истине. Справедливо замечено, что, преследуя «благие» цели, люди оказались «во времени без памяти и Вечности, на земле без Неба, с просвещением без Света, образованием без Образа, духовностью без Духа Святаго».* Оказались в жестком времени, в том числе для наших детей.

В сценической композиции «Свет Рождества» мы обратились не к сказке, а к чудесной были, к евангельским событиям, тому времени, когда на землю пришел Бог. Не грозный и карающий, а Младенец, Дитя. И природа возликовала: «всякое дыхание», говоря словами царя Давида-псалмопевца, всегда воздавало славу Творцу; и Богомладенца восхвалили «солнце и луна, звезды и свет, змеи и бездны, огонь, молния, град, лед, снег, ветер, горы и холмы, плодоносные деревья и бесплодные кедры…» ( Пс. 148). Поэтому и в составленном мной сценарии среди действующих лиц рождественской мистерии оказались Ангелы, Звезды и Деревья, Пастухи и Волхвы. Вознегодовала лишь Тьма и ее слуги: Царь Ирод и Управитель его дворца …

Уже первые занятия с постановочным материалом (ознакомление и размышление) показали, что дети способны более чутко, трепетно подойти к этой теме, что им не мешают «взрослые» навязанные стереотипы мышления, что они готовы к обсуждению проблемы добра и зла, делятся своим жизненным опытом, своими сокровенными чувствами. И каждый опыт был востребован; более того, многообразие личностного опыта было необходимо, чтобы в композиции преломить его в сценическом действии, чувстве, мысли, актерском образе.

Основная работа над созданием образа шла на репетициях, приходилось обращаться к истории, традициям, быту той эпохи; дома, вместе с родителями, дети готовили реквизит и костюмы, элементы декораций. 
 


Задача была непростой: нужно было потрудиться над раскрытием лучшего в мире и в себе, насколько можно — выразить невыразимое, отразить свет Рождества, и, прежде всего, в своих душах. Как-то после репетиции я услышала диалог своих уставших актеров:

— Выйдешь сегодня гулять?

— Нет, мне надо текст учить, мне Ангела играть, это так ответственно!

Обращение к теме Рождества — первый опыт выступления, впечатления зрителей и участников — вдохновили на ее продолжение и развитие: спустя три года, в рождественские дни состоялась премьера спектакля для старшеклассников «Рождество Твое» (по произведениям и письмам Н.В. Гоголя). А с прошлого года в нашей школе факультативно был введен курс Основ православной культуры.

В курсе «Праздники православного календаря», который я веду в 5–6-х классах, акцент сделан на двунадесятых праздниках, и особенно на двух православных праздниках — Рождества и Воскресения Христова: неслучайно поэтому в прошлом году спектакль «Свет Рождества» был восстановлен с новым актерским составом, обогащен новым музыкальным и поэтическим рядом — русской духовной поэзией А. Фета, К. Льдова, Д. Мережковского, Б. Пастернака; фрагментом Малого славословия, тропаря и кондака Рождеству Христову, православными рождественскими песнопениями, «Маленькой ночной серенадой» и «Аллилуйя. Всеобщее ликование» В.А. Моцарта, «Ave, Maria» Ф. Шуберта.


Спектакль стал событием в школьной жизни и открытием для взрослых «серьезных» аудиторий — областного семинара преподавателей курса ОПК и участников Рождественских чтений. Все вместе мы еще раз почувствовали то, что трудно выразить: соприкосновение с тайной, необычайную душевную легкость, радость. Недаром прот. Александр Шмеман называл Рождество Христово «зимней Пасхой».


Надеюсь, что в слайд-шоу спектакля «Свет Рождества „ удалось запечатлеть и частично отразить это настроение.

http://semeur.tk/skazka/performance.php?id=0 или http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=p4dfK-6O8-g

* И.А. Чарота. Вступительная статья к сборнику „Слово и Дух“. Минск, 2003.

 



Комментарии пользователей
bliznecs, 19.01.2013
Сотрудничество
Очень рада была познакомиться с Наталией Редозубовой на открытом мероприятии в школе №55. Спектакль „Свет Рождества“ в исполнении актёров театра „Сказка“ послужил примером вовлечения детей 5–7 классов в работу над Рождественскими сюжетами. Мы в своём православном школьном театре «Родник“ ежегодно, уже 6 лет готовим праздник Рождественской Ёлки, рассчитанный на учащихся Воскресных школ храмов Алексинского благочиния, учащихся 1–5 классов нашей школы, а с прошлого года выезжаем с постановками к Рождеству и Пасхе в детский дом. Вот такая у нас аудитория! Благодарна Наталии Редозубовой за присланный архив музыкальных фрагментов, некоторые из них были использованы, а так же за доброе отношение и сотрудничество в духовно-нравственном воспитании детей.
Ответить
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group