закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 24.08.2019
Книга дня
Сказка о рыбаке и рыбке для любознательных
Картина дня
Поединок Кривоногов Пётр
Воскресный день » Авторская колонка »

Священник Филипп Парфёнов. «Приготовьте путь Господу…»

17.01.2012


 

Когда Иисус приходит к Иордану, согласно евангельскому повествованию, каждый раз при чтении мы находим не очень понятные слова. Иоанн Предтеча, недоумевая, восклицает: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На что Иисус отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Что это за «всякая правда» или, по-другому, «всякая праведность» (δικαιοσύνη) и в чем она?… Зачем вообще Иисусу нужно было это крещение в Иордане, в котором Он нисколько не нуждался? Традиционное толкование обычно указывает, что Христос как законодатель Сам исполняет закон, чтобы освободить от проклятия, связанного с неисполнением его людьми. «Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе. Для того-то Я и принял плоть, и пришел в мир» (Иоанн Златоуст, беседа 12 на Матфея евангелиста). Но остается непонятным, как в данном случае мог быть исполнен закон? Преп. Ефрем Сирин в толковании на Четвероевангелие уже больше проясняет ситуацию: «И говорит: „оставь теперь“, — дабы не входить вором во двор овчий и чтобы постыдить фарисеев, которые по гордости презирали крещение Иоанна, и вместе с тем почтить смирение своего вестника, как сказано: „Всякий, кто унижает себя, возвысится“. И поскольку Иоанн объявил: „я недостоин развязать ремень обуви Его“, то Господь наш взял его десницу и возложил на главу Свою».

Почему фарисеи презирали Иоанново омовение? Хотя бы потому, что оно предназначалось отнюдь не для правоверных иудеев. «В Ветхом Завете вода употреблялась для обряда твилы. „Твила“ в переводе означает „священное омовение“. Когда это было нужно? Когда человек, язычник, обращался к единому истинному Богу, когда он входил в ветхозаветную общину, хотя она, как вы уже знаете, в древности была ограничена этническими рамками израильско-иудейского и соседних народов. Но со времени эллинизма, скажем, со II века до Рождества Христова, до нашей эры, уже множество сирийцев, греков, римлян принимали религию Ветхого Завета. И когда они входили в эту общину ветхозаветную, они получали название „гярим“ — пришельцы, по-гречески они назывались прозелитами» (прот. Александр Мень,  из бесед на Никео-Цареградский Символ Веры).  Но Иоанн Креститель (буквально – «омыватель» или «окунатель») даёт всем понять, что раз приблизилось Царство Небес, то в покаянном омовении нуждается ВЕСЬ Израиль, а не только обращающиеся язычники! Что, понятное дело, могло возмущать разных книжников и богословов Израиля того времени. И вот тут-то приходит Иисус и ставит Себя в один ряд с последними язычниками-прозелитами, требуя омовения от Иоанна! Он принимает образ последнего раба, готового послужить всем и принять на Себя грехи всех. В этом и состояла та высшая правда, которую Он пришел исполнить. Об этом поется, в частности, при великом водоосвящении праздника:

Ко гласу вопиющаго в пустыни: / уготовайте путь Господень, / пришел еси, Господи, зрак рабий приим, / Крещения прося, не ведый греха. / Видеша Тя воды и убояшася. / Трепетен бысть Предтеча и возопи, глаголя: / како просветит светильник Света? / Како руку положит раб на Владыку? / Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

Рус. перевод: «Ко гласу вопиющего в пустыне: „Приготовьте путь Господу“, пришел Ты, Господь, принявший образ раба, прося о крещении, не зная греха. Увидели Тебя воды и убоялись, в трепет пришел Предтеча и воскликнул, говоря: „Как светильник просветит Свет?  Как возложит руку раб на Владыку? Освяти меня и воды, Спаситель, подъемлющий мира грех!“ (перевод иером. Амвросия (Тимрота)).

В этом крещении Спасителя прозревается будущая тайна Голгофской жертвы. Здесь крест присутствует до распятия! Потому не случайно греческое слово βάπτισμα, обозначающее омовение (от которого английское baptism или французское baptême), переведено славянским „крещение“, поскольку это уже не дословный перевод, а богословское толкование. В позднейшие времена на всех омытых во имя Иисуса Христа и всей Святой Троицы стал возлагаться нательный крестик, очевидно, во исполнение евангельских слов: „Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною“ (Мк. 8, 34).

Апостол Павел пишет: „Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света“ (Рим. 13, 12). Фактически это повторение и раскрытие того, к чему призывал Иоанн Предтеча, — „покайтесь“, то есть обратитесь к свету и образумьтесь. Этот призыв остается по-прежнему злободневным не только для номинальных христиан, часто даже не знающих, во что же или в Кого они крестились и приняли ли они Святого Духа, но и для вполне церковных православных. Об этом мы читаем в Деяниях святых апостолов – этот отрывок как раз звучит на богослужении великих часов крещенского сочельника:

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им:

приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,

и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать (Деян. 19, 1–6).

Нынешний праздник как раз дает очередной повод задуматься о покаянии, не в смысле очередного перебора и перечисления своих грехов на исповеди со стремлением как можно больше набрать в дни праздника освященной воды и запастись ей на год вперёд, а скорее о том, насколько наша жизнь соответствует призывам Иоанна Предтечи и  Христа. Насколько каждый из тех, кто считает себя православным, прямым делает путь Господу к сердцам нашим: „Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему“ (Мк. 1, 3).

священник Филипп Парфёнов

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group