закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 25.08.2019
Книга дня
Сказка о рыбаке и рыбке для любознательных
Картина дня
Поединок Кривоногов Пётр
Воскресный день » Авторская колонка »

Крещение как маленький подвиг

18.01.2012

Каждый год праздник Крещения для нас — это испытание любви и терпения. Это самый массовый праздник в Церкви, сопровождающийся наплывом в храм дикой неуправляемой толпы мастодонтов огромного количества плохо ориентирующихся в ситуации и пространстве людей. При этом абсолютно уверенных, что они отлично знают свои права, обеспечить выполнение которых обязаны сотрудники данного учреждения (то есть храма).

Нашему храму повезло вдвойне: он находится на берегу озера, и каждый год мы имеем в непосредственной близости иордань. Поэтому начинается Крещенская карусель с того, что на службу надо выехать за два часа до начала, чтобы полтора из них простоять в пробке из желающих испытать яркие ощущения и «смыть грехи». Мы как правило все равно не успеваем доехать до храма, машину бросаем в окрестностях, и оставшуюся часть пути идем пешком. У храма свободно, пробка идет дальше — к проруби, мы заходим в ворота, а навстречу нам течет еще одна загадка природы — люди с бутылями. Почему они уходят из церкви перед началом праздничного богослужения, все равно умом не понять, а есть ли вода в их емкостях, мне не видно. В любом случае, раздача освященной накануне воды закончилась как минимум восемь часов назад, и моему недоумению не суждено разрешиться.

Мы проталкиваемся на клирос. В этом году у нас нововведение — установили микрофоны и теперь из угла за иконой, где мы обитаем на правах «малого клироса», нас слышно не только тем, кто стоит в первых рядах «верных», но и тем, кто разговаривает в притворе. Больше того — нам слышно самих себя! Поэтому служба проходит на одном дыхании, тем более, что она короткая — всенощное бдение мы отслужили накануне, а теперь — только Литургия. Большой хор уходит с крестных ходом на Иордань, а мы остаемся освящать воду в храме. Служба заканчивается, и начинается самое тяжелое — раздача воды.

— Долейте мне доверху, — требует женщина, протягивая пятилитровую бутыль, наполненную литра на четыре с половиной. Я стою у большой купели, ее бортик доходи мне до груди, руки с воронкой и ковшиком — вверх и на весу. Я смотрю на свои руки, потом на бутыль в недоумении.

— Крещенскую воду можно доливать самим, дома, обычной водой, — отвечаю я. — Нет нужды набирать в большие бутыли. — Глаза женщины наполняются ненавистью.

— Нет, долей! Долей! — требует она. С другой стороны уже подходит представительного вида мужчина, протягивает еще одну пятилитровку. Я набираю, после половины бутылки руки начинают дрожать от тяжести, приходится поставить ее на бортик, вода из воронки начинает литься на пол, на меня и на мужчину. Отдаю мужчине его емкость. Женщина все еще рядом, и теперь они требуют долива уже в два голоса…

Дальше я наливаю только в «полторашки», тех, кто с канистрами, принимает Петя — у него в руках насос, качающий воду из купели.

Наконец, где-то через полчаса, поток жаждущих иссякает, у тех, кто остается дежурить днем, есть время перекусить и даже прикорнуть, если найдется место. Через три часа, когда начнет ходить транспорт, пойдет уже настоящая волна жаждущих, и будет идти весь день. Но я в этом году не останусь — не позволяет состояние здоровья, муж отвезет меня домой, а сам вернется в храм, он специально взял на работе отгул, чтобы помогать на раздаче воды.

Мне тоскливо и жалко этих людей, которые несут в огромных сумках по нескольку пятилитровых бутылей для святой воды. Мне жаль этих бабушек, которые по морозу тащат домой десятикилограммовые сумки с водой, забывая про стенокардию и артроз, а потом глотают горстями таблетки «от давления». Но еще жальче моих друзей, которые, отстояв вечернюю службу, потом ночную, остаются еще на сутки, а то и двое, чтобы удовлетворять это крещенское безумие. Я стараюсь не думать о том, что происходит на Иордани… но и в храме не веселей. Сейчас уже три часа дня, я сижу дома, но мне даже не надо звонить мужу, чтобы спросить. как дела — я отлично знаю, что там сейчас происходит.

Из дверей храма струится живая, мерзнущая, топочущая, молчаливая лента. Двое добровольцев предлагают замерзшим людям горячий сладкий чай с печеньем, обещали еще гречку, но гречка наверняка уже кончилась. Кто-то берет пластиковые стаканчики с радостью, кто-то — отказывается с недоверием: нас крепко приучили, что бесплатный сыр только в мышеловке. Тем не менее, желающих согреться чаем достаточно, но поскольку они стоят в очереди и боятся ее потерять, добровольцы разносят чай каждому в руки. Они сами уже замерзли и сильно хотят спать (не забываем, они, в отличие от пришедших, были на ночной службе, кое-кто пел на клиросе, кое-кто просто помогал), но что-то не дает им «забить» и уйти, и они бодрятся и улыбаются пришедшим, особенно, когда видят в глазах хоть проблеск благодарности, впрочем, довольно редкий — чаще либо недоверие, либо равнодушие: «дают, значит обязаны».

Но вот лента вливается в храм, у входа стоит еще один дежурный, раздает листовки о том, что такое Крещенская вода и как ее правильно использовать. Входящие берут, опять же в большинстве случаев с подозрительностью, но все-таки засовывают в карман (а куда еще девать, если в руках — сумки с бутылками?). Если процентов десять почитают на досуге — это будет успех, возможно, в следующем году осмысленных лиц в этой очереди хоть чуть-чуть прибавится. Очередь разделяется на два ручейка — один — в крестилку, там большая купель с двумя мощными насосами, и два больших бака, другой — к пяти бакам в храме. Основной источник — купель для крещения полным погружением, накануне старательные Машины руки ее начисто вымыли, и перед службой туда залили воду из скважины (у храма есть собственная глубинная скважина). Первая порция воды прошла через фильтры, но этого бы хватило только на пару часов раздачи, поэтому в купель постоянно вливается новая вода, уже нефильтрованная, фильтры бы просто не справились с таким напором, но чистая и питьевая. В баки вода тоже периодически доливается. Однако объяснять тем, кто пришел с канистрами и цистернами, способность Крещенской воды не терять благодатных свойств при разбавлении, бесполезно. Я как-то попыталась показать на кран какой-то даме с двумя пятилитровками и неисчислимым количеством полторашек на хлещущую из крана в купель воду: видите, она доливается, не надрывайтесь, долейте дома… она сделала брезгливое выражение лица «и здесь надувают», но все емкости потребовала наполнить «с горкой».

Нет, не жалко воды. Удивительно упрямое желание быть «обслуженным» и твердая убежденность в своих правах. Пока я это пишу, там, в храме, происходит (в тысячный раз) примерно такой диалог:

— Простите, но у вас три десятилитровые канистры, мы не больше пяти литров наливаем, если вам надо больше, вы можете дома налить ее в обычную воду, и она станет такой же святой.
— Я не только себе, еще соседке и тетке двоюродной…
— Вам и полторашки хватит на всех, ее можно разводить…
— Я понимаю, — (кивает головой), — но вы все же налейте все.
— За вами люди мерзнут на улице, там -27, неужели вам их не жалко?
— Я тоже стояла, вы не имеете права! Доливайте!
— Возьмите вот листовку почитайте, как правильно с нею обращаться, как сделать, чтобы она весь год не кончалась…
— Безобразие, я буду жаловаться вашему главному…

К другому насосу подкатывает металлическую цистерну из-под молока 35-летний богатырь с мокрыми волосами и сине-красными ушами (привет от иордани):

— Простите, а можно поинтересоваться, зачем вам СТОЛЬКО?
— Ну, суп варить, белье стирать… ребенка еще купаем
— Вы знаете, это очень большая святыня, в ней нельзя стирать белье, ее можно принимать только внутрь, понемножку, строго натощак… (вода хлещет в цистерну)
— Да-да, мы все знаем
— И набирать так много нет смысла, можно взять кружечку и весь год вливать в обычную воду, и она передаст ей свои чудодейственные свойства. Будет точно такая же святая вода.
— … (Кивает широкой головой, вода доходит до половины)
— Вы все запомнили? Вот вам еще листочек, здесь все написано, чтобы не забыли (кран выключается)
— Эй, а почему ТАК МАЛО?!

И добровольцы, которые не получают от этого крещенского подвига ничего, кроме морального удовлетворения, добровольцы, которые уже вторые сутки на ногах (а у кого-то сессия, кто-то отпросился с работы), которые едят посменно, у которых гудят натруженные ноги и которые к концу дня видят диковинные свечи с двумя язычками пламени, находят в себе силы быть доброжелательными, объяснять, уговаривать, рассказывать и просвещать почти без надежды быть услышанными. Ведь вы же не будете в магазине прислушиваться к продавщице, которая при покупке колбасы объясняет вам, как делать бутерброд? У вас свои рецепты… А у них — неизвестно откуда взявшиеся неиссякаемые Терпение и Любовь.

http://nevecher.livejournal.com/111618.html

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group