закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 25.02.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Первого марта наше Отечество и Русская Православная Церковь отмечают 400-летие со дня мученической кончины Патриарха Гермогена

01.03.2012

Родился святой Ермоген (Гермоген) около 1530 года, по преданию, в местах приволжских или придонских и не был знатного происхождения. Первое определенное известие о святом Ермогене встречаем в 1579 году. В это время 50-летний Ермоген был, по его собственному указанию, священни­ком при Гостинодворской церкви в Казани.

Конец 70-х годов XVI века был тяжелым временем для религиозно-нравст­венной жизни Казанского края.  В июне 1579 года пожар уничтожил половину кремля, большую часть Казанского посада, все торговые ряды, вели­кокняжеский дворец и Спасо-Преображенский монастырь, в которых находились могилы святых Гурия и Варсонофия. Пожар начался с дома стрельца Даниила Онучина. На месте этого дома 8 июля чудесно явилась икона Божией Матери, получившая впоследствии название Казанской. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, святой Ермоген перенес новоявленную икону в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирением пишет о себе: «Я же тогда… хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу…»

С 1579 года обрывается нить известий о святом Ермогене до 1587 года. В этом году он принимает пострижение в Москве, в Чу­до­вом монастыре, вскоре избирается настоятелем, а по­том возводится в сан архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря.  В течение семнадцати лет митрополит Ермоген с великим достоинством держал жезл Казанского Первосвятителя, управляя епархией. На годы епископства святого Ермогена в Казани падает начало той «разрухи» русского государства, которая известна в истории нашей родины под именем Смут­ного времени и которая едва не привела Православную Русь на край гибели. 28 мая 1591 года в Угличе погиб царевич Димитрий, един­ственный брат бездетного царя Феодора. Таинственная, доселе остающаяся загад­кой, смерть царевича, прекращавшая династию Рюриковичей, породила в народе темные слухи и разные толки. Человек большого государственного ума и всецело преданный родине, митрополит хорошо сознавал, какую опасность для Руси может иметь насильственная смерть царевича.

По вступлении на кафедру митрополит Ермоген строил храмы и призывал новокрещеных инородцев в соборную церковь, наставляя в жизни христианской. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова (+ 1605) и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил их жития.

За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца (+1326), а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох.

При святом Ермогене начаты изданием и были отпечатаны Евангелие, «Месячные Минеи» за сентябрь (1607 г.), октябрь (1609 г.), ноябрь (1610 г.), напечатан «Большой церковный устав» (1610 г.). По ходатайству патриарха царь Василий сделал новую «штанбу» для печатания богослужебных книг и новый «превеликий дом» для типографии, но все это сгорело во время страш­ного пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.

Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. С особенным вдохновением противостоял Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?.. Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте Первосвятитель призывал: «…Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога…»

Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, началась страшная резня между польскими войсками и жителями. Не имея сил прекратить восстание, поляки совершенно выжгли Москву, кроме Кремля и Китай-города, где они укрылись сами. Святого Ермогена свели с патриаршего престола и в одежде простого инока посадили в крепкое заточение в Кирил­ловском подворье. К святителю приставили стражу из 50 стрельцов.

 В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».

Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении. «Злые и немилостивые приставники изменничьи… бросали в темницу страдальцу Христову нече­ловеческую пищу: на неделю сноп овса и мало воды».  Первого марта 1612 года  святой Ермоген скончался мученической смертью от голода.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 25 мая 1913 года при огромном стечении народа.

Отзывы современников говорят о патриархе Ермогене, как человеке выдаю­щегося ума и начитанности: «государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многого рассуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен»… Действительно, святитель Ермоген занимался в монастырских библиотеках и, меж­ду прочим, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, записывал сам или приказывал записывать замечательные события и интересовавшие его устные предания. С этой начитанностью патриарх Ермоген соединял и выдаю­щиеся способности проповедника и учителя.


                                                                                          Источники: «Жития святых», «Православие.ру»

Книги, посвященные  великому подвижнику:

«Самые известные русские святые», серия «Самые знаменитые»

«Русские святые», серия «История России»

«Самые известные русские святые», серия «50»



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group