закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 7.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Дневник священника Константина Пархоменко: Светлая Седмица

22.04.2009

28 апреля 2008, Светлый Понедельник

Два слова о Благодатном Огне, язычок которого вчера доставили в наш собор.

Долго колебался — писать или нет. С одной стороны, и так много об этом говорят и пишут, так что мой комариный писк тут ничего не прибавит, не убавит, с другой стороны… молчаньем предается Бог (а сейчас приходиться встречаться с критикой, преимущественно злой, в адрес этого чудесного явления). Я имею в виду тему Благодатного Огня. Сам я в Иерусалиме не был, но кое-какие соображения на этот счет имею и поделюсь ими.

Сотни сайтов и личных страничек говорят о Благодатном Огне. Приходилось встречать и утверждения, что все это — благочестивая выдумка.

Разбирать аргументы я не буду. Есть масса замечательных статей, в которых все аргументы противников Чуда разобраны и опровергнуты.

Скажу о личных впечатлениях, потому что в наш храм, как и во множество других по всей России, уже 2 года доставляется Благодатный Огонь. В прошлом году это было впервые.

Настоятель принял у входа в храм лампаду, открыл ее, зажег два больших пучка свечей и пошел по храму, раздавая всем Огонь. Вот он поднимается на амвон, заходит в алтарь и передает мне пук свечей, чтобы я зажег все лампады и свечи в алтаре. Окружающие меня псаломщики и чтецы шепчутся: обжигает — не обжигает. В тот момент, когда я беру пук свечей, ко мне отовсюду тянутся руки и погружаются в огонь. «Не обжигает!» — восторженно констатируют братья. Я сам, по правде говоря, их осудил, потому что не считаю, что Чудо нужно пальпировать или как-то проверять. Тем более я убежден, что по прошествии многих часов после схождения Огонь уже стал обычным огнем… И вот — вспоминаю сейчас мои тогдашние мысли, — скорее, чтобы удостовериться, что братья преувеличивают, я свободной рукой провожу над огнем. Раз, другой… Огонь на самом деле не обжигает. Он, скорее, веет теплотой, какой-то мягкой, бархатной теплотой, но не жжет, как обычный огонь.

В любом случае, удостоверившись лично на себе в этом, я не оправдываю свое любопытство, а скорее осуждаю себя за такую «проверку» (сам ежегодно говорю проповеди о Фомином неверии). Случай этот я никому не рассказывал.

В этом году… после получения Огня мне говорит одиннадцатилетняя дочь:

— Представляешь, папа, мы с девочками у отца настоятеля взяли огонь, зажгли свои фонарики, а одна девочка говорит: давайте проверим, обжигает он или не обжигает… Мы смотрим, он на самом деле не обжигает.

— Вы, наверно, быстро провели пальцами над пламенем…

— Папа, ну ты что… Мы держали руки в огне. Огонь, правда, не обжигает, ну что ты мне вечно не веришь… спроси других девочек.

Уже позже мне рассказывали прихожане, которые сподобились в этом году в Иерусалиме молиться на верхнем ярусе храма (места для VIP-персон), как свечи сами собой вспыхивали у людей. У кого-то вспыхивали, у кого-то нет… Причем рассказчик, человек постоянно борющийся с грехами и падающий, добавил: «У такого грешника, как я, вспыхнули… У такого грешника…»

Вот такое мое скромное свидетельство о Чуде.

И еще… В 2003 году я комментировал пасхальное ночное богослужение, которое в честь 300-летнего юбилея Петербурга устраивал канал НТВ. И вот для того, чтобы разбавить 20-минутный крестный ход вокруг храма, редактор программы предложил сделать 6-минутный ролик о схождении Благодатного Огня. Благо НТВ имело самую свежую, этого дня, запись трансляции о схождении Огня в Иерусалиме.

Монтировали фильм молодые неверующие ребята-операторы. Мы просматривали ускоренный вариант трансляции, а я говорил: вот тут остановитесь, это надо вырезать и вставить в ролик. И вот на кадрах, которые мы отсматривали, было видно, как люди купают лицо в пламени Огня, долго держат руки. Операторы много раз прокручивали эти кадры, останавливали их и всматривались, пораженные, в происходящее. Один говорит: «Похоже, в самом деле огонь не обжигает…». Другой добавил: «Да, это не фокус, это что-то невероятное…»

Я спрашиваю: «Теперь поверите в Бога?..» (мы за какое-то время до этого с ними пили чай и говорили о вере и неверии). Помолчали. Один сказал вслух: «Пока не готовы, но то, что этот огонь необычный, — факт».

Зачем оно, это Чудо, дано нам от Бога?

Чудо Благодатного Огня — это просто маленький знак нам, что Бог — с нами. Это ободрение нам в том, чтобы хранили веру, были верны Ему, чтобы более воодушевленно переносили тяготы жизни в мире сем… Заметьте: Господь прекрасно понимает, что мы, люди XXI века, скептики по определению. Разве не поэтому Господь позволил с помощью реанимационных средств возвращать к жизни тех, кто был в состоянии клинической смерти, и позволил им свидетельствовать о том, что находится за гранью? Возвратившиеся «оттуда» подтверждают то, чему учит Церковь уже тысячелетия…

Так и Чудо Огня. Если имеющий уши — слышит и имеющий очи — видит, то его это Чудо поддержит, вдохновит и укрепит в вере. Ну а тем, кто не видит и не слышит, это Чудо ни о чем не скажет.

Потому что никакое чудо не лишит человека свободы принять или не принять чудо. Христианские чудеса — не принудительны! Как просто было бы явить очевиднейшее чудо перед глазами тысяч людей. И чтобы тщательно засняли его и потом транслировали и транслировали… Но этого не будет. Потому что тогда человек будет вынужден из страха наказания поверить в Бога. А Бог хочет, чтобы Его избирали по любви к Истине и Правде. Помните, Сам Христос, многократно творя чудеса, просил об этом никому не рассказывать… Да и на Фавор взял лишь троих, а не толпу. Несомненно, что Спаситель не хотел, чтобы Его воспринимали Чудотворцем. И, кстати, об этом же Его слова: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Сатана предлагал превратить камни в хлеб, фокусами и чудесами заслужить любовь и уважение народа… Но Христос говорит, что грош цена такому уважению и любви. Лучше бы человек слушал Бога и смотрел — не откликается ли на Божий призыв к праведности, чистоте что-то у него в душе самого человека… Не потому поверил, что заставили, а потому, что согласился с Истиной.

Или сразу на ум приходит другое чудо — насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками. Ведь чудо это было не просто эффектным насыщением. Оно указывало на Евхаристию, на малость, которая, претворенная Христом, напитает множество… А люди не увидели этого. Стали искать Иисуса, чтобы Тот их кормил. Тогда Христос, вздохнув, сказал: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились… (Ин. 6, 26). Наш перевод не совсем точен. В оригинале не «чудеса», а «знаки», «знамения». То есть люди не увидели знака, не поняли, что Христос этим чудом хотел им сказать…

Много и много вспоминается на эту тему, но достаточно. Чудеса были и будут (я как священник сталкиваюсь с этим и на собственном опыте, и общаясь с другими людьми), но они всегда будут оставлять пространство для свободного решения человека: увидеть чудо, принять его — или отмахнуться, списать все на случайность, обман… Вот так же и Чудо Благодатного Огня. Оно радует верующего и зрячего, но не принуждает в него верить.

А я лично — верю. К сожалению, потому, что знаю, сам держал руку над огнем, и мне стыдно, что я не в ряду тех, о ком Христос сказал: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

P.S. Существует немало свидетельств людей, видевших Чудо схождения Благодатного Огня. Хочу ввести в оборот еще одно свидетельство об этом Чуде, цитату из книги русского паломника ко Гробу Господню Петра А-истова:

«Вот Великая Суббота. Патриарха впустили в пещеру Живоносного Гроба, и дверь за ним закрыта… В самой пещере темно, и патриарх один там в тишине молится Спасителю… иногда минут десять, а иногда и долее… И вдруг в темноте на ложе Живоносного Гроба рассыпаются как бисеринки голубо-яркие, умножаясь, превращаясь в синий огонь, от которого загорается приготовленная вата, лента и лампада: все превращается в пламя «Благодатного Огня»… Патриарх немедленно зажигает свои два пучка свечей и, выйдя в Придел Ангела, дает армянскому Патриарху зажечь свои свечи, после чего оба Патриарха подают в овальные окошечки «Благодатный Огонь» богомольцам…» (Путешествие в Палестину. Из дневника Петра А-истова. СПб. 1894.)

 

29 апреля 2008. Светлый Вторник

Такое понятное и известное выражение апостола, а как много на самом деле оно в себе заключает: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… (Еф. 5, 25).

Христос — муж; Церковь — жена.

Церковь может вести себя (и в истории ведет) недостойно, скандально, распущенно… Но Христос — терпит, любит, прощает.

Не таким ли должен быть и муж? Даже если жена ведет себя слабо, недостойно, истерично, несправедливо… разве можем мы вести себя так же?

Не Христос ли нам пример терпения и любви?..



[1] Богословский переводчик и религиозный мыслитель.

[2] «О знамениях». «Фома». Апрель 2008. С. 47.

[3] Самое новое воплощение этого нелепого мифа осуществлено Дэном Брауном в книге «Код да Винчи».

 

 

Священник Константин Пархоменко

Отрывок из книги священника Константина Пархоменко "Жизнь, написанная от руки" (дневник петербургского священника), скачать книгу можно здесь

Купить книгу сейчас

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group