закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 1.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Дошли ли мы до геркулесовых столбов?

09.07.2009

Дошли ли мы до геркулесовых столбов?

Анализ итогов нашей публикации
Дойти до геркулесовых столбов
(книжн. ирон.) — дойти до крайнего предела,
до абсурда, выйти за пределы разумного.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Сбывается слово Христово: в последние
времена обрящет ли Сын Божий веру на
земли! Науки есть, Академии есть, есть
Кандидаты, Магистры, Докторы Богословия…
Право, смех да и только…

Свт. Игнатий Брянчанинов
Бей своих, чтобы чужие боялись…


Пятнадцать лет тому назад я предложил главному редактору единственной православной газеты одного областного города сделать страницу в Интернете и выкладывать туда материалы. Главный редактор не так давно работал в светской городской газете и специализировался на статьях вроде «Паранормальные сновидения у Снежного человека», а потом неожиданно для самого себя и, главное, всех окружающих, уверовал во Христа и со всего разбега стукнулся о Православие (от такого неожиданного удара бывают очень печальные последствия). Услышав мое предложение, он посмотрел на меня таким взором, как будто я только что на его глазах убил и съел его маму. В тот же миг он растворился в воздухе. Больше я его не видел. Несколько лет своей жизни он потратил на то, чтобы объездить, обзвонить и предупредить всех, что я продал душу диаволу, публично отрекся от Христа и, самое страшное, – призываю его сделать то же самое. Ведь только став сатанистом, можно советовать православному христианину (в первом поколении) зайти в Интернет и — о Боже! — выложить там «святые» публикации из его газеты «Православный Крыжопль»! Каждый раз, когда я встречал наших общих знакомых, они старались долго со мной не говорить и, искоса глядя на меня (видимо, пытаясь найти на мне печать антихриста), быстро уходили. Прошли годы. «Православный Крыжопль» всем своим могущественным архивом выложен в Интернете, а со странички газеты в сети на меня смотрит с милой улыбкой тот самый главный редактор, сидящий у ног своего старца. Все благостно, благочестиво и ПРАВОСЛАВНО.


Как-то недавно я спросил этого борца за чистоту Православия, помнит ли он ту историю. Историю он, конечно, забыл, но признался, что, «может быть, что-то и было подобное, но время прошло, все изменилось, нас в Сети теперь много, и он свое мнение изменил». Его теперь волновала другая проблема. Какие-то негодяи сделали ему новый сайт, и он потерял свою статистику. Людей на сайт стало заходить меньше…


Он не стал извиняться. Зачем? Ведь у него в памяти ничего не осталось, а значит, этого могло и не быть вовсе. К чему же в таком случае извинения?


Он побежал. «Прости, времени нет. Столько еще статей нужно написать! Столько всего сделать предстоит! Нужно воцерковить всех русских людей! Русь Святая, храни веру правос…»


Конец этой фразы не хотел уже слышать я.


Историю с православным редактором я вспомнил, познакомившись заочно с еще одним горе-просветителем из Самарской епархии. Если вы зайдете на официальный сайт епархии, то увидите, что епархия ПРЕДЛАГАЕТ ПОСЕТИТЬ православный сайт «Православная газета «Благовест»». Т.е. мы можем рассматривать его как еще один официальный сайт Самарской епархии. Более того, учитывая, что епархиальный сайт обновляется крайне редко, то выходит, что миссионерскую, просветительскую деятельность взял на себя сайт «Благовест». Он и есть «Самара Православная». Но о сайте чуть позже, а пока о книге «Старец Иероним», из-за которой все и началось. Напомню суть вопроса.


Мы опубликовали рецензию священника Алексея Плужникова на книгу главного редактора самарской газеты «Благовест» Антона Жоголева «Старец Иероним». Автор-составитель книги обрушил на нас громы и молнии, грозя всеми кругами ада, если не уберем рецензию священника с нашего портала. После того как мы отказались, а, наоборот, опубликовали новую статью «Благословленное мракобесие», он развернул целую кампанию против нас.


Как только нас не оскорбляли сторонники Жоголева. Какими словами не называли за то, что подняли вопрос об ответственности архиереев при благословлении книг. Прочитайте внимательно статью «Благословленное мракобесие». Постарайтесь увидеть, ЧЕМ я оскорбил владык. Мы что, уже живем в тоталитарной стране, в которой нельзя задавать вопросов власти? Мы должны приседать, как в фильме «Кин-дза-дза», и молчать? Найдите хоть слово оскорбления. В то же время на самарском «Благовесте» разместили отвратительную, грязную статью обо мне. В ней ничего не говорят о книге «Старец Иероним». Она полностью посвящена моей персоне, суть ее лучше всего выразил некий Александр, который дал такой комментарий (оставляем орфографию автора): «Антон Евгеньевич, благовестовцы! Зачем вы связались с этим человеком? У Гупало нет ни совести ни ума… То, что вы разместили на сайте все эти фотки лишь пустяк, вызывающий добрую усмешку, в сравнении с реальным положением дел… Плюньте вы на него! Пусть себе лает, пусть харкает ругательствами. Кто будет слушать этого мракобеса? А ваше время нужно беречь. Слишком важные дела вы делаете, чтобы отвечать на площадную брань таких как Гупало».


В выражениях у нас стесняться вообще не принято. Если ты видишь, что Церковь в опасности, если кругом враги и они хотят Ее уничтожить, то не нужно цацкаться. Нужно стрелять сразу и на поражение. А то не успеем построить Святую Русь! Когда патроны кончаются, то нужно использовать то, что под рукой. Например, продукты жизнедеятельности своего организма. Нет ничего выше и прекрасней защиты Святой Руси от врагов. На войне все средства хороши. Ими и воспользуемся. Так как патронов у господина Жоголева не было вовсе (возразить против наших оценок ему было нечего), то он прибег к правилу борца с врагами Церкви сразу. Стал бросать в нас свой «духовный мир». Впрочем, давайте дадим ему слово. Его лексикон расскажет о главном редакторе православного сайта «Благовест» больше, чем мы могли написать. Объясните мне, почему человек, называющий себя православным, позволяет себе на нашем и своем портале называть меня: «обезумевший гордец, изверг, отморозок, подонок, волк, волк в овечьей шкуре, невменяемый, его пером водит сам бес, хлестаков с иудиной печатью на лбу, Губельман-Ярославский». Самое распространенное определение — наглец. «Разбираться в особенностях личности этого хама нам очень неприятно. Но никуда не денешься, если этот Хлестаков вот-вот возьмет в свои руки жезл цензора всей духовной литературы. Так что, преодолев отвращение, посмотрим на него в упор». «Ведь хлестаковы не знают ни меры, ни степени в своей наглости и хамстве. Они понимают только силу. И если им не вдарить вовремя по шеям, дойдут и вовсе до Геркулесовых Столбов». Вот какую Благую весть несет Жоголев людям! Вот какую задачу перед собой поставил главный редактор «Благовеста»: «Церковь бы от поругания гупалами защитить»!


Оставляю на совести господина Жоголева все оскорбления в мой адрес. Видимо, он не только не получил должного образования, но и дурно воспитан. А обсуждать поведение невоспитанных людей бесполезно. Их не перевоспитаешь, а только время зря потратишь. Если этого не сделала ни школа, ни родители, ни даже любимые им Старцы со Старицами, то куда уж нам… Потому тему про автора мы закроем.


Не станем мы трогать и образ старца Иеронима. Мы, не знавшие батюшку лично, не можем и не имеем права судить о нем по книге «Старец Иероним». Мы не знаем, ЧТО в действительности говорил старец. А, судя по краткому заочному общению с составителем Жоголевым, верить ему нельзя, он любит передергивать, и довольно сильно. Поэтому и о старце Иерониме больше говорить не станем, чтобы не оскорбить светлую память почившего священника.

От частного — к общему


Поговорим лучше о том, как такое явление, как книга «Старец Иероним», возникло. Как стало возможным ее издать, получить благословение архиерея и продавать в православных храмах.


Первая проблема: почему книга вышла. Ответ прост: из-за отсутствия у редакторов православных издательств духовного образования и окормления у некоторых малообразованных священнослужителей, которых во множестве можно встретить в любой епархии и на перевоспитание которых правящий архиерей времени не находит. Это печальное явление нашей действительности, о котором можно и нужно говорить. Явление, которому не уделяет должного внимания наша Церковь. Явление, которое еще не раз призовет нас поднимать вопрос о псевдоправославной литературе, продающейся в наших храмах.


Церковь давно отвернулась от проблем издателей. Она не следит за тем, что издают православные издательства, не помогает правильно подготовить книгу, исправить ошибки авторов. Она не желает увидеть проблем православных издательств, старающихся издавать достойные и хорошие книги. Кто из наших архиереев знает о трудностях с реализацией православной литературы? Когда с таким трудом изданную книгу издатель должен отвозить на своей машине по храмам, во многих случаях получать хамский отказ, оставлять пачку на реализацию, спустя месяцы многократно приезжать за деньгами и выслушивать байки, что денег нет: «Все потратили. Приезжайте в следующий раз». Количество денег в приходе значения не имеет. Это может быть и очень бедный приход, и Казанский собор на Невском проспекте Санкт-Петербурга, который печально известен многим, кто отдавал туда свои книги на реализацию. При ежедневных доходах в сотни тысяч рублей (в праздники бывает и по два миллиона) у них редко находятся деньги, чтобы рассчитаться с издателем за проданные книги. Что ж трудного-то: продал — отдай деньги за проданное.


Еще вопрос, на который давно нужно обратить внимание нашему священноначалию. Православные издатели крайне бедны. Среди них нет издательских монстров, как среди светских издательств (АСТ, ЭКСМО). Издатель с трудом находит денег на издание. Считает каждую копейку. Продает по низкой цене. А потом поступает книга на епархиальный склад, накинут на нее 100–200%, отдадут в храмы на реализацию (да еще пригрозят: ты, отец, только в епархии книги бери. Смотри, нельзя брать у издателя напрямую), а бедный приход поставит свою наценку в 100% от епархиальной цены и ждет, когда же найдется дурак, который купит книгу в 200 страниц в мягком переплете за 200–250 рублей. Мы продавали в Ставропольскую епархию свои книги по 27 рублей, а потом приехал человек и рассказал, что в центральном кафедральном соборе видел наши книги по 140 рублей. Какова наценка! Конечно, при таких наценках книги покупают плохо. Многие приходы отказываются брать книги дороже 50 рублей. Т.е продают одни брошюры. А серьезные издания, творения святых отцов, исследования великих русских ученых годами лежат на складах издательств.
Вот мы, друзья-товарищи, и пришли к «Совку». Только тогда православные книги не давали распространять коммунисты, а теперь получается, что и НЕКОТОРЫЕ священнослужители. Своим отказом брать на реализацию (сразу покупают книги только несколько приходов на всю страну), своими наценками, своим нежеланием возвращать деньги за проданное…


Издание православной литературы давно стало уделом настоящих подвижников. Даже таких, как Жоголев. Не он виноват в том, что издал книгу со своими фантазиями о Православии. Он так видит. Он так понимает Православие. Кто ему помог ее подготовить? Кто исправил ошибки, когда книга вышла в первый раз? Кто обратил на нее внимание архиерея при переиздании книги?

О благословениях — подлинных и мнимых, или Вопросы без ответов
 


Вот тут мы подошли ко второй проблеме: почему ее благословил Архиепископ, который «в 1977 г. окончил МДС, в 1981 г.— МДА со степенью кандидата богословия, оставлен при МДА профессорским стипендиатом, преподавал в МДС». Т.е. у Владыки высшее духовное образование, и взгляды Жоголева он разделять не может. Но дает ему свое архипастырское благословение, награждает медалями, помещает ссылку на сайт «Благовест» на сайте Самарской епархии, т.е. подчеркивает, что данный сайт является просветительским ресурсом Самарской епархии. Почему в течение 8 лет книга переиздается несколько раз, а Архиепископ и все его окружение не посмотрели данную книгу? Почему не обратили внимание на сайт, под макушку наполненный снами и сновидениями, баснями и побасенками типа «одна бабушка видела во сне…». Сайт, в котором в огромном количестве присутствуют бесы, колдуны, антихристы… «Благовест», который ждет прихода Антихриста с минуты на минуту.


Или Владыка не следит за тем, что проповедуют в его епархии на почти епархиальном сайте, или это его гражданская позиция и он согласен с тем, что вещает Жоголев? Обратите внимание, мы только задали этот вопрос и тут же получили ярлык врагов Церкви. Как мы посмели ставить вопрос перед архиереем! Как посмели требовать от Владык наведения порядка в своей епархии! Как посмели высказать свое мнение! Мы дерзнули спросить архиерея: верит ли он в то, что спасение возможно только тем из нас, кто почитает Царственных Мучеников: «Кто их не признает — не спасется». Мы дерзнули спросить: посыпает ли он земелькой с батюшкиной могилки свою квартиру. Мы дерзнули спросить, действительно ли «прикоснёшься к колдунье или просто посмотрит она на тебя, и уже «запустит» в тебя беса»…


Иногда к нам на портал архиереи пишут, что не давали тому или иному издательству благословения на издание такой-то книги. Т.е. издатель поступил дурно (мягко сказано) и поставил благословение владыки незаконно. Мы с радостью сообщаем об этом нашим читателям. Смотрите, будьте осторожны, на издание этой книги владыка благословение не давал. Т.е. в ней может быть ересь или глупость. Как правило, при проверке оказывается, что так оно и есть. В нашем случае все иначе. Архиепископ Сергий издать книгу благословил и при переизданиях свое благословение не отзывал. Одно из двух: или владыка не интересуется делами вверенной ему епархии и за свои слова не отвечает, или он разделяет мысли автора книги. Уж лучше первое, чем второе. Будем ждать разъяснений самого Архиепископа Сергия. Может быть, он ответит на наше официальное письмо от 23 июня 2009 года. Хотя, судя по всему, он не станет отвечать. Об этом нам сказал руководитель пресс-службы Самарского Епархиального управления Юрий Владимирович Изъяцкий. После многочисленных звонков в епархию (то владыка уехал, то вышел на пять минут, то на десять, то позвоните во вторник, то через неделю…) мы узнали решение Владыки Сергия. Устами своего пресс-секретаря он сообщил о своем решении: «Никакого ответа на него мы давать не будем, но мы можем обещать, я вам уже точно могу сказать, что владыка вызовет его (Антона Жоголева) на беседу, т.к. накопилось много вопросов, требующих разрешения». Вот и все Православие. Вот и вся христианская любовь. Вот и весь Пастырь добрый. Вместо того чтобы поблагодарить наш портал за бдительность, за то, что выявили ошибку, мы получили в ответ: «никакого ответа на него (письмо) мы давать не будем». Что это? Откуда у нашего русского православного архиерея, родившегося в крестьянской семье в глухой деревне в Рязанской области, окончившего среднюю школу-интернат и строительный техникум, работавшего в строительно-монтажном управлении (т.е. человека из самой крестьянско-рабочей среды), откуда такое царственное высокомерие? Как вышло, что человек, с детства знавший нужду, прошедший тернистый жизненный путь, стал столь велик и недосягаем, что не считает нужным отвечать даже на официальные письма? Святейший Патриарх, нагрузки на которого в сотни, в тысячи раз больше, чем у Самарского архиепископа, тем не менее, находит время ответить на письма портала «Православная книга России», дает нам интервью. Находят время и Митрополиты, и Епископы, крупные государственные чиновники и деятели культуры. Но на вполне обоснованную просьбу дать свой комментарий на дурно пахнущую историю, объяснить свою позицию по данному, крайне огорчительному вопросу Владыка не пожелал. Что ж, такие у нас сейчас есть Архиереи. Кто мы для них — мелочь, которая путается под ногами и мешает спокойно жить.

Те из нас, кто знаком с архиереями «зарубежной» Русской Православной Церкви, отмечают большую разницу в поведении: к ним можно приехать практически в любое время, и они всегда будут рады ответить даже на самые неудобные, болезненные вопросы. У нас же выросла новая каста неприкасаемых, которая показывает на своем примере, «что такое истинная любовь Христова», как «нужно пасти свою паству».

Повторюсь, что так поступают далеко не все архиереи. Покойный Святейший Патриарх Алексий всегда был открыт для диалога. И нынешний Патриарх Кирилл всегда идет навстречу работникам средств массовой информации, уделяет огромное внимание современным электронным ресурсам. Есть много архиереев, которые сами обращаются через наш портал ко всем чадам Церкви с разъяснениями по книжному или иному вопросам. Но, повторю свой вопрос, откуда такое нежелание у Архиепископа Сергия отвечать на вполне корректный и конкретный вопрос о благословении книги и сайта г-на Жоголева. Если его обидели наши слова про машины, то научите нас — овец — говорить с Пастырем, покажите на своем примере, что такое смирение и всепрощающая любовь. Ведь вопрос возник не внезапно. Книге 8 лет, за все время никто из Самарской епархии не пожелал что-либо сказать против тех убогих и языческих мыслей, которые в ней изложены. Сайт Самарской епархии отсылает на сайт «Благовест». Т.е. все одобряем? Если нет, то скажите. Или это недосмотр, случайная ошибка, или упорное нежелание обращать внимание на такую мелочь и глупость, как книга, изданная в третий раз десятитысячным тиражом, и сайт, на который заходит 3000 человек в день.


Что ж, коль нам не желает отвечать Владыка Сергий, то очень надеемся, что он ответит Митрополиту Клименту, который послал ему свое письмо с просьбой дать разъяснение по поводу благословения издания, содержащего по ряду вопросов мысли, противоречащие официальной точке зрения Русской Православной Церкви. Надеемся, что для Председателя Издательского Совета Владыка найдет время для ответа. Очень хочется верить, что мы имеем дело просто с очень занятым человеком. Очень хотелось бы знать мнение Владыки, но он молчит. У него на эти вопросы времени нет. Он, видимо, как тот редактор, о котором я говорил в начале, строит Святую Русь. А в такое великое время не стоит обращать внимание на мелких людей с их глупыми проблемами. Хотя проблемы эти наши общие, говорит о них преимущественно наш портал. В последние годы в наших храмах наблюдается засилье псевдоправославной литературы. Многим священнослужителям не хватает времени внимательно смотреть книги, которые продают в церковных магазинах. Вот вам и ответ на второй вопрос: почему эта книга вышла в свет.


Еще и еще раз: таких книг выходит много в разных епархиях. «Старец Иероним» не единичный случай. Мы взяли книгу для примера. Грустного и печального, но не единственного. Всегда, когда священноначалие в своей епархии не желает обращать внимание на деятельность православных издателей, выпускаются и будут выпускаться подобные «Старцы». Есть Воронежская епархия, в которой действует издатель Борисов, прославившийся «Молитвенным щитом» и «Сохрани свой дом от зла». Есть издательство «Тираж-51» из украинского города Краматорска, которое действует (как они говорят) под «крышей» Полтавского владыки и выпускает много контрафактной литературы. Даже не побоялись сейчас без разрешения переиздать книгу «Слово пастыря» Святейшего Патриарха Кирилла. Есть и другие. Не станем пока называть всех. Мы просим, дорогие Владыки, посмотрите на то, что выпускают издатели в ваших епархиях. Не ждите, что на вас обратят внимание из Москвы. Мы все хотим, чтобы в наших храмах проповедовали Христа воскресшего, а не Антихриста близгрядущего. Давайте работать вместе, давайте вместе нести Слово Христово людям. Мы — издатели — ваши помощники в проповеди.

Все на продажу, или Деньги не пахнут?
 


После нашей публикации из центральных московских церковных лавок книгу «Старец Иероним» удалили. Некоторые (Сретенский монастырь, Новоспасский) вообще не стали брать ее для реализации. Сразу проверили и нашли, что ее нельзя продавать в храмах. Но ее НЕЛЬЗЯ удалить из всех храмов. Под предлогом, что «все думают по-своему. У вас свое мнение, а у меня свое». Но это лишь отговорка. А причина очень проста — деньги. Всем нужны деньги. А каким образом ты их заработал — неважно. В миру все понятно. Но почему такое явление вошло в наши храмы? Почему там не хотят брать на реализацию творения святых отцов, но охотно продают «Божью аптеку»? Так что книга горе-составителя не умрет. Она будет продаваться в наших храмах годами. Потому что: а) нужны деньги; б) «у всех свое мнение».


И вот третья и самая главная проблема.


В наших ставропигиальных монастырях (!) часто можно встретить не только книги вроде «Старца Иеронима», там можно найти и множество диковинных целебных устройств: обручей на голову, копий для помазания, чудотворящих  досок. В лавках полно молитвословов с молитвами на снятие порчи, биографий всевозможных старцев, вещающих о близком конце света, чудовищными в своей безграмотности описаниями чудес… Потому мы и подняли эту тему, что подобных книг стало выходить все больше и больше. В Троице-Сергиевой Лавре и Московском Даниловом ставропигиальном (!) монастыре во всех лавках на видных местах выставлены «Дополнение к книге Молитвенный щит» и «Божья аптека», в которой дано множество «православных» способов лечения всех болезней — от слабоумия до рака. На книге стоит благословение Ивановского владыки Амвросия, который давно на покое, тяжело болен и давать благословение не мог. Все в Церкви это знают, но книгу продают. Часто можно встретить ворованные книги, переизданные репринтом. Неужели можно проповедовать про «не укради» и торговать краденым?


Давайте определимся. Деньги нужны для прихода — ладно. Но до какого предела можно падать? Что еще можно продавать, чтобы заработать?


Настоятелям часто не до книжной лавки, ее отдают на откуп каким-нибудь случайным людям, с которых требуют только сдавать как можно больше денег. Вот они и крутятся, как могут, зачастую даже не понимают, что продают. Батюшка какой-то написал, другой батюшка благословил. Резонные замечания по поводу ассортимента воспринимают в лучшем случае как частное мнение, а в худшем, как в нашем случае, как «наезд» на Православие. Это же проще, чем задуматься, посмотреть внимательно на книгу.


Книга «Старец Иероним» — это только верхушка айсберга. Посмотрим глубже. Необразованный человек может составить книгу. Сейчас он может ее издать. Даже продать в храмах. Но все равно это только мнение частного лица. Это лицо может иметь священный сан, но все равно это будет только его личное мнение. Когда же на книге стоит благословение владыки, то это уже мнение Церкви. Т.е. Церковь одобряет и благословляет то, что написал какой-то Пупкин.


Как часто мы видим владык в церковных лавках? Как часто они читают или просматривают то, что продается в храмах? Они вообще не должны этого делать? А может быть, хотя бы раз в год зайти в любой свой храм да посмотреть выставленные книги? Может быть, дать на проверку авторитетному священнику макет книги, для которой просят благословение на издание? Может быть, полистать книгу, прежде чем награждать ее автора грамотой?


Ничего этого не делается. Со священников строго спрашивают про финансовые дела прихода, но не интересуются тем, какие книги они продают.  


Ошибкой было бы называть только двух владык виновными в распространении книги «Старец Иероним». На самом деле виноваты все. И те, кто эту книгу благословил, и те, кто ее продает без просмотра. Но повторю еще раз: для того и нужны епископы, чтобы следить за порядком в епархии и за тем, какие книги издают и продают в епархиальных храмах.


Ошибки есть у всех издателей. Есть они и у нашего издательства ДАРЪ, есть и на Правкниге. Человеку свойственно ошибаться. Но в данном случае мы имеем дело с большой системной ошибкой. Пока мы этого не поймем, книги, подобные «Старцу Иерониму», будут выходить и отравлять умы прихожан. И тогда уж точно сбудется пророчество Жоголева про геркулесовы столбы: дойдем до полного абсурда. «Науки есть, Академии есть, есть Кандидаты, Магистры, Докторы Богословия… Право, смех да и только…»

Георгий Гупало,
Главный редактор издательства ДАРЪ,
Руководитель портала «Православная книга России»,
Член Правления Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ)
Читайте блог Георгия Гупало



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group