закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 25.02.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Тридцатого июля родился живописец, архитектор и блестящий декоратор, крупнейший представитель тосканского маньеризма, автор монументального труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (30.7.1511–27.6.1574)

30.07.2013
Джорджо Вазари. Автопортрет

 Джорджо Вазари родился в Ареццо 30 июля 1511 года. Его отец был гончаром. Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо. Около 1524 года Джорджо Вазари уехал во Флоренцию, где работал в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело. С 17 лет Вазари путешествовал по Италии в поисках работы; однажды он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим. Здесь Вазари вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».

В 1531 году Вазари вернулся во Флоренцию, где устроился к герцогу Александру Медичи, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. В 1537 году Александр Медичи был злодейски убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, художник уже приобрел большую известность и стал получать различные приглашения.

Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма1, крупнейшим представителем которого  он был. Картины по большей части написаны в холодной цветовой гамме. Главной архитектурной работой Вазари стала перестройка для герцога Козимо I Медичи средневекового палаццо Веккио во Флоренции и составление иконографической программы по его украшению. Для его росписи предполагалось пригласить главным образом тосканских мастеров. В верхнем этаже (Квартьере дельи элементи, 1555–1559) залы носили имена мифологических персонажей, в первом (Квартьере Папы Льва Х, 1556–1562) – посвящены знаменитым представителям истории Тосканы. Рядом с залом Пятисот располагался кабинет Франческо I Медичи (Студиоло, 1570–1573), оформленный по эскизам самого Вазари и ставший образцом маньеристического убранства интерьера. Под руководством Вазари здесь работали живописцы Франческо Поппи, Якопо Дзукки, Джованни Нальдини, Джироламо Маккьетти, Алессандро Феи, Алессандро Аллори. В 1560 году Вазари разработал проект строительства Уффици (1560–1580) – новых зданий Магистрата (государственных канцелярий, архивов) в виде двух построек с вытянутыми фасадами и тремя ярусами окон, соединенных портиком. Кроме того, он создал коридор (Коридор Вазари), соединивший палаццо Веккио с административными помещениями Уффици и с палаццо Питти.

Свои таланты Вазари проявил и в Риме, работая там при дворе Алессандро Фарнезе. Пий V, желая вызвать Вазари из Флоренции в Рим, заказал ему роспись трех капелл в Башне Пия (1570–1571) при палаццо Апостолико, которую он выполнил с присущей ему быстротой в работе. Вазари всегда сам исполнял алтарные образы, а во фресковых росписях прибегал к помощи ученика – флорентийца Якопо Дзукки, участвовавшего в росписи свода Студиоло Франческо I в палаццо Веккио во Флоренции. В Риме Вазари осуществил еще роспись зала Ста дней (1546) в палаццо Канчеллярия и капеллы Де Монте (1550) Папы Юлия III в церкви Сан Пьетро ин Монторио. Как живописец он был достаточно эклектичен, сформировавшись под влиянием произведений Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто. Также Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. 

Вазари был человеком широких культурных интересов и внес огромный вклад в историю искусства как создатель «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» — книги, которая остается важным источником сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения. В своей автобиографии Вазари рассказывает, как возникла мысль о его книге: «В это время2 я проводил вечера после окончания работ у достославного кардинала Фарнезе, присутствуя при его ужине. Там в эти часы всегда собирались, чтобы занимать его своими блестящими и серьезными беседами, Мольца, Аннибале Каро, мессер Гандольфо, Клаудио Толомеи, мессер Ромоло Амазео, епископ Джовио и многие другие литераторы и светские люди, которыми всегда полон двор этого вельможи. В один из вечеров разговор между прочим зашел о музее Джовио и об изображениях знаменитых людей, которые он собирал в нем и поместил в превосходном порядке, с очень красивыми надписями при каждом… монсиньор Джовио сказал, что ему всегда хотелось присоединить к музею и к своей книге „Похвальных слов“3 сочинение, в котором шла бы речь о людях, знаменитых в изобразительном искусстве от Чимабуэ4 до наших дней. Распространяясь на эту тему, он обнаружил большие знания и высказал правильные суждения, правда, часто, говоря о художниках, он путал имена, прозвища, места рождения, работы и передавал факты не в полном соответствии с действительностью, а, так сказать, приблизительно. Когда Джовио кончил, кардинал сказал, обращаясь ко мне: „Что скажете вы по этому поводу, Джордже? Не правда ли, что это будет великолепное произведение, над которым стоит потрудиться?“ — „Конечно, monsignor illustrissime, — ответил я, — если кто-нибудь из художников поможет Джовио разобраться в фактах и изложит все так, как это происходило в действительности. Говорю я это потому, что в своей прекрасной речи я многое спутал и сказал не так, как нужно“. — „Значит, — ответил кардинал, — вы могли бы дать ему план и общий очерк истории всех художников и их произведений в хронологическом порядке. Таким путем и вы также окажете эту большую услугу вашему искусству“. Хотя я и знал, что эта задача была выше моих сил, тем не менее очень охотно обещал сделать все, поскольку мог. И я начал разыскивать заметки и записи по этим вопросам, которые с юных лет я набрасывал как для собственного развлечения, так и из чувства почитания памяти наших художников, всякое сведение о которых мне было чрезвычайно дорого. Я собрал все, что казалось мне нужным, и отнес к Джовио, а он, похвалив меня за труды, сказал мне: „Милый Джордже, мне хочется, чтобы эту работу взяли на себя вы. Я вижу, что вы великолепно сумеете довести ее до конца. Мне она не по душе, потому что я не умею распознавать манеру разных художников и не знаю многих частностей, которые хорошо знакомы вам. Я вижу, что вы сумеете справиться великолепно: ведь какой прекрасный очерк вы дали мне в вашем изложении“… В конце концов я решился и приступил к работе с намерением по окончании ее дать кому-нибудь из них, чтобы она была просмотрена, исправлена и издана под чьим-нибудь другим, не моим, именем…»

Первое издание «Жизнеописаний» было осуществлено в 1550 году. Только через 18 лет после первого издания, сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени. Это второе издание украшено портретами художников. «Будучи придворным, Вазари не мог совсем отделаться от тех настроений, в которых он подготовлял и даже писал первое издание „Vite“. В нем еще были живы впечатления от „Комментариев“ Гиберти5, проникнутых таким живым и бодрым чувством республиканского свободолюбия. Он не мог отбросить совсем те общественные настроения, а далеко лишь не одни художественные критерии, которые заставляли его смолоду, когда он был еще вольной птицей и не был обременен поместьями и домами, восторгаться искусством Треченто и Кватроченто. И художника он ценил, совершенно не считаясь с социальным его положением, а исключительно исходя из критериев искусства. Крестьянский сын Джотто и патриций Микеланджело — для него одинаково артисты, создававшие великие произведения. С такими только критериями он и считается. Если бы „Vite“ стали составляться после 1553 года — момент поступления на службу к Козимо, — они могли бы под влиянием его новых общественных настроений, обусловленных новым хозяйственным статусом, получить совсем иной вид. И если бы это было так, его книга могла положить начало отрицанию ценности искусства Кватроченто, характерному для следующего века Этого, к счастью, не случилось, потому что Вазари не мог выкинуть из песни своей жизни мотивы, одушевлявшие его молодость...», — писал в своем исследовании «Вазари и Италия» (1933) историк искусства Алексей Дивелегов. Именно Вазари ввел в обиход сам термин «Возрождение», имея в виду возрождение искусства после тысячелетнего, по его мнению, прозябания в эпоху Средневековья. Вазари был также в числе основателей в 1563 году одной из первых итальянских Академий – Академии рисунка во Флоренции, учебного заведения под покровительством герцога Козимо I Медичи. В нее избирали наиболее прославленных мастеров всей Италии. Владение искусством рисунка было главным требованием к академикам, так как рисунок был основой всех искусств в трактовке теоретиков Возрождения. Создание Академии рисунка положило начало подобным творческим организациям художников (в нее входили зодчие, скульпторы, живописцы). В 1593 году по ее подобию Федерико Дзуккари создает Академию Святого Луки в Риме.

Джорджо Вазари, не относивший себя к маньеристам, предпочитал называть маньеризм «современной манерой». Следуя ей, но опираясь на технику старых мастеров, художник создает свой мир, несколько необычный и вычурный, не довольствуясь принципами ренессансного искусства.

Одними из последних работ Вазари явились росписи некоторых капелл и Королевского зала в Ватиканском дворце и оставшаяся незавершенной роспись купола флорентийского собора. Для одной из капелл дворца (капеллы Святого Стефана) он исполнил картину Побиение камнями Святого Стефана (1571), для Королевского зала – большую композицию Битва при Лепанто (1572–1573), на этот раз прибегнув к помощникам.

Умер Вазари во Флоренции 27 июня 1574 года. 

 1 Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. 

 2 Вазари относит эпизод к 1546 г., когда он расписывал в Риме Palazzo Cancellaria.

 3 «Elogie» Паоло Джовио — собрание коротеньких характеристик знаменитых людей. Первоначально были написаны в виде объяснений к портретам, собранным в его музее.

 4 Чимабуэ (ок. 1240 — ок. 1302) — флорентийский живописец, один из главных возродителей итальянской живописи после её продолжительного средневекового застоя.

 5 Гиберти, Лоренцо  (1378–1455) – крупнейший скульптор эпохи Возрождения, живший во Флоренции, один из основоположников скульптуры Ренессанса. «Комментарии» (1447–1448)  – первая известная нам автобиографию художника Возрождения, которая сопровождалась сведениями об истории искусств, теории пропорций, перспективы.

 Книги, посвященные жизни и творчеству Джорджо Вазари:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group