закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 25.02.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Лучшие книги популярной серии «Занимательные науки». «1001 ЗАДАЧА для умственного счёта в школе С.А. Рачинского»

28.08.2013

 

I.  Школа С.А.Рачинского

    Посмотрите, уважаемый читатель, на обложку книги. Вы увидите репродукцию картины русского художника Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт в народной школе С.А. Рачинского». На ней в образе сельского учителя художник оставил нам портрет своего любимого педагога Сергея Александровича Рачинского. Рассмотрите картину внимательно. Видите по правую руку от учителя мечтательного мальчугана, сосредоточенно ищущего решение задачи? Этот мальчик и есть будущий художник Николай Петрович Богданов-Бельский (1868–1945), которому С.А. Рачинский своим педагогическим талантом открыл дорогу «в люди». Точное число таких ребятишек, которые стараниями Рачинского нашли верный путь в жизни, неизвестно никому. С.А. Рачинский отдавал детям свой талант и тепло своей души щедро и бескорыстно.
    Сергей Александрович Рачинский родился 2 (15) мая 1833 года в родовом имении, расположенном в селе Татево Смоленской губернии. Его отец — А.А. Рачинский — представитель древнего дворянского рода, капитан пехотного полка. Мать — В.А. Баратынская — сестра знаменитого русского поэта.
В 1853 году С.А. Рачинский окончил естественный факультет Московского университета, затем учился в Германии и по возвращении в Москву возглавил кафедру физиологии растений в родном университете. Обладая весьма обширными познаниями в области естествознания, Сергей Александрович в 1861 году стал автором первого в России перевода на русский язык фундаментального труда Ч. Дарвина «Происхождение видов», а в 1866 году удостоился учёной степени доктора ботаники. С.А. Рачинский активно участвовал в общественной жизни университета. Он был избран членом попечительского комитета и судьёй университетского суда. Вместе со своим братом, Константином Александровичем — будущим ректором Петровской (ныне Тимирязевской) академии, — они ежегодно жертвовали по 500 рублей (а тогда это были очень большие деньги) на содержание талантливых, но бедных студентов.
    1867 году С.А. Рачинский выходит в отставку, но продолжает жить в Москве. В его доме бывают известные люди науки и искусства, со многими из них он состоит в переписке, в том числе и с Л.Н. Толстым. Идеи Толстого об организации в России школ для крестьянских детей находят в сердце Рачинского горячий отклик. Он начинает активно помогать сестре Варваре, которая уже работала в сельской школе, основанной их отцом Александром Антоновичем. Вскоре эта деятельность всецело захватила Сергея Александровича, и он создал первое в России общежитие для детей из отдалённых деревень. Через некоторое время в уезде уже было пять школ для детей крестьян, в которых работали сам С.А. Рачинский и священники местных приходов. Это определило будущий статус школ Рачинского — церковно-приходские. Позднее таких школ было уже пятнадцать. Сам Сергей Александрович был глубоко убеждён, что наряду с общим образованием дети должны получать и религиозное, ибо оно определяет основы человеческой нравственности,  без которой любая наука может быть использована во зло.
      На воплощение в жизнь этих идей Рачинский тратил всё своё время и все деньги, обходясь минимальными тратами на личные нужды. В 1899 году старания Рачинского отметил император Николай II, прислав тёплое благодарственное письмо. Также, одобряя и поддерживая деятельность Рачинского, Святейший синод сделал его попечителем церковно-приходских школ округа. За заслуги перед Россией в деле народного просвещения в 1899 году ему была назначена пожизненная пенсия в размере 3000 рублей в год.
       Умер Сергей Александрович Рачинский в день своего рождения 2 (15) мая 1902 года. В селе Татево до настоящего времени существует школа, основанная С.А. Рачинским и с 1998 года снова носящая его имя. Пережив большевистский, а позднее и фашистский погромы, школа сохранилась и действует поныне, символизируя фактом своего существования неуклонное стремление человека к познанию и самосовершенствованию.

II. Устный счёт С.А. Рачинского

      Занимаясь начальным образованием крестьянских детей, С.А. Рачинский заметил постоянное стремление смышлёных ребятишек к умственному развитию. И неожиданно для самого себя он нашёл для этого эффективные и простые в условиях сельской школы упражнения — устный счёт. Устные вычисления оказались таким  увлекательным занятием, что, по признанию самого Рачинского, дети просто замучили его просьбами давать им всё новые и новые задания. Сергей Александрович писал, что для него, немолодого уже человека, было совсем непросто каждый день выдумывать десятки задач. Но однажды задачи для устного счёта стали будто бы сами рождаться в его сознании, причём все деления получались без остатка. Этот факт лишь подтверждает мнение самого Рачинского, что устный счёт полезен для людей любого возраста.
    Почёму же Сергей Александрович настаивал на пользе постоянных упражнений в устном счёте? Дело в том, что сам по себе устный счёт — не самоцель. Посредством устного счёта развиваются гибкость мышления, стремление к каждому замочку подобрать свой ключик, порою не один. Умение выделить главное, расчленить проблему на составляющие, наметить очерёдность их решения — всему этому учит устный счёт людей любого возраста и социального положения. Устный счёт является прекрасной иллюстрацией одного из основных законов философии: здесь количество решённых задач неизменно переходит в качество мышления. Это особенно ценно для детей и подростков. И как мышцы растущего ребёнка требуют постоянной физической активности, так и развивающийся детский интеллект требует нагрузки умственной. Сергей Александрович Рачинский, будучи доктором биологии, понимал это, как никто.
     Конечно, в то время дети не получали такого объёма информации, которое обрушивает на современного ребёнка (да и на нас с Вами) электронная индустрия, и может сложиться мнение, что уж сейчас-то вопрос о развитии интеллекта успешно решён. Но не всё так просто.  Дело в том, что информацию в современном мире мы самостоятельно почти не добываем. Она всем нам преподносится в готовом, «разжёванном» виде. Нам не надо делать усилий, добывая её. Нам остаётся только её «вкушать», а этим убивается в человеке способность к творчеству, к критическому мышлению. Отсутствует основное условие развития: противоречие между имеющимся и желаемым количеством информации. Такая практика воспитывает пассивного всеядного обывателя с элементарными духовными потребностями и полуспящим сознанием.
    Вот почёму в современном мире устный счёт можно приравнять к занятиям спортом: дело не в процессе, а в результате, хотя и сам процесс многим доставляет удовольствие. Можно сказать, что устный счёт является одним из эффективнейших тренажёров для «накачивания ума».

II. Задачи С.А. Рачинского

    Сергей Александрович, составляя свои задачи для устного счёта, стремился совместить в них практику устных вычислений с  необходимостью отыскивать верный путь к решению. Чтобы детям были понятны условия  задач, он неизменно использовал житейские, бытовые ситуации. Ведь вычисление длины, веса, цены и количества труда люди в быту производят достаточно часто. Решая такие задачи, дети не только расширяли свой кругозор, но и прочно усваивали действующие в то время соотношения мер и весов, что создавало отличную базу знаний для дальнейшей жизни.  Максимально короткое и простое для детского понимания условие задачи делало ненужным различные уточнения, отвлекающие от сути.
    Однако задания, предложенные С.А. Рачинским, хотя и предназначены для устного счёта, далеко не всегда так просты, как кажутся на первый взгляд. Рачинский призывает не только оттачивать технику устного счёта, но, в первую очередь, думать, анализировать, искать порою далеко не очевидные пути решения задач.
      В задачах С.А. Рачинского високосный год либо оговаривается особо, либо на него намекает условие задачи. А чтобы избавить читателя от необходимости обращаться к справочникам мер и весов, в тексте и на форзацах приведены все необходимые данные.

     Примеры задач из книги:

    Задача № 6

Куплены 31 десятина леса по 32 рубля и 28 десятин по 36 рублей. Сколько стоит вся земля?
Решение
31 = 30+1;   28 = 30 – 2.
32x31 + 36x28 = 32x(30 + 1) + 36x(30 – 2) = (960 + 32) + (1080 – 72) = (960 + 1080) + (32 – 72) = = 2040 + 32 – 72 = 2072 – 72 = 2000 (руб.).

Ответ: 2000 руб

 Задача № 132

Улитка проползает 25 саженей за 1 час 12 минут. За какое время проползёт она версту?
Решение
Из таблиц узнаём, что в версте 500 саженей. 1 час 12 минут составят 72 минуты.
500:25 = 20 (частей в 500 саженях по 25 саженей), 72×20 = 72×2×10 = 1440 (минут) — будет ползти улитка, а поскольку в часе 60 минут, то
1440:60 = (:10) = 144:6 = (:2) = 72:3 = (60 + 12):3 = 60:3 + 12:3 = 20 + 4 = 24(час) = 1 сутки.

Ответ: за 1 сутки.


Другие книги серии «Занимательные науки»




Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group