закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 21.10.2018
Книга дня
Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках Астахова Н.В., Ветрова Г.Е., Винокурова С.В. и другие
Картина дня
Отара Васильковский Сергей Иванович
Воскресный день » Авторская колонка »

Русский живописец, академик, почётный вольный общник Императорской Академии художеств, основоположник историко-бытового жанра в русской живописи Вячеслав Григорьевич Шварц родился 4 октября 1838 года

04.10.2018
В.Г. Шварц. Автопортрет

Вячеслав Шварц (4.10.1838–10.4.1869) родился в семье генерала, участника Отечественной войны 1812 года. «Сентября двадцать второго числа у отставного генерала — майора Григория Ефимова сына Шварца и законной жены его Наталии Павловой родился сын Вячеслав»,  -  значилось  в  метрической  книге  бывшей  Флоровской церкви города Курска в записях 1838 года. Раннее детство Вячеслав провел на Кавказе, где служил отец. Трёхлетним мальчиком он чертил мелом по стенам и на деревянных досках, и эти детские рисунки его изображали горы, крепости, солдат, лошадей и т. д. Пяти-шести лет он довольно бойко делал рисунки карандашом. Как правило, это были военные сцены: ведь юный художник весь находился во власти рассказов отца об опасных походах и храбрых героях. Отец всячески стремился развить способности мальчика. Впоследствии, когда жена с детьми уехала с Кавказа (старший Шварц командовал отрядами на Кавказе, но впоследствии, из-за сложного характера, дважды попадал под военный суд и, в конечном итоге, был удален в деревню), Григорий Шварц в письмах к старшему сыну всегда спрашивал о его успехах в рисовании, радовался каждому присланному рисунку. С трогательной тщательностью хранил Г.Е. Шварц один из ранних рисунков пятилетнего баталиста. На нём для памяти рукой отца написано: «1843 года. Первый рисунок Вячеслава Шварца. За Кавказом в крепости Новых — Закаталах». 
Для воспитания сыновей и дочери пригласили преподавателей и, разумеется, согласно обычаям тех лет, учителя иностранных языков. К десяти годам Вячеслав уже довольно хорошо владел тремя языками. Вообще же, он отличался редкими способностями, изумительной памятью, большой серьёзностью и сосредоточенностью. Детей учили русской грамматике, латыни, арифметике, истории, и уже в эти годы Вячеслава особенно привлекала история.
В начале 1850-х годов родители решили дать старшему сыну гражданское образование и избрали для этого одно из лучших учебных заведений – Александровский лицей. Попасть в лицей было довольно трудно из-за больших строгостей на приёмных экзаменах. В гимназии мальчик пробыл до весны 1853 года и летом того же года, успешно сдав вступительные экзамены, был зачислен в четвёртый, младший класс лицея. Шварц пробыл в лицее шесть лет. Память у него была феноменальная, и учился он блестяще. Помимо рисования, его очень увлекала история, русская старина XVI-XVII веков, интересовали не только исторические события, но и люди, их нравы, их быт. Окончил лицей Вячеслав Шварц в мае 1859 года первым учеником, получив золотую медаль. Тогда же он был зачислен в канцелярию Кавказского и Сибирского комитета. Карьера чиновника весьма мало привлекала Шварца, и вскоре после приезда в столицу, в конце сентября или в начале октября, он стал посещать Петербургский университет, а с осени 1859 года Шварц начал – Академию художеств вольнослушателем, числясь по классу профессора батальной живописи Б.П. Виллевальде. В первые месяцы занятий в Академии Шварц много рисовал: делал обязательные рисунки с гипсов и сам сочинял сложные композиции. Второго декабря он окончил рисунок пером «Битва», а через шестнадцать дней сделал одну из самых интересных своих юношеских композиций «Встреча великого князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием». Начало 1860 года принесло Шварцу первый успех в Академии и первое признание его таланта. На очередном экзамене 30 апреля за рисунок пером «Иван Грозный под Казанью» он получил серебряную медаль. 
В 1861 году художник предпринял поездку в Германию, а вернувшись, начал работать над созданием картины Иван Грозный у тела убитого им сына. Подготовительный картон, выполненный углем и белилами, был показан на академической выставке 1862 года. Работа имела успех и принесла своему создателю большую серебряную медаль. Интерес зрителей был вызван тем, что Шварц впервые отошел от традиционной трактовки образа грозного царя, пытаясь раскрыть сложную психологическую драму деспотичной и одновременно трагической личности. Впоследствии В.В. Стасов писал, что «подобной великой задачи исторической и психологической не смел и не умел взять ни один наш живописец раньше Шварца». Эта работа положила начало целой серии произведений художника, связанных с сюжетами из эпохи Иоанна Грозного. В частности, он создал небольшую живописную картину «Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным» (1862), выполнил тушью пять иллюстраций к «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1862–1864) и четыре иллюстрации к роману А.К. Толстого «Князь Серебряный» (1863–1865). 
В 1863 году Шварц направился в Париж, где занимался в мастерской исторического живописца Ж. Лефевра, а также выполнил живописный вариант своего картона «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» (1864). Возвратившись в Россию, художник вновь обратился к излюбленной теме жизни и быта русских царей, в изучении которой опирался на труды историков Н.И. Костомарова и И.Е. Забелина. В кремлевской Оружейной палате он рисовал с натуры утварь, одежду, оружие и предметы обихода XVII столетия. В результате глубокого и кропотливого исследования быта эпохи им были созданы картины Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы) (1865), «Иностранные посланники в посольском приказе», Патриарх Никон в Новом Иерусалиме (обе 1867) и др. В них сказалось знание историко-бытовых деталей, благодаря которым художнику удалось воссоздать верный типаж, а также атмосферу будничной жизни теремов-дворцов. 
Особое место в этой серии занимала картина Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче (1865). Торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. За эту картину Шварц был удостоен звания академика живописи, а также назначен комиссаром Русского отдела на Всемирной выставке 1867 года в Париже. Работе по отбору и перевозке картин художник отдал немало сил и времени, и во многом благодаря ему Европа впервые увидела произведения представителей русского реалистического искусства: Н.Н. Ге, В.Г. Перова, В. В. Пукирева, К. Д. Флавицкого и др. 
К лучшим работам Шварца этого периода относится полотно Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче (1868). В нем художник не только археологически точно изобразил типы, одежды и предметы старины, но и создал изумительно тонкий, поэтичный пейзаж России с необозримыми, теряющимися в легкой дымке заснеженными далями. Проблемы колорита, поиски гармонии человека и природы отразились и в живописном эскизе «Иоанн Грозный на соколиной охоте, встречающий слепых» (1868). За произведения, выставленные на академической выставке 1868 года, Шварц получил звание «почетного вольного общника» Академии художеств.
 Последняя в жизни художника зима 1868/69 года прошла частично в Петербурге, а большей частью в деревне или в Курске. В феврале 1869 года Вячеслав Григорьевич был отчислен со службы. Впрочем, и в должности предводителя дворянства Щигровского уезда ему пришлось пробыть очень недолго… Ещё в Париже у художника началось заболевание почек, так называемая «бронзовая болезнь». «В 1868 году, — вспоминал Трутовский, — я уезжал из деревни своей за границу и проездом был в Курске. Узнав о моём приезде, Шварц тотчас прибежал ко мне в гостиницу. Когда он вошёл в комнату, его вид до того поразил меня, что в первую минуту я просто остолбенел. Лицо Шварца было совершенно тёмно-коричневого цвета, точно старая икона. Похудел он страшно, но был по-прежнему жив и весел. Мы просидели несколько часов вместе; он рассказывал, как в ту зиму помогал устраивать в Курске домашние спектакли, сочинял декорации, рисовал костюмы, преимущественно русские. В надежде скорого свидания мы расстались. Но нам уже не пришлось более свидеться…» Он умер дома 29 марта 1869 года. Кончина его была тихая и спокойная — он заснул.
В художественном мире смерть Шварца прошла незамеченной: газеты и журналы молчали. Только в «Иллюстрированной газете», да в официальном отчёте Академии художеств за этот год говорилось о смерти почетного вольного общника Академии В.Г. Шварца, но в Курске и его окрестностях, где многие знали о талантливом художнике, молодом предводителе дворянства, смерть его глубоко тронула людей. Когда тело Шварца везли из Курска в Белый Колодезь, чтобы похоронить в фамильном склепе, «на всём пути от Курска, на расстоянии 70 вёрст, стекался со всех сторон народ и провожал до могилы.

  По материалам книги „Сто великих русских художников“, сайта http://klub-mastera.narod.ru/catalog/tvorcheskaya_karlovoi/Rasskaz_ob_akademike/, статьи словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
Книги, посвященные жизни и творчеству Вячеслава Шварца:


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group