закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 22.05.2019
Книга дня
Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны. Cвидетельства очевидцев Скоробогатько Н. В.
Картина дня
Поединок Кривоногов Пётр
Воскресный день » Авторская колонка »

Пятнадцатого октября родился талантливый французский художник, гравер, иллюстратор Джеймс Жак Жозеф Тиссо

15.10.2018
Джеймс Тиссо. Автопортрет. 1865

Джеймс Жак Жозеф Тиссо (15.10.1836–8.08.1902) был блестящим знатоком европейского костюма, и по его картинам ныне можно составить впечатление о моде XIX века, почувствовать так называемую «психологию костюма», теперь его картины стали наглядными документами эпохи.

Художник родился в Нанте в семье Марселя Тиссо и Мэри Дюранд. Отец занимался оптовой продажей модного товара, мать имела отношение к торговле оборудованием для производства шляп. В 1848 году Жак Жозеф был отправлен в иезуитский колледж во Фландрии. Поскольку мальчик не проявлял усердия в учениях, на протяжении нескольких лет он неоднократно менял учебные заведения. Во всех городах, где ему выпало побывать, мальчик усердно зарисовывал готическую архитектуру. Отец художника скептически относился к увлечению сына, и Тиссо прибыл в Париж лишь в возрасте двадцати лет без какой-либо финансовой поддержки со стороны отца. Мать попросила художника Жюля-Эли Делано, работавшего в Нанте, дать сыну рекомендации в студии своих прежних преподавателей Ипполита Фландрина и Луи Ламота. В Париже Тиссо оказался в конце 1856 года, а в начале 1857 года получил официальное разрешение копировать картины в Лувре. В студии Фландрина Тиссо надолго не задержался. Его профессиональное образование было связано в основном с Ламотом. Как живописец Ламот ничем особенным себя не зарекомендовал, но он сумел передать ученикам технические навыки, усвоенные им в мастерской Энгра.

В Париже Тиссо познакомился сначала с Джеймсом Уистлером, а потом с Эдгаром Дега. В ту пору Уистлера, американского художника, жившего в Европе, и Тиссо объединяла любовь к Энгру – оба копировали в Лувре его картину Роже и Анжелика. Дега, на всю жизнь сохранивший любовь к искусству Энгра, тоже занимался в студии Ламота. На протяжении 1860-х годов они оставались близкими друзьями с Тиссо. Впоследствии их творческие пути и взгляды на искусство разошлись.  
В 1859 году Тиссо впервые участвовал во французском Салоне, в Салоне 1861 года Тиссо показал шесть картин. Одна из них, Сомнения Мартина Лютера, экспонировалась под названием Во время службы. Уже в этой картине проявились две главные составляющие искусства Тиссо. С одной стороны, он, подобно Дега, уделял внимание жестикуляции и позам людей, справедливо полагая, что непроизвольные телодвижения выражают истинные чувства и порой очень много говорят о человеке. С другой стороны, важным инструментом соответствия исторической эпохе стали костюмы. 

Увлечение Тиссо средневековыми костюмами проявилось и в серии картин, посвященных Фаусту. В XIX веке знаменитая поэма Иоганна Вольфганга Гёте стала неисчерпаемым источником вдохновения у многих европейских художников. Одни, подобно Эжену Делакруа и Данте Габриэлю Россетти, выполняли иллюстрации, стараясь детально следовать поэтическому оригиналу. 19 марта 1859 года в Париже состоялась премьера оперы Шарля Гуно Фауст. В настоящее время известно семь картин Тиссо, посвященных Фаусту. Как и Гуно, он был далек от философского содержания поэмы Гёте; его больше привлекали переживания Маргариты, ее взаимоотношения с Фаустом, а также исторические костюмы. Незамысловатостью композиций картины Маргарита в соборе и Фауст и Маргарита в саду напоминают театральные мизансцены. Картины Тиссо, посвященные Фаусту, были прохладно встречены современниками. Вероятно, причиной тому была не столько живопись художника, сколько обыденность, банальность темы. И все же усилия оказались не напрасными: картину Встреча Фауста и Маргариты (1861) приобрело французское государство для Люксембургского музея, что стало высокой честью для художника.
В 1862 году Тиссо побывал в Венеции, Флоренции и Милане, где изучал живопись Кватроченто. В 1854–1859 годах подолгу жил в Италии Дега. В одном из писем, адресованных Дега, Тиссо восторженно отзывался о живописи Джованни Беллини, Андреа Мантеньи, Витторе Карпаччо. В Италии Тиссо начал работать над серией картин на сюжет притчи о блудном сыне. Отъезд блудного сына и Возвращение блудного сына сюжетно и композиционно близки картинам Отъезд обрученных и Возвращение английских послов Карпаччо. В трактовке Тиссо притча превратилась в шумный карнавальный праздник с множеством народа и, следовательно, с разнообразием костюмов. Художник, с детства разбиравшийся в моде, понимал историческую картину прежде всего как определенный этап в развитии костюма.
Дружба с Дега воспитала в Тиссо глубокий профессиональный интерес к современной тематике. Наблюдательность Дега, позволявшая ему, в отличие от многих современников, запоминать характерные движения и позы представителей разных слоев французского общества: прачек, балерин, швей, наездников, магнетически влияла на Тиссо. Художник оставался открытым для современных влияний, находя связь между ними и традиционной живописью художников Возрождения.  Показателен в этом отношении холст Две сестры, написанный под впечатлением от картины Уистлера «Девушка в белом», другим прототипом послужила картина Курбе «Девушки на берегу Сены». Тиссо, с детства отслеживающий изменения в моде, показал себя знатоком костюма и аксессуаров. Картина, выставленная в Салоне 1864 года, была неоднозначно воспринята французскими критиками и зрителями. Одни назвали ее «Зеленые леди» по аналогии с творением Уистлера. Другие указывали на связь Двух сестер с картиной Курбе…
В Салоне 1864 года Тиссо выставил также Портрет мадам L.L. Девушка, позировавшая для старшей сестры в предыдущей картине, демонстрировала теперь другой модный костюм Второй империи – черное шелковое платье и элегантный красный жакет, получивший название «болеро». Добродушная ирония, а также критический взгляд на явления современности, присущие жанровым картинам Тиссо, воплотились и в заказных портретах (Портрет Эжена Коппенса де Фонтенау; Принцесса страны фарфора, 1863). В 1860-е годы европейцы очень мало знали о Японии. Для них она была не менее загадочна, чем страны Востока. Поэтому в картине Японка в бане гейша похожа на обнаженных невольниц из картин Жана Леона Жерома. Более достоверна картина Молодая девушка, держащая японские предметы, хотя кимоно, веер за поясом и фарфоровая посуда в руках девушки кажутся лишь демонстрацией товара, находящегося в парижской лавке. Завершают японскую тему в творчестве Тиссо картины под названием Девушки, рассматривающие японские изделия. Среди них особенно выразительно полотно 1869 года. Критик писал о ней: «Наши промышленные и художественные произведения могут умереть, наши нравы и наши моды могут исчезнуть в небытии, но картины Тиссо будет достаточно археологам будущего для реконструкции нашей эпохи».
Во второй половине 1860-х годов Тиссо создал ряд картин, где с добродушным юмором показал нравы и обычаи, свойственные образу жизни французов, уделив немало внимания костюмам персонажей (В оранжерее, где девушка с книгой и зонтиком в руке демонстрирует ватерпруф – только начавшее входить в моду легкое непромокаемое пальто, завезенное из Англии; девушка из картины Лестница представляет другое модное платье, украшенное бахромой в виде маленьких пушистых шариков; Вдова). В Париже Тиссо жил на широкую ногу. Есть свидетельства современников, что он занимался не только живописью, но и куплей-продажей картин. В 1867 году он приобрел роскошный дом. В доме часто собирались друзья художника – Эдгар Дега, Жан Луи Эрнест Мейссонье и другие.
Около 1870 года Тиссо написал картины Девушка в лодке, Девушка в кресле, Девушка с веером. Первая была выставлена в Салоне 1870 года. Наряду с нею была выставлена картина Четверка. Тиссо несомненно, использовал в качестве прототипа полотно Завтрак на траве (1863) Эдуара Мане, но это не более чем остроумный ответ художника – блестящего знатока костюма – на картину Мане.
В 1870 году роскошной парижской жизни Тиссо пришел конец. После выборов 1869 года в Законодательном корпусе усилились позиции противников Наполеона III. В июле 1870 года он объявил войну Пруссии. Наступило время испытаний. 2 сентября в Седане Наполеон III сдался неприятелю вместе с 83-тысячной армией. 4 сентября 1870 года началась революция, и империя пала. В Париже провозглашена республика, сформировано временное правительство. Прусская армия приближалась к Парижу. Казалось, что трагические события могут сплотить нацию, в том числе и художников совершенно разных стилей. В ряды добровольцев вступили не только Джеймс Тиссо, Эдуар Мане, Эдгар Дега, но Уильям Бугро и Мейссонье – ведущие художники салонного искусства. Париж покинул Эмиль Золя и художник Фантен-Латур. 28 января 1871 года между Францией и Пруссией было заключено перемирие. 26 февраля правительство Тьера подписало договор о мире, несмотря на тяжелые условия.
В конце 1869 года Тиссо познакомился с Томасом Гибсоном Боулесом – военным корреспондентом английского журнала «Ярмарка тщеславия». В 1869–1871 годах для журнала художник выполнил ряд акварелей-карикатур на известных политических деятелей эпохи. Среди них карикатуры Наполеона III, Александра II (1869) и др. К серии карикатур близок Портрет капитана Фредерика Бурнаби, поскольку в нем заметны черты безобидного подтрунивания и свойственная художнику ироничность. 
Будучи знатоком костюма, Тиссо не мог не обратить внимания на появление щеголеватых франтов, одетых по последней моде и имеющих пристрастие к дорогим одеждам. Таких людей называли денди. Причем дендизм для Тиссо – это не только роскошные костюмы, это еще и образ жизни. Именно таков капитан Бурнаби. Не менее колоритный тип английского джентльмена предстает в Портрете капитана… 
28 марта 1871 года была провозглашена Парижская коммуна. 14 апреля около четырехсот художников собрались, чтобы обсудить проблемы демократизации искусства. Председателем был избран Гюстав Курбе. 17 апреля состоялись выборы в Федеральную комиссию художников. Тиссо избран не был, но считается, что он был замешан в событиях, связанных с Парижской коммуной. После ее разгрома, когда происходили массовые расстрелы коммунаров, а Курбе содержался в тюрьме и ожидал судебный процесс, Тиссо решил уехать в Лондон. Положение усугублялось тем, что прежние друзья, в том числе и Дега, никогда бы не простили возможную связь с коммуной. Тиссо покидал Францию, где жил с определенным размахом, но не смог стать художником первой величины. Его обвиняли в «фотографичности» картин, а великолепная техника в расчет не принималась. Остроумие также не было понято большинством соотечественников. Картины считались вульгарными и архаичными на фоне живописи Мане и Дега. Но Тиссо был верен себе: он нисколько не подражал именитым современникам, хотя те смотрели на него свысока. Когда впоследствии импрессионисты пригласили его участвовать в своих выставках, Тиссо отказался.
В первые месяцы пребывания в Англии Тиссо продолжил работу над карикатурами для Ярмарки тщеславия. Живопись Тиссо претерпела незначительные изменения. Прощание  – одна из первых картин Тиссо, созданных в Англии. В 1860-х годах во Франции было популярно искусство английских прерафаэлитов. И Тиссо через Уистлера имел представление о современной английской живописи.
В 1872 году на выставке в Королевской Академии Тиссо выставил картину Интересная история. На Лондонской международной выставке того же года показал парную к ней картину Плохие новости. Кроме того, существуют варианты, изображающие как отдельных персонажей этих двух картин – Утомительная история, Время чая, так и картины, повторяющие мотив «наложения» интерьера гостиной на акваторию порта. К последним картинам можно отнести  Проходящий шторм, Комнату с видом на гавань (1876–1878) и другие. Если в парижских картинах Тиссо занимала взаимосвязь костюма с конкретными историческими личностями, то теперь он понял, насколько смехотворны были его тогдашние представления. 
В картине Время чая Тиссо со свойственной ему наблюдательностью показал одно из основных отличий знаменитого на весь мир «английского завтрака» — истинные британцы и поныне пьют чай исключительно с молоком. Картины Дочь капитана и Последний вечер демонстрировались на выставке 1873 года в Королевской Академии художеств. Кроме них было показано полотно Так рано, объявленное «остроумным представлением современной жизни». Может показаться, что Тиссо акцентировал внимание на оптимистических сценках и не замечал проблем, существовавших в английском обществе Викторианской эпохи. Однако 1873 годом датирована картина Эмигранты, полная щемящей грусти.
Тиссо, будучи «гениальным продавцом», как назвал его художник Джон Сингер Сарджент (1856–1925), смог уже в 1873 году приобрести дом в Лондоне. Успех картины Так рано стал первопричиной для создания холста Бал на борту корабля. Художнику, стремившемуся к популярности в кругах знати новой для него страны, захотелось вновь обратиться к теме, позволяющей запечатлеть свет английского общества. В 1875 году на выставке в Королевской Академии художеств Тиссо показал картину Тише!, ставшую одной из самых успешных в коммерческом отношении. Поместив в картину несколько портретов известных людей, Тиссо наконец добился признания. 
Тиссо был особенно внимателен к любым изменениям в моде. От внимательного глаза Тиссо не укрылась и такая характерная деталь дамского туалета, как веер, ставший особенно популярным в эпоху позитивизма. В картине Галерея на «Калькутте» дама с желтыми лентами на турнюре закрывается веером, точно передает возлюбленному, молодому офицеру, просьбу хранить в тайне их союз. В некоторых сборниках правил поведения в обществе отмахиваться развернутым веером – значит говорить «я замужем». В 1875 году Тиссо познакомился с Кэтлин Ньютон – молодой привлекательной ирландкой, разведенной с мужем и имеющей двух детей. Первые биографы художника сообщали, что Тиссо прятал возлюбленную от посторонних глаз настолько тщательно, что будто лишь однажды один из его друзей видел таинственную музу, когда случайно ошибся дверью в доме художника. Полагали также, что причиной ее смерти было самоубийство. Другие говорили, что Тиссо, будто бы разлюбив свою музу, искал способ от нее избавиться. Вместе с тем, художник оплакивал возлюбленную, считая себя виновником ее смерти. Вероятно, на возникновение подобных слухов влияли в чем-то похожие взаимоотношения художника и поэта Данте Габриэля Россетти с его женой Элизабет Сиддал. Однако впоследствии было установлено, что Кэтлин Ньютон умерла от туберкулеза. Впрочем, и это обстоятельство ставится под сомнение, поскольку в последних картинах, где она позировала, на ее лице нет «никакой тени болезни, которая могла бы забрать ее жизнь». 
Личная жизнь Тиссо окутана непроницаемой тайной. В 1876 году она переехала в дом к Тиссо, в 1882 – умерла. В отличие от Россетти, у которого любовные переживания ставились во главу угла большинства картин, Тиссо по большей части был далек от того, чтобы выносить личное на суд зрителя.  В картине Мавоурнин, посвященной героине популярной ирландской песенки, художнику особенно удалось выразить несоответствие глубокой печали обаятельной девушки с ее изящным нарядом. 
 1878 году он обратился к традиционной для западноевропейского искусства теме времен года. Подобные изображения обычно считаются аллегорическими. Однако индивидуализм Тиссо, не позволивший ему сначала примкнуть к импрессионистам, а позже и к прерафаэлитам вопреки дружбе с Бёрн-Джонсом, сказался и здесь. Тиссо назвал картины Июль, Октябрь, Зимняя прогулка, Весна «образцами портрета», подчеркивая, что интерес для него представляли не столько времена года и костюмы, им соответствующие, сколько сами модели. Для трех первых картин позировала Кэтлин Ньютон. Тиссо был далек от жанра психологического портрета. Любование красотой своей музы преобладало. Порой эти изображения сравнивали с картинками из модных журналов. Недаром по картинам Тиссо сегодня восстанавливают европейский костюм 1860–1880-х годов. 
Еще в 1871 году, когда с картины Прощание была выполнена гравюра, Тиссо увлекся этой техникой. С 1875 года крепкой водкой и сухой иглой он выполнил около 74 гравюр. Стоит отметить, что в истории европейской живописи было немного художников, способных написать картину маслом и выполнить по ней гравюру. Поэтому гравюры Тиссо вполне могут считаться шедеврами наравне с живописными произведениями. 
Рассказ о творчестве Тиссо английского периода был бы неполным, если не упомянуть картин, изображающих сценки из портовой жизни. В детстве он увлекся романтикой морского порта, а, находясь в Англии, крупной морской державе, не мог пропустить этой темы. Темза – первая картина в серии. Густой черный дым, исходящий из корабельных труб, и смог, плотно окутавший стоящие на рейде корабли, создают мрачное впечатление, отнюдь не способствующее романтике дальних морских путешествий. За шесть лет пребывания в Англии Тиссо не стал англичанином. Пытаясь ответить на нападки, через год Тиссо написал похожую картину, под шутливым названием Как счастлив мог быть я и с той и с другой (Портсмутская верфь), выражающую мечту-воспоминание о недалеком прошлом. Завершает портовую «трилогию», созданную в Англии, картина До свидания. Среди провожающих на первом плане в одной из фигур угадывается Кэтлин Ньютон. 
На выставке 1882 года Тиссо также показал серию картин, посвященных блудному сыну (Отъезд, В далекой стороне, Возвращение, Жирный теленок). Теперь он отождествлял себя с блудным сыном Франции. Отчасти это было связано с его бегством из Франции и пребыванием в Англии, отчасти с тем, что он мог считать свою жизнь с Кэтлин Ньютон незаконной. Смерть Кэтлин Ньютон в 1882 году сделала жизнь Тиссо невыносимой. Горе было столь велико, что не прошло и недели, как он, бросив незаконченные холсты, продал дом своему другу, художнику Лоренсу Альма-Тадеме, и возвратился в Париж, где основной его темой стала современная женщина и ее развлечения (Подружка невесты, Продавщица модного магазина и др.). 
В том же году Тиссо неожиданно для многих обратился к религии. Отправившись в церковь, чтобы «найти там атмосферу для картины», он ощутил, что ему явился Христос. Если раньше для изображения сценок из современной жизни Тиссо часто использовал фотографии, то в иллюстрациях к Библии он не изменил себе. В 1885 году он отправился в путешествие на Ближний Восток, посетил Сирию, Палестину, Египет, Ливан, где зарисовывал и фотографировал пейзажи Святой земли, а также местных жителей. Их образы стали прототипами для библейских персонажей (гуашь Мдалина перед обращением, Кающаяся Магдалина, Сосуд Марии Магдалины). Тиссо не только отступил от традиции, как и Россетти изобразив Марию в белом одеянии, символизирующем Ее чистоту, но и отказался от традиционных христианских символов Благовещения.  Большинство иллюстраций к Библии Тиссо выполнил гуашью. Именно иллюстрации к Библии принесли ему большую популярность, а сценки из современной жизни критики считали вульгарными.
 В 1894 году Тиссо в последний раз обратился к масляной живописи, написав картину Путешествие волхвов. На последней странице альбома иллюстраций к Новому Завету Тиссо поместил Автопортрет в костюме пилигрима. Интересно сравнить его с Автопортретом 1865 года. Немного флегматичный молодой человек, с иронией смотрящий на окружающую жизнь, превратился в умудренного жизненным опытом глубоко религиозного человека.
Жак Жозеф Тиссо умер 8 августа 1902 года в Булони. Долгие годы после смерти художника его главным достижением считались иллюстрации к Библии, напечатанные в книгах, и лишь начиная примерно с 1970-х годов исследователи и коллекционеры обратились к жанровой живописи Тиссо.

 По книге Александра Шестимирова «Джеймс Тиссо»

 Книги, посвященные жизни и творчеству Джеймса Тиссо: 

 




Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group