закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 22.05.2019
Книга дня
Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны. Cвидетельства очевидцев Скоробогатько Н. В.
Картина дня
Поединок Кривоногов Пётр
Воскресный день » Авторская колонка »

175 лет со дня рождения выдающегося польского и русского художника, одного из крупнейших представителей академизма Генриха (Хенрика) Семирадского

22.10.2018
Генрих Семирадский. Автопортрет. 1876

Генрих Ипполитович Семирадский ((22 (24).10.1843–23.8.1902) родился в Слободско-Украинской губернии, в селе Печенеги, близ Харькова, где в начале XIX века было создано аракчеевское военное поселение. Здесь был расположен Белгородский полк, в котором служил офицером отец Генриха, Ипполит Семирадский. Мать художника, Михалина Прушиньска, занималась воспитанием детей. В 1857 году военные поселения ликвидировали. Генриху было 14 лет, когда семья Семирадских переехала в Харьков. Подростка определили во Вторую гимназию. В Харькове ему повезло с учителем: рисование, черчение и чистописание преподавал в гимназии Дмитрий Иванович Безперчий, который учился в Петербургской Академии художеств у Карла Брюллова. Генрих мечтал стать художником, но родители были против. Подчиняясь отцу, в 1860 году Генрих поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Во время учебы в университете Генрих продолжал заниматься у Безперчего.

13 октября 1864 года Генрих поступил в Академию художеств. Это был период президентства в Академии великой княгини Марии Николаевны, которая даровала учебному заведению новый устав. Согласно ему, лицо, достигшее 20-летнего возраста, не могло быть зачислено учеником Академии на общих основаниях, а лишь на правах вольнослушателя. Семирадскому уже исполнился 21 год, но, проучившись два года, он подал прошение в Совет Академии с просьбой зачислить его учеником, у которого прав было намного больше. Генрих надеялся, что ученые мужи примут во внимание его успехи: хорошие отметки и серебряную медаль, полученную в мае 1865 года за эскиз «Ангел смерти, истребляющий всех первенцев египетских». Совет решил принять его учеником на общих основаниях. 13 сентября 1866 года он успешно выдержал экзамены по специальным наукам. Семирадский учился у К.Б. Венига и Б.П. Виллевальде. Работал он очень быстро. По характеру был замкнутым, трудно сходился с людьми. Может быть, причиной его одиночества в Академии была большая эрудиция, ведь, как вспоминал Крамской, Семирадский знал так много, что мог «заткнуть за пояс» любого профессора. Товарищем Семирадского по Академии был его земляк Илья Репин (он родился в Чугуеве, в 23 километрах от Печенег). Семирадский в ученические годы был образцом для Репина и в то же время его конкурентом.
   На экзамене в октябре 1866 года Генрих получил сразу две серебряные медали: второго достоинства за рисунок с натуры и первого достоинства за натурный этюд. Незаурядность исполнения отличала его эскизы сепией Сошествие Христа во ад (1868), Содом и Гоморра (1869), Избиение младенцев (1869). К 1868 году Семирадский и Репин набрали необходимое количество серебряных медалей, чтобы претендовать на малую золотую медаль по программе «Диоген, разбивающий чашу». Семирадский, по словам Репина, «шел блестяще», а Илью Ефимовича постигла неудача: он никак не мог выразить момента разбития чаши и сжег все свои попытки. Медаль получил его товарищ, и эта награда давала художнику право участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, счастливый обладатель которой отправлялся в шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу на казенный счет. Окрыленный успехом, Генрих стал работать с утроенной энергией. Благодаря Репину Генрих познакомился с критиком Владимиром Стасовым, который очень не любил Академию художеств, в чем его поддерживала молодежь. Критик и будущий художник как-то поспорили о реализме и идеализме в искусстве, Репин встал на сторону Генриха, и Стасов, почувствовав свое поражение в дискуссии, которое ему нанес 26-летний юнец,  затаил обиду на талантливого молодого человека. 
   26 ноября 1868 года Семирадский подал прошение в Совет Академии с просьбой о возможности начать эскиз «Сошествие Христа во ад». Чтобы успеть к концу декабря, художник работал ночами при свете лампы. Картина получила премию (100 рублей) и была выставлена в Санкт-Петербурге на очередной выставке в Академии художеств. Это полотно сделало Генриха Ипполитовича ведущим учеником Академии. 5 февраля 1869 года он получил первую денежную премию (100 рублей) за большой многофигурный сложный эскиз «Разрушение Содома и Гоморры» и премию за эскиз «Избиение младенцев при царе Ироде». Но здоровье художника было подорвано. В конце февраля он просил Совет Академии позволения отложить очередные экзамены до сентября. Просьбу удовлетворили, и Генрих Ипполитович уехал к родителям в Харьков до осени. Вернувшись, он снова принялся за работу и в ноябре представил на годичный экзамен картину Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу, где продемонстрировал знание анатомии, живописное и композиционное мастерство. Техническая сторона Доверия была выполнена блестяще. Строгое академическое жюри присудило Семирадскому большую золотую медаль и пенсионерскую заграничную поездку. 
    Осенью 1871 года художник остановился в Мюнхене, одном из центров европейской художественной культуры XIX века. «Римская оргия блестящих времен цезаризма», выполненная в Мюнхене, имела успех и в Петербурге. Императорская Академия художеств купила картину за 2000 рублей для последующей перепродажи наследнику-цесаревичу, будущему Александру III. Покупка картины решила финансовые затруднения художника и позволила ему отправиться в Италию, где он должен был выполнить заказ великого князя Владимира Александровича – картину Грешница на сюжет поэмы А.К. Толстого. Некоторое время Семирадский пожил во Флоренции, а в мае 1872 года перебрался в Рим. В это время он сблизился с Василием Дмитриевичем Поленовым, который приехал в Рим в конце 1872 года. «Грешница» была закончена к весне 1873 года и выслана в Петербург на Академическую выставку. В конце марта художник приехал в столицу, а 30 марта его новая картина была представлена в отделе Венской экспозиции в зале Рафаэля. До закрытия выставки оставалось всего два дня. На тех, кто успел увидеть «Грешницу», она произвела, по словам Крамского, «ошеломляющее» впечатление. «…От картины сходят с ума… Талант этот не из тех, кто незаметно входит в интимную жизнь человека, сопровождает ее всегда, и чем дольше, тем делается все необходимее, нет, этот налетит, схватит, заставит рассудок молчать, и потом вы только удивляетесь, как это все могло случиться», – писал Крамской, который при этом отмечал и недостатки Грешницы: «Христос с апостолами несколько мизерен», он – «ничтожная личность», «да и сама грешница не из тех, которые бросают развеселую жизнь». 
   Стасов критиковал «Грешницу» активно и жестко: «трескучая декорация», «нет людей, нет выражения, нет и тени мира душевного, его глубины и потрясений». На статью Стасова сразу откликнулись Репин (он представлял на этой же выставке «Бурлаков на Волге») и Антокольский, который выразил полное согласие с критиком. Илья Ефимович написал Стасову: «Семирадского Вы так сразу разгадали, неумолимо, неподкупно; между тем как сотни молодых и старых художников поют ему гимны (особенно полячки). Публика чуть не рукоплещет перед его трескучим фейерверком, Академия торжествует, видя в нем воскресение своих догматов. Вы с одного взгляда отвели ему должное место». Теперь Стасов, а не Семирадский был для Репина авторитетом. В письме П.М. Третьякову он назвал своего земляка «шарлатаном в рисунке, шарлатаном в колерах», признавая, впрочем, что картина исполнена с блеском – эффектно и прекрасно. Третьякова и позже будут убеждать, что Семирадский – художник легковесный, да к тому же еще и не русский, и в результате великий коллекционер так и не приобрел ни одной картины Генриха Ипполитовича.
     Главе Академии великому князю Владимиру Александровичу и конференц-секретарю П.Ф. Исееву новая картина Семирадского пришлась по вкусу. Художнику было присвоено звание академика. Владимир Александрович способствовал покупке «Грешницы» наследником-цесаревичем за огромную сумму – 10 000 рублей и заказал Семирадскому повторение картины сепией для своей собственной коллекции. Что касается Репина, который тоже был выдвинут на звание академика, то его «Бурлаков»… ректор Академии Ф. Бруни назвал «величайшей профанацией искусства». В результате Илья Ефимович получил за свою картину только золотую медаль «За экспрессию». И несмотря на то, что великий князь Владимир Александрович купил «Бурлаков», Репин был очень огорчен и даже заболел. С этих пор он стал резко выступать за главенство правды в искусстве, в противоположность Семирадскому, который отдавал предпочтение красоте.
     Май и июнь 1873 года он провел у родителей, которые к тому времени жили в Варшаве. В это лето он решил жениться на своей двоюродной (со стороны брата матери) сестре Марии Прушиньской, для этого надо было получить разрешение папы Римского и Академии. В ожидании этих разрешений Семирадский приступил к работе над новой большой картиной, для которой сначала придумал два названия – Светочи христианства. «Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне; в великолепном саду “Золотого дворца” Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника; на полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начало великолепного зрелища, приготовленного тираном; это зрелище – живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой, расставлены в равных промежутках; факелы еще не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан, и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христа», – писал Семирадский И.Ф. Исееву.

    Осенью 1873 года состоялось венчание Семирадского и его кузины. Мария была очень хорошей женой: она окружила мужа любовью и заботой, делила с ним все радости и печали. У Семирадских было три сына (один умер в годовалом возрасте) и дочь.
Генрих Ипполитович работал над «Светочами» четыре года. Параллельно он писал небольшие полотна на темы из античной истории, которыми он регулярно отчитывался перед Академией о своей пенсионерской деятельности. Эти картины продавались и таким образом служили хорошей поддержкой художнику и его семье. В 1874 году на очередную Академическую выставку была прислана картина «Гонители христиан у входа в катакомбы». Она вызвала противоречивые отзывы. Следующую картину – «Продавец амулетов» – встретили с большим пониманием. Она понравилась Совету Академии, который постановил объявить Семирадскому благодарность. В августе 1875 года Семирадский получил орден Станислава третьей степени.
    Тогда же ему предложили взять заказ на писание образов в храме Христа Спасителя в Москве. Художник ответил согласием – очень нужны были деньги для того, чтобы закончить «Светочей». Семирадскому были заказаны четыре образа из жития Александра Невского. Позднее ему поручили написать большую запрестольную картину Тайная вечеря, композиции Крещение Господне и «Въезд Христа в Иерусалим» над хорными окнами северного и южного крыльев храма.
   Генрих Ипполитович начал работу, на которую ему дали полтора года, но вскоре почувствовал такое нервное переутомление и истощение, что по настоятельным рекомендациям врачей решил не продолжать. 30 апреля 1876 года он отправил помощнику главного архитектора храма А.И. Резанову письмо-отказ, хотя до этого уже выслал в Россию эскизы. Резанов предложил увеличить срок исполнения до двух с половиной лет, но Семирадский не изменил решения. Тогда В.Д. Орловский написал ему, что его отказ от работы крайне неприятен не только Комиссии по постройке собора, но и лично императору. Генрих Ипполитович подчинился и принял заказ.
   Интеллигенция отнеслась к росписям из жития резко отрицательно. Самую острую критику вызвал эскиз Александр Невский принимает папских легатов. Создавая запрестольную картину «Тайная вечеря», художник продолжил традицию, берущую свое начало в эпоху Возрождения. К сожалению, еще при его жизни этот шедевр, исполненный маслом по штукатурке, начал разрушаться. В 1901 году Семирадский предложил переписать ее собственноручно не на стене, а на металлической поверхности, но не успел… Весной-летом 1878 года художник подготовил эскизы к изображениям «Крещения Господня» и «Въезда Иисуса Христа в Иерусалим». Росписи понравились и Репину, который писал Стасову в октябре 1877 года: «Семирадский – молодец. Конечно, все это кривляющаяся и танцующая, даже в самых трагических местах, итальянщина, но его вещи хорошо написаны, – словом, по живописи это единственный оазис в храме Спаса».
   «Светочи христианства», законченные в мае 1876 года, имели исключительный успех, о картине писали итальянские газеты. Семирадского избрали в жюри для присуждения премий за лучшие произведения годичной выставки в Риме, ученики Римской Академии поднесли ему лавровый венок. По пути в Петербург с картиной познакомилась публика Мюнхена и Вены. В русской столице о ней бурно спорили. Картина была огромной: размер холста – 3,85 х 7,04 м. Семирадский старался передать атмосферу жизни Рима времен империи: красоту и уродство, роскошь и нищету, великодушие и жестокость, христианское смирение и языческую кровожадность. Совет Академии был от «Светочей» в восторге и единогласно постановил удостоить академика Семирадского звания профессора. Совсем иное отношение высказали передвижники. С их точки зрения, картина не передает трагедии, напоминая театральные декорации. Недоброжелатели художника видели в «Светочах» одни недостатки. Художник П.П. Чистяков писал П.М. Третьякову: «Картина Г. Семирадского не продана. Дорого просит – 40 000 р. За то, что человек ловок, смел и талантлив, 40 000 нельзя платить. Нужно ценить честность в деле, умение и выдержку, а таланты Бог дает! Ведь после смелости и ловкости в живописи идет бессовестность и способность репку срывать. В искусстве высоком это низко. Религия и искусство неразлучны, религия присуща духу человеческому… ну да что и говорить, хорошо, а не высоко! А какой он полячишко, так и говорить не стоит, многоуважаемый Павел Михайлович! Цена-то ему, как человеку, грош…» Семирадский снизил цену до 30 тысяч, но картина все равно осталась непроданной. Тогда в 1879 году художник демонстративно подарил ее Национальному музею в Кракове. Демонстративность заключалась в том, что часть польской территории с Краковом входила тогда в состав Австро-Венгерской империи. При дворе этот поступок не понравился…
«Светочи христианства» получили международное признание и принесли Семирадскому звание члена не только Римской, но и Берлинской, Стокгольмской академий, а также кавалерский орден Почетного легиона от французского правительства и орденские знаки «Короны Италии». Художник был в зените славы, но чувствовал себя утомленным после нескольких лет упорного труда и напряженной борьбы, из которой он вышел победителем. Он уехал в Рим, чтобы остаться там навсегда.
   В 1883 году Семирадский построил в Риме виллу по проекту итальянского зодчего Ф. Азури. Внутри были две просторные мастерские. Художника окружали персидские ковры, тигровые шкуры, древнегреческие вазы, антикварная мебель. Возле дома располагался сад, в котором хозяин выращивал редкие экземпляры экзотических растений. Здесь он напишет «Танец среди мечей» – шедевр античного жанра, «Христианскую Дирцею в цирке Нерона» (1897), «По примеру богов» (1879), Оргию времен Тиберия на острове Капри (1881), У храма. Идиллия (1881), Отдых (1896), Талисман.
   Он расписывал костелы в Варшаве, Кракове, выполнил изображение евангелиста Луки в Исаакиевском соборе Петербурга, панно для Исторического музея в Москве (Похороны знатного русса в Булгаре, Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году). Большим успехом у русской публики пользовалось полотно Христос в доме Марфы и Марии, созданное в 1886 году. В Берлине в 1887 году общее одобрение критики вызвала картина «Шопен в салоне князя Антона Радзивилла в Берлине в 1829 году». Гимном женской красоте стала картина Фрина на празднике Посейдона в Элевзине (1889).
   В 1889 году в Академии художеств состоялась персональная выставка произведений Семирадского, на которой он представил «Фрину» (ее приобрел Александр III), «По примеру богов», «У фонтана», «Перед купанием» и «Искушение святого Иеронима». Семирадского назначили сверхштатным членом Совета Императорской Академии художеств. Туринская Академия Albertina избрала художника своим членом, а Парижская Академия изящных искусств – членом-корреспондентом.
   Последним крупным произведением художника стала картина «Христианская Дирцея в цирке Нерона» (1897). Полотно экспонировалось на VI Выставке Петербургского общества художников и вызвало много отзывов в печати, преимущественно критических. Пришло новое поколение художников с иными взглядами, а в реформированной Академии утвердились передвижники. 
Вскоре художник почувствовал недомогание, он уже не мог работать так интенсивно, как раньше. Врачи обнаружили у него рак языка. Художник скончался в 1902 году в Риме и был похоронен в Варшаве. В 1905 году, по просьбам польской общественности его останки были перенесены из фамильного склепа Семирадских в Краковский костел «На Скалке» и погребены в национальной усыпальнице великих поляков. Сегодня три страны – Россия, Украина и Польша – числят Семирадского своим художником… 
По книге Елены Зориной «Генрих Семирадский»
Книги, посвященные жизни и творчеству Генриха Семирадского:


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group