закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 13.11.2018
Книга дня
Шарден Федотова Е. Д.
Картина дня
Карточный домик Шарден, Жан Батист Симеон
Воскресный день » Авторская колонка »

Памяти российского и советского художника-баталиста украинского происхождения, педагога, работавшего также в области анималистического жанра и книжной графики Николая Семёновича Самокиша

25.10.2018
Н.С. Самокиш. Фото 1920-е

В автобиографических же сведениях Николай Самокиш сообщал о месте своего рождения в небольшом провинциальном городке Нежине. По другим сведениям, он родился 25 октября 1860 года в селе Носовка, Черниговской губернии, в семье почтальона, женатого на бедной казачке. Рисованием Николай занялся в Нежинской классической гимназии при лицее князя Кушелева-Безбородко, куда он поступил в 1870 году после окончания двуклассного городского училища. В свое время ее закончили знаменитые писатели Н.В. Кукольник и Н.В. Гоголь. Гимназический учитель Родион Корнеевич Цибульский, выпускник Петербургской Академии художеств, обратив внимание на интерес и способности Николая к художеству, дал ему первые уроки рисования.
    В 1878 году, вопреки желанию отца, видевшего его адвокатом, Николай решил поступить в Петербургскую Академию художеств. К великому его огорчению, вступительные экзамены в Академию были провалены. Голову Геры (Юноны) он нарисовал плохо: не было опыта работы с натуры, ведь раньше он занимался в основном копированием рисунков. Подготовившись очень тщательно, на приемном экзамене 1879 года Николай Самокиш был принят в Академию художеств в числе первых учеников. 
     На втором курсе Николай Самокиш был принят в батальный класс профессора Богдана Павловича Виллевальде. В 1880 году за этюд лошади и эскиз Уланы в пограничном городке он получил две серебряные медали; в дальнейшем получал медали за эскиз Возвращение войск на родину, за рисунки с натуры; в третий год обучения его наградили малой серебряной медалью за этюд натурщика. Николай также замечательно справился с программой, написав большой этюд серой в яблоках лошади трубача из Конной гвардии. Виллевальде говорил, что тот изведет все краски в Петербурге, но все же работа Самокиша удостоилась похвалы профессора, и художник получил большую серебряную медаль. В 1883 году за представленную на конкурсной выставке Общества поощрения художеств картину Перед ярмаркой, написанную на конном заводе Пензенской губернии, он получил первую премию графа Строганова.
     Вскоре Николай Самокиш приступил к написанию батальной картины на малую золотую медаль. Эскиз на тему Отечественной войны 1812 года – «Русская артиллерия несется по улицам провинциального городка. Дома горят, стреляет пехота, валяются убитые, обгорелые балки, все это осенью в серых мрачных тонах» (1884) – был утвержден советом Академии. И конкурент, как тогда называли соискателей на эту медаль, изучив историю, достал формы русских и французских солдат, модель старинной пушки, приготовил рисунки, натаскал в мастерскую обгорелых балок и, сделав несколько этюдов домов и улиц, принялся писать картину, взяв за основу историческое событие 12 октября 1812 года. В этот день в ожесточенном сражении за городок Малоярославец русские войска под командованием Д.С. Дохтурова и Н.Н. Раевского одержали победу над авангардом армии Наполеона, пытавшегося пробиться к Смоленску через Калугу. Работа над картиной Бой под Малоярославцем 1812 года продвигалась тяжело, сидя писать картину было неудобно, и Николай до боли в ногах простаивал по восемь часов перед холстом. Получив на ученическом конкурсе 1884 года за картину одобрение Совета и малую золотую медаль, Самокиш в дальнейшем продолжил эту тему, написав живописное полотно Бой за Малоярославец. 
В картине Атака у Клястиц 20 июля 1812 года русская конница под командованием генерала Я.П. Кульнева преграждает наступление французов на Санкт-Петербург. В «Подвиге солдат Раевского под Салтановкой» генерал Н.Н. Раевский ведет в бой корпус против превосходивших по численности и вооружению французских частей под Могилевом. Этой же теме посвящена картина В атаку (1911).
Рисунки пером Война 1812 года. Отражение русскими гренадерами нападения французской кавалерии; Война 1812 года. Бой русской кавалерии с французскими войсками показывают динамику ожесточенной борьбы. Равны силы сражающихся солдат, но все же победа остается за русскими (Березино. Бегство французов из России в 1812 году; Наполеон покидает армию в Сморгони 23 ноября 1812 года). 
Техника рисунка пером и тушью была освоена Самокишем в Академии художеств под руководством гравера Л.Е. Дмитриева-Кавказского, у которого он занимался с 1881 года. Талант рисовальщика позволил ему превосходно овладеть и техникой офорта.
Он окончил Академию художеств с большой золотой медалью (за «Сбор конного полка после знаменитой атаки под Аустерлицем 1805 года», 1885), получив звание художника первой степени и поездку за границу в качестве пенсионера для совершенствования в живописи.
Картину Прогулка, написанную в 1884 году во время летних каникул в Пензенской губернии, приобрел П.М. Третьяков. Весной 1885 года художник отправился в сторону Германии, затем в Париж. А в 1886 году, через год пребывания в Париже, талантливого живописца и рисовальщика вызвали в Россию для выполнения батальных картин с изображением больших маневров войск на Волыни под Ровно. 
Пребывание в течение двух лет в мастерской знаменитого французского баталиста  Эдуарда Детайля помогло Николаю в приобретении опыта построения композиций батальных картин, в знакомстве с анатомией лошади, человека, с видами оружия разных времен. В это же время он побывал в Италии, Бельгии, Испании, знакомясь с произведениями лучших мастеров Западной Европы. 
В 1889 году вновь состоялось путешествие художника по Закавказью и Кавказу – наместник этого края князь Дундуков-Корсаков предложил ему написать картины для Тифлисского военно-исторического музея «Храм Славы». Вернувшись в Петербург с множеством набросков и этюдов, он в мастерской, полученной от Академии художеств, два года писал картины Авлиарский бой, Сражение на реке Иоре, Защита Наурской станицы, по окончании отправил их в Тифлис. 
К этому времени Самокиш – уже преподаватель Рисовальной школы Общества поощрения художеств на преподавательскую должность по классу рисования. Вдова мариниста Р. Судковского, Елена Петровна в 1890 году становится его женой. Она замечательно владела техникой акварельной живописи и рисунка. Супругами были созданы иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», к рассказу Л.Н. Толстого «Холстомер». С иллюстрациями Николая Семеновича в 1890-х годах выходят книги: 23 тысячи миль на яхте «Тамара» Г.И. Родде, Памятка Апшеронского полка, История лейб-гвардии кирасирского полка, История кавалергардского полка, Севастополь и его славное прошлое и другие. Художник иллюстрирует поэму А.С. Пушкина Полтава. Наиболее удачной стала работа над оформлением изданного в 1900 году альбома «Из украинской старины» совместно с возвратившимся из Парижа С.И. Васильковским. Самой значительной работой стало иллюстрирование четырехтомника Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси, издаваемого с 1896 года в течение нескольких лет в лучшей типографии Санкт-Петербургской экспедиции заготовления государственных бумаг, оснащенной лучшим печатным оборудованием. В оформлении роскошных томов, ставших замечательными образцами книгоиздания, участвовали такие выдающиеся мастера, как И.Е. РепинВ.И. СуриковВ.А. Серов, К.В. Лебедев, А.П. РябушкинФ.А. Рубо, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, и другие. 
Слава художника в России росла. Он становится постоянным сотрудником в иллюстрированных журналах «Аполлон», «Лукоморье», «Нива», «Природа и люди» и других. Выполняет отдельные иллюстрации на тему русской жизни для американских, лондонских, парижских изданий. На протяжении многих лет он лишь изредка давал на выставки небольшие работы маслом. Самокиш вспоминал: «Я поехал с женой посмотреть выставку (1900) и вот однажды встречаю нашего русского комиссара выставки художника Романа. Он подходит ко мне и поздравляет с получением медали за мою картину Четверня на повороте. Я был ошеломлен, так как лично ничего не давал на выставку. Но мой хороший приятель, купивший у меня эту картину, взял и послал ее в Париж на Всемирную выставку без моего ведома…». 
Возвратившись в Петербург, он вскоре получил заказ на картину от князя Воронцова-Дашкова Табун белых рысистых маток на водопое. Приехав в имение Ново-Томниково, он за два месяца написал с натуры. Представленная в 1900 году на Академической выставке в Петербурге картина получила блестящий отзыв. Петербургской Академией художеств Н.С. Самокишу было присвоено звание академика. 
    Каждое лето Самокиш изображал отдельных коней, создавая жанровые картины. (Табун рысистых маток, 1912; Кронпринц, запряженный в легкую спортивную бричку, 1912; Материнство, 1911; Петушок и Урна, 1915; Громадный, 1913; На охоту, 1914). Русско-японская война привела художника в 1904 году на Дальний Восток. Он едет в Манчжурию специальным корреспондентом-художником журнала «Нива», заключив с издателем А.Ф. Марксом договор на освещение в рисунках и акварелях боевых действий. Рисунки должны были присылаться телеграфом условными специальными знаками, которые принимались и изображались бы его женой. С крепостных стен города Ляояна он изображал далекие сопки, русские палатки, едущих в сторону фронта солдат…(Выезд забайкальских казаков, Спешное донесение). Папка художника быстро наполнялась множеством графических рисунков, акварелями пейзажей, городских зданий, фигурами китайцев, японцев, станциями с выносимыми из поездов ранеными русскими солдатами. Он видел сражения, разъезды, отступления российских войск. Определившись в августе 1904 года в Нежинском драгунском полку, к которому по распоряжению главнокомандующего Куропаткина он был приписан, Самокиш оказался на передовой линии. Следуя за полком на лошади Изиде, художник зарисовывал китайские города, кумирни, фанзы, пейзажи, типы российских солдат, пленных японцев (Зимний пейзаж в Манчжурии, Японский разъезд, Зимний костюм японца, Пленный японский драгун, Преследование). Обозы с убитыми и ранеными, отступление по слякоти под дождем русских войск, зажатые в огромном солдатском потоке лошади с верховыми казаками, фургоны, двуколки, артиллерийские пушки… (Тревога; Шахэ. Бой у станции железной дороги; Отступление от Ляояна в Мукден; Переход через реку под огнем). В этой войне погиб на взорванном миной броненосце «Петропавловск» художник-баталист В.В. Верещагин, глубоко уважаемый Самокишем. 
     По возвращении в Петербург батальные зарисовки, этюды, пейзажи с архитектурными памятниками стали основой создания таких акварелей, как Русско-японская война. Отряд забайкальских казаков, На сопке после штурма, Переход через реку под огнем и др. Одна из картин – Ляоян 18 августа 1904 года – поступила в Военную галерею Зимнего дворца.
 Рисунки и акварели, выполненные на войне, были использованы Николаем Семеновичем для лекций в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Она же и издала альбом «Война 1904–1905 гг. Из дневника художника», сопровождаемый иллюстрациями его работ. 
К пятидесятилетию героической обороны Севастополя в Русско-турецкой войне художник оформил книгу «Севастополь и его прошлое. 1855». Оставаясь корреспондентом-иллюстратором в журнале Нива, Самокиш к столетию Отечественной войны 1812 года поместил двенадцать рисунков пером – от перехода войск Наполеона через Неман 12 июня до изгнания французов в ноябре 1812 года.     
     В 1911 году талантливый художник и педагог, академик Николай Семенович был приглашен в Академию художеств на должность профессора мастерской батальной живописи. Вскоре шесть учеников  отправились с профессором на русско-германский фронт, где в течение месяца они побывали в разных пунктах боевой линии. Находясь в крепости, окопах, траншеях, они создавали множество набросков и этюдов. Затем их путь следовал на Кавказский фронт. По возвращении в Петербург учителем и учениками была устроена в залах Академии большая выставка. 
     Революционные февральские события 1917 года поначалу были поддержаны Самокишем. Об этом свидетельствуют рисунки с образами рабочих, матросов, студенческой молодежи (За свободу народа!, Демонстрация). Но анархическое торжество революции принесло ему разочарование. Бурные политические события в столице коснулись и Академии художеств. Объявленный авангардистами поход в искусстве против старых профессоров принес художнику, стороннику реализма, разочарование. Начались притеснения: Николай Семенович имел обширную казенную квартиру в одном из зданий Академии. Помимо так называемого «уплотнения», могла пострадать и его богатейшая антикварная коллекция: старинное оружие, военное обмундирование, привезенные с фронтов предметы амуниции – все вызывало не только интерес, но и зависть. Самокиш перевез ее в Финляндию на арендованную дачу, находившуюся недалеко от границы. Поселившись в Евпатории, художник писал пейзажи, делал зарисовки в городском парке, в развалинах старой турецкой крепости, татарском районе с базаром (Молотьба, 1918). Вернуться из-за Гражданской войны в Петербург Самокиш не смог, несмотря на то, что в Академии был вновь избран профессором, извещавшая об этом телеграмма не была доставлена, и через полгода место профессора было занято. Власть в Крыму постоянно менялась, доходов у художника не было, и в материальном отношении он вел более чем скромную жизнь.
    Когда  Латышская дивизия заняла Евпаторию, Самокиш помогал в оформлении клуба дивизии, стендов, стенгазеты, руководил студией. С нарисованными им знаменами дивизия вскоре покинула Евпаторию, отправленная на Украину для борьбы с Махно. И все же художнику, имевшему звание полковника царской армии, не удалось избежать ареста. После захвата Красной Армией Крыма центральным армейским учреждением была объявлена регистрация всех офицеров царской, деникинской и врангелевской армий, чиновников, духовенства, владельцев домов, дворцов, земельных угодий, торговцев. Николай Семенович – участник Первой мировой войны в офицерском чине – как законопослушный человек явился на регистрацию. Многие белогвардейские офицеры были задержаны, а значит, и уничтожены. Николай Семенович как профессор Академии художеств и нестроевой офицер был освобожден не сразу. Пережив шоковое состояние, он стал сотрудничать с новой властью, организовывал изостудии, читал лекции… Художника не коснулись репрессии еще и потому, что бывший ученик Петербургского центрального училища рисования имени барона Штиглица, выходец из Латвии Ян Петрович Бирзгал, в начале 1921 года переведенный в Евпаторию в должности председателя ЧК, помог Самокишу. Во время первого посещения чекистом знакомого еще по Петербургу знаменитого профессора тот предстал перед ним в небольшой комнатке страшно исхудавшим, с опухшим от недоедания лицом и неизменной трубкой во рту. За неимением табака он курил смесь из разных трав. Его костлявые пальцы дрожали и еле-еле держали карандаш. Из-за эпидемии холеры и тифа Николай Семенович не выходил из дома, соседи же для пропитания собирали щавель и корешки в степи. На предложение гостя зачислить его в штат сотрудником в Чрезвычайную комиссию Самокиш смутился, он стал говорить, что для такой работы, как борьба с контрреволюцией, он не готов. Но ведь можно бороться карандашом и кистью, убеждал чекист, и художник вынужден был согласиться. Получая армейский сухой паек, он делился со всеми соседями по квартире, оставляя себе самое малое. 
    Он считал Яна Петровича Бирзгала, в то время совсем молодого человека, своим защитником и покровителем. Тот же делал все, чтобы облегчить жизнь пожилого талантливого человека. Занимая высокие посты, добился заказа на картины Защита Красного знамени (1920) и Бой за знамя (1922). Во время совместной поездки в Петроград в октябре 1922 года, где они с Бирзгалом посетили музеи, Академию художеств, знакомых художников, Самокиш увидел засилье авангарда. Идеология нового революционного искусства разрушала старую, веками созданную русскую культуру. Рухнули мечты художника вернуться в Академию – учить учеников жизненной правде, реалистическим основам творчества.

Самокиш получал много заказов на тему только что происшедших исторических событий. Для крымского павильона Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1924 года в Москве он пишет картины Преследование буденновцами врангелевцев и Голод в Крыму. По возвращении в Симферополь из Петербурга осенью 1922 года Самокиш поступил учителем рисования в школу. Работа была тяжелой, но после смерти жены он должен был помогать падчерице Маргарите с тремя детьми. Много сил ушло и на создание в конце 1923 года Художественного техникума в Симферополе, в котором он становится преподавателем по специальным дисциплинам. Одновременно им была открыта и своя художественная студия, в которой обучались талантливые люди. 
    С 1926 года, получив пенсию, Самокиш оставляет преподавательскую должность в Художественном техникуме. Весной 1924 года на выставке художников русской и советской школы, устроенной в Торговом ряду Симферополя, Самокиш представил большое полотно Буденновская кавалерия преследует врангелевцев, эскиз картины Голод в Крыму и несколько этюдов маслом. Выставки же крымских художников разных творческих объединений (АХРР, «Жар-птица»), юбилейные, персональные, начиная с 1921 года устраивались постоянно. И почти на каждую Самокиша приглашали участвовать. Одна из вершин творчества Н.С. Самокиша – живописная картина Переход Красной Армии через Сиваш. За нее художнику была присуждена Государственная премия. Существуют варианты картины: Тройка (1917), Поединок, Штурм Перекопа, Защита знамени. 
    Назначенный в 1935 году членом художественного совета Всесоюзной дирекции панорам, Самокиш едет в Москву для рассмотрения и утверждения эскизов Перекопской панорамы. В это время он писал картины Преследование белогвардейцев красной конницей, по заказу саранского музея – Бой царских войск с отрядами Степана Разина под Саранском, на тему посещения А.С. Пушкиным Крыма – акварели Пушкин в Гурзуфе, Пушкин проездом в Алупке, Пушкин и князь М.С. Воронцов, на тему борьбы украинского народа с врагами первое живописное полотно цикла – Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1648 годуПоход запорожцев в Крым, Абордаж турецкой галеры запорожцами и др.).
    Персональная выставка профессора Николая Семеновича Самокиша к 80-летию со дня рождения и 55-летию творческой работы была организована в 1940 году в просторном фойе Симферопольского драматического театра. За выдающиеся успехи в батальной живописи Н.С. Самокиш был награжден правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени. По подсчетам современников, только в музеях страны насчитывалось около 3000 его работ. Он избирается действительным членом Академии художеств, получает звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии. Его именем названы улица и Художественное училище в Симферополе. В первые дни Великой Отечественной войны крымские художники плакатами, лозунгами, транспарантами, наглядной агитацией, иллюстрациями в газетах и журналах мобилизовали народ на борьбу с врагом. Призывал к борьбе плакат Самокиша «Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами». Отпечатанный литографским способом большим тиражом, плакат был воспроизведен в газете Красный Крым. «Величайшая трагедия человечества» – война принесла лишения человеку, посвятившему ее изображению все свое творчество: он скончался от истощения. 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group