 | К.-Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860 |
Карл-Фридрих Бодри (31.10.1812–24.11.1894) – художник французского происхождения, получил основное образование в Московском училище живописи и ваяния (1833–1839) (специальность и соответственно слово «зодчество» появится в названии Училища в 1865 году) и был удостоен звания художника после его окончания. Однако некоторое время с 1843 года К.-Ф. Бодри посещал в Санкт-Петербурге вольноприходящим учеником Академию художеств. Всю последующую жизнь художник жил в основном в Москве, где и создал свои главные произведения. Работал художник в различных жанрах – среди его работ и портреты, и пейзаж, и городской вид («Автопортрет», 1839; Сельский пейзаж с крестьянами, 1845; «Скульптор Витали за работой», 1841; «Кабинет П.Я. Чаадаева», «Мастерская скульптора Витали», «Портрет отца», Москва. Вид Кривоколенного переулка летом 1848 года, 1848; Москва. Застава у въезда в город, 1849). Мастерство Бодри к 1850-м годам возросло настолько, что он мог уже претендовать на звания вначале «назначенного» в академики (удостоен в 1857 году), затем и академика (1860), которое художник получил за представленную в Совет Академии картину Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. Звание академика живописи в XIX веке было весьма почетным и приносило ощутимые материальные привилегии. И все же прежде всего оно свидетельствовало об определенном уровне мастерства художника. К.-Ф. Бодри выполнял свои произведения в те времена, когда русское искусство славилось именами своих живописцев. Среди них были его старшие современники и ровесники Владимир Боровиковский, Иван Айвазовский и более молодые коллеги - Вячеслав Шварц, Константин Флавицкий, Илья Репин. Возможно, художник уступал многим из них. Он был надежным мастером «второго эшелона», о чем свидетельствуют его работы, находящиеся во многих музеях страны. Тем не менее, в его полотнах запечатлен дух времени, и москвичи благодаря работам живописца имеют возможность ретроспективы архитектурного облика столицы XIX века и ее окрестностей. Живописное наследие художника еще до конца не изучено, сведений о жизни и деятельности недостаточно, но вклад его в историю русской живописи безусловен – прежде всего как очевидца, оставившего нам полезные свидетельства эпохи, помогающие воссоздать (и не только в воображении) те московские церкви и здания, которые не пощадило время. |