закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 19.12.2018
Книга дня
Николай Дубовской
Картина дня
Троице-Сергиева лавра Дубовской Николай Никанорович
Воскресный день » Авторская колонка »

Александр Павлович Брюллов – русский архитектор, художник-портретист, книжный график родился 10 декабря 1798 года

10.12.2018
А.П. Брюллов. Автопортрет. 1830

    Фамилия старинного рода Брюлловых происходит от французской Брюлло. После отмены нантского эдикта протестантская семья была изгнана из Франции и поселилась в Люнебурге, откуда прапрадед получившего русское дворянство (А.П. Брюллова), Георг Брюлло в 1773 году прибыл в Петербург с внуком и внучкой и с младшим сыном, работать на императорском фарфоровом заводе в качестве орнаментного скульптора. Внучка отдана здесь замуж, а внук, Павел Иванович, академик орнаментной скульптуры, был отцом прославленных художников Александра и Карла.
     Старший брат Карла БрюлловаАлександр Брюллов (10.12.1798–21.1.1877) известен главным образом как талантливый архитектор. По его проектам построены в Петербурге здания Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского), лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте, Пулковской астрономической обсерватории, Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади и др. Он участвовал также в восстановлении залов Зимнего дворца после пожара 1837 года.  Однако современники ценили в Александре Брюллове не только архитектора, но и художника-графика. Он много рисовал, писал акварелью, увлекался литографией. А.П. Брюллов происходил из потомственной художественной семьи. Вместе с тем как художник он развивался довольно самостоятельно, что свидетельствует о сильной индивидуальности и несомненном таланте. Его первым учителем был отец, П.И. Брюллов, — мастер декоративной резьбы. С 1810 по 1820 г. он занимался в архитектурном классе Академии художеств, в 1816 и 1819 годах получил серебряные медали за рисунки с натуры и архитектурные чертежи.
    Окончив в 1821 г. Академию с аттестатом 1-й степени, Александр вместе с братом Карлом через год едет совершенствоваться за границу (Германия, Италия, Франция) на средства Общества поощрения художеств. До отъезда он принял участие в работе над одним из лучших литографических изданий, предпринятых Обществом, — «Собранием видов Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1821–1826), выполнив три прекрасных листа по собственным рисункам: «Адмиралтейство со стороны Главного штаба», «Сенная площадь в Петербурге» и Гулянье на Крестовском острове. Показателен интерес художника к новой, только еще осваиваемой в России печатной технике — литографии.
     Отправляя его за границу, Общество наряду с изучением классической архитектуры и составлением архитектурного проекта поручило Брюллову основательно изучить технику литографии у известного парижского мастера Г. Энгельмана. Брюллов пробыл за границей с 1822 по 1830 год. В качестве архитектора он составил проект реставрации Помпейских терм (альбом рисунков «Помпейские термы» с им же написанным текстом был издан в 1824 году в Париже).
     1820-е годы в творчестве Брюллова знаменательны интенсивной работой в технике акварели. Он пишет романтические пейзажи («Скалы и луна ночью», 1824), создает серию, посвященную восхождению на Везувий, участником которого стал летом 1824 года, но больше всего занимается акварельными портретами.
    В 1825 году Брюллов сообщает в письме родителям, что уже шесть месяцев не может уехать из Неаполя по причине большого числа заказов на акварельные портреты. Слухи о талантливом русском художнике дошли даже до короля Неаполя, и он также пожелал иметь исполненные им изображения членов своей семьи и царствующих особ. Установить, сколько именно акварельных портретов написал Александр Брюллов в период пенсионерства, не представляется возможным. Среди известных ныне такие шедевры, как портрет В.А. Перовского в рост на фоне романтического южного пейзажа (1824), портреты Е.П. Полторацкой, семьи Г.Г. Гагарина (1827), И. А. Каподистрии, Е.И. Загряжской (оба 1820-е), Автопортрет (1830). В этот сравнительно ранний, хотя в высшей степени зрелый период своего портретного творчества А. Брюллов пользовался акварельной техникой старых мастеров, то есть работал «сухой манерой», схожей с многослойной корпусной живописью мелкими мазками, что позволяло ему добиваться глубины и звучности цвета. При этом не использовались такие драгоценные свойства акварели, как легкость и прозрачность, в совершенстве выявляемые П.Ф. Соколовым или братом художника – К.П. Брюлловым.
Вернувшись на родину в 1830 году художник получает звание академика (1831) и становится сначала преподавателем Петербургской Академии художеств, а затем  профессором (1832). На 1830-е годы приходится расцвет его архитектурной деятельности, осуществляются лучшие его проекты. Одновременно он продолжает работать и как художник. Появляются акварельные портреты президента Aкадемии художеств A.H. Оленина (1831), видного государственного деятеля М.М. Сперанского (1833), замечательное изображение H.H. Пушкиной (1831–1832) — единственный портрет жены поэта, созданный при его жизни.    В этот период акварельная техника Александра Брюллова претерпела заметные изменения. Он отошел от корпусного письма, пишет на желтоватой бумаге, используя ее теплый тон в качестве основного для изображения лица и рук модели. Занимаясь акварельными портретами, Брюллов не оставляет и рисованные, карандашные. Как и в 1820-е годы, они могли носить самостоятельный характер (портреты М.А. Власова, неизвестного в чине прапорщика, неизвестного с георгиевской лентой) или предназначаться для перевода в литографию. В 1930-х годы Александр Павлович создает несколько замечательных рисунков-оригиналов для виньеток в книжных изданиях. Это прежде всего проникнутые романтическим настроением композиции для первой и второй частей «Сочинений» К.H. Батюшкова (1834), награвированные С.Ф. Галактионовым, и особенно широко известная сцена «Обед у книгоиздателя А.Ф. Смирдина», выполненная с натуры, также награвированная С.Ф. Галактионовым и помещенная в качестве виньетки на титульном листе альманаха «Новоселье» (1833, ч. I). Среди известных литераторов здесь очень выразительно изображен А.С. Пушкин. Александр Брюллов был хорошо знаком с поэтом. К 1833 году относятся его рисунки к поэме Пушкина «Домик в Коломне».  Уже после смерти поэта он выполнил другую серию — иллюстрации к «Каменному гостю» (1839). В 1840-х и в начале 1850-х годах Брюллов продолжал работать как художник-график. Известны его портреты, выполненные карандашом (Портрет И.И. Клодт) и акварелью («Портрет блондинки»).
    Из-за конфликтов с императором Александр Брюллов был вынужден отойти от активной строительной деятельности, он сосредоточился на преподавательской работе в Академии художеств. В 1842 году Брюллов получил звание профессора первой степени, в 1854 году стал заслуженным профессором. Александру Брюллову часто доверяли проверять научные труды и инженерно-технические разработки. В 1871 году архитектор ушёл в отставку, продолжая оставаться членом Совета Академии.
     Александр Павлович Брюллов умер 21 января 1877 года в своём особняке. Похоронен в Павловске.
 
Источник: http://www.artsait.ru

Книги по теме:


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group