закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 19.12.2018
Книга дня
Николай Дубовской
Картина дня
Троице-Сергиева лавра Дубовской Николай Никанорович
Воскресный день » Авторская колонка »

Замечательный русский и украинский живописец-портретист Николай Александрович Ярошенко родился 13 декабря 1846 года

12.12.2018
М.В. Нестеров. Портрет художника Н.А. Ярошенко.1897

Большой белый дом над обрывом среди цветущей природы Кисловодска. С веранды открывается живописный вид на гору Сосновку. Внизу раскинулся парк. В ясный солнечный день шумит неширокая речка Ольховка. Когда-то здесь, на «Белой вилле», в домашней уютной обстановке, звучал могучий бас Шаляпина, светлый, обаятельный тенор Собинова. С веранды, расписанной в помпеянском стиле, звучал рояль, на котором исполняли свои произведения композиторы Аренский, Танеев и молодой Рахманинов. Часто здесь бывали артисты – Станиславский, Савина, художники – Репин, Куинджи, Нестеров. Хозяином «Белой виллы» был удивительный человек, дворянин по рождению, демократ по убеждениям, военный по специальности, художник по зову сердца – Николай Александрович Ярошенко. Сейчас в его доме находится мемориальный музей. О личной жизни Ярошенко известно немного. Не сохранилось ни писем, ни дневников, ни заметок, остались только воспоминания современников, единодушно отмечавших его честность и принципиальность, удивительно сочетавшуюся с чутким отношением к людям. За краткий срок, отпущенный ему в этом мире, Николай Александрович прожил две жизни: днем – офицер и военный инженер, а по вечерам и в краткие часы досуга – одаренный художник, один из лидеров Товарищества передвижных выставок. 
     Николай Александрович Ярошенко родился (13.12.1846–26.6.1898)  в Полтаве, в семье кадрового офицера, Александра Михайловича Ярошенко, который начал службу рядовым, кончил ее генералом. Он был хорошо образован, знал французский, немецкий и латинский языки. Принципиальный и честный русский офицер, и сына он воспитывал в соответствии со своими убеждениями. Николай переносил все тяготы кочевой солдатской жизни вместе с родителями. Очень рано проявилась в нем тяга к творчеству. Пушки, парадные мундиры, маневры и сражения – юный художник черпал вдохновение из того, что окружало его с детства. И, разумеется, спешил все это изобразить, чаще мелом на стенах, изредка – карандашом на бумаге, оставленной на столе по папиному недосмотру. Однако отец представлял будущее сына только в карьере военного. И потому был преисполнен гордости, когда осенним днем 1855 года увидел его в темно-зеленом мундире Петровского полтавского кадетского корпуса, полицмейстером которого был сам. Наряду с ежедневной муштрой и многочасовыми тренировками Николай не бросал занятия живописью. Более того, здесь у него появился первый настоящий учитель — Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, своими силами поступивший в Академию художеств и по окончании ее получивший вольную. 
      Спустя два года Николай был переведен в Петербург, в Первый кадетский корпус. Здесь он создает одну из первых дошедших до нас работ: голова девочки, изображенной в профиль. Рисунок наивен, не соблюдены элементарные законы построения формы, однако лицо девочки получилось очень одухотворенным. В это время Ярошенко много работает над техникой, делает копии с иллюстраций, зарисовки с гипса, наброски с натуры по памяти. Приезжая на каникулы в Полтаву, рисует родительский дом и его комнаты. «Зало с Васей, читающим сочинения Майкова», «Комната, где мы с Васей спим», «Перспектива квартиры» уже настолько хороши, что отец позволил ему брать частные уроки рисования. Так в 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко оказался в мастерской Адриана Марковича Волкова, художника, известного картинами «Прерванное обручение» и «Сенная площадь в Петербурге». Волков многому научил Ярошенко, правда, заниматься искусством молодой человек мог только по выходным и праздникам. Окончив Кадетский корпус и поступив в Военное Павловское училище, Ярошенко начинает посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где с 1862 по 1868 год преподавал Иван Крамской. Художник сразу заметил молодого офицера, между учителем и учеником установились теплые отношения, которые впоследствии переросли в настоящую дружбу.
       Одновременно с поступлением в 1867 году в Артиллерийскую академию Ярошенко в качестве вольнослушателя посещает Академию художеств. После окончания рабочего дня на оружейном заводе, где он служил начальником мастерской, Ярошенко пешком добирался на Васильевский остров – на извозчика денег не было. Там проходили занятия вечерних классов Академии художеств. Чтобы иметь возможность покупать необходимые для занятий живописью принадлежности, Ярошенко вынужден был давать частные уроки по математике и физике. Однако Ярошенко находил в себе силы даже для того, чтобы постоянно посещать рисовальные вечера у И.Н. Крамского и П.А. Брюллова
       Новое демократическое искусство развивалось в то время за стенами Академии. Еще в 1863 году будущий руководитель Товарищества передвижных выставок И.Н. Крамской возглавил протест четырнадцати конкурсантов на золотую медаль, вышедших из Академии художеств и создавших товарищество, «коммуну» художников, утверждавших новое искусство. Отношение к искусству Н.А. Ярошенко, направление его художественной деятельности определила идейная близость к демократическим кругам. К 1873 году относится одна из первых дошедших до нас живописных работ художника Старик с табакеркой, близкая к традиционному академическому портрету. К 1874 году появляются работы маслом: Крестьянин, Старый еврей, Малоросс — эти работы по духу, по мироощущению уже передвижнические.
     Летом 1874 года Ярошенко готовится к IV Передвижной выставке. После ученических рисунков и набросков, после первых портретов, в которых еще так приметна проба сил, он с уверенностью берется за большую картину Невский проспект ночью и пишет ее решительно и быстро. В этой первой серьезной работе проявилась важная черта творческого почерка Ярошенко – изображение народной жизни через жизнь города. Сырая промозглая осенняя ночь. Пустынный Невский. И только три озябшие фигурки жмутся к стенам домов в ожидании случайного прохожего. Их платья не по сезону легки, нелепо выглядит их жалкая попытка быть нарядными. Ярошенко раскрыл драматический сюжет не средствами психологической характеристики каждой из женщин, а использовал фон городского пейзажа. Мнения о картине были полярные. Некоторые критики увидели в этом полотне узкое, фотографическое миросозерцание, другие с иронией констатировали появление нового вида живописи – «врачебно-полицейского», и все отметили ошибки в рисунке. Но даже самые отъявленные скептики признали, что картина нравится публике. Она раскрывает потаенные и не всегда приглядные стороны жизни общества, о которых не говорит академическое искусство, но с которыми каждый сталкивается ежедневно. В 1860-е годы вокруг женского вопроса шла бурная полемика. Художник пытается показать всю несправедливость общественного устройства, толкающего женщин к такому неприглядному виду занятий. Так или иначе, за Невский проспект ночью Ярошенко был безоговорочно принят в Товарищество передвижников.
      А уже в марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. Стасов писал, что публика всякий день приходит в восхищение от ярошенковского Кочегара. До появления этой картины народ в русской живописи был представлен мужицким сословием. И то, что именно Ярошенко привел заводского рабочего в русскую живопись, конечно, не случайно. Нечеловеческие условия труда и скудость быта заводских рабочих (таких кочегаров) были известны ему, инженеру, начальнику мастерской на патронном заводе. Картина имела широкий общественный резонанс и принесла Ярошенко всероссийскую славу. По существу, это первый прообраз индустриального рабочего в русской живописи. 
       Чтобы понять актуальность творчества Ярошенко, достаточно вспомнить, как накалена была атмосфера общественной жизни в конце 1870-х. Неудачи хождения в народ, народнические процессы, террор… Общее недовольство существующими порядками захватило широкие круги русского общества. В своих картинах Ярошенко стремился выразить дух времени. Так, настоящим символом эпохи стала картина Заключенный, также представленная на VI Передвижной выставке. Третьяков считал, что Заключенный – «лучшая вещь» Ярошенко. С октября 1877 по январь 1878 года – в период работы Ярошенко над картиной – в Петербурге проходил «Процесс 193-х». Судили «пропагандистов», участников «хождения в народ». К следствию были привлечены тысячи людей, главным образом молодежь и студенты. Дело тянулось четыре года. Многие арестованные несколько лет ждали суда в одиночных камерах. Кто-то умер, кто-то сошел с ума. Неудивительно, что в этих условиях картина Ярошенко получила большой резонанс. 
     После VI Передвижной Ярошенко проснулся знаменитым, о нем заговорил Петербург, а затем и вся интеллигентная Россия. Через год после Заключенного и Кочегара Ярошенко пишет картину Слепые калеки под Киевом. Когда художник работал над этим произведением, он столкнулся с новыми трудностями. Пейзажная живопись имеет свои особенности. Кроме того, он еще не писал многофигурных композиций. И хотя в художественном отношении не все удалось, картина не потеряла актуальности, остроты социального смысла. Высоко оценил эту картину Нестеров: «В Слепцах Ярошенко предавался как бы воспоминаниям о своей родной Украине. Слепцы-бандуристы бредут, как у Брейгеля, цепляясь один за другого, по живописным путям-дорогам Полтавщины». 
       Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская Курсистка, юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем Кочегар и Заключенный. Курсистка стала первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени. 
      Одной из лучших работ Ярошенко стала картина Студент, появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный «исторический» портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.  Картина хороша и по живописи. Ярошенко сумел передать сырые петербургские сумерки, когда в серовато-желтой дымке влажного воздуха призрачными кажутся все очертания. Цветовое решение полотна соответствует суровой атмосфере тех лет, ощущению трагической обреченности этого поколения. Своеобразные исторические портреты удавались Ярошенко лучше всего. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную. Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, портрет занимает в его творчестве очень большое место. Портрет актрисы П.А.Стрепетовой по праву считают шедевром портретной живописи. Все подчинено выявлению душевного состояния – боли, волнения и постоянных переживаний актрисы. Ярошенко выразил в портрете не только личную драму, но и скорбь за судьбу и участь русской женщины.
   «Я утверждаю, – писал Крамской, – что портрет самый замечательный у Ярошенки; это в живописи то же, что в литературе портрет, написанный Достоевским… Когда мы все сойдем со сцены, то я решаюсь пророчествовать, что портрет Стрепетовой будет останавливать всякого…»
      Изменилось время, изменились герои Ярошенко: восхищение подвигом уступает место мучительному размышлению над судьбами людей. Все это с наибольшей силой выражено в картине 1888 года Всюду жизнь, ставшей венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получившей всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Лев Толстой был до глубины души растроган этой работой: «Какая чудная вещь! И как она много говорит нашему сердцу… Вы отходите от картины растроганным… По моему мнению, все же лучшей картиной, которую я знаю, остается картина художника Ярошенко „Всюду жизнь“». Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной, жизненной. 
    Небольшое полотно На качелях, написанное сразу следом за картиной Всюду жизнь, не похоже ни на одну другую картину Ярошенко. Стасов объявил На качелях лучшей картиной Ярошенко. Однако это полотно не ознаменовало какой-либо решающей перемены в мировоззрении художника, в его взглядах на искусство, не стало этапом в его творчестве.
     Недолгая жизнь Ярошенко клонится к закату, картины, составившие ярошенковское в русском искусстве, – уже прошлое, но именно эти картины, многократно подвергавшиеся критике, по-прежнему образуют художественную личность Ярошенко. Проработав на заводе свыше двадцати лет, Ярошенко в июле 1892 года «за отличие по службе» был произведен в генерал-майоры с зачислением в запас полевой пешей артиллерии по Петербургскому уезду, а в следующем году вышел в отставку и уехал в Кисловодск. Годом ранее на очередной Передвижной выставке он выставил сразу две картины – В теплых краях и Проводил. Настроение, переданное в картине, у Ярошенко глубоко личное – последние годы жизни он страдал тяжелой горловой чахоткой, часто болел… В ней разлито элегическое настроение человека, с особой остротой ощутившего бренность своего существования.
      «Белая вилла» дорога нам не только пребыванием на ней друзей художника, а также и тем, что в этом доме рождались многие жанровые произведения. Кроме картины «В теплых краях», Ярошенко написал здесь «На качелях», «Девушку-крестьянку». Но лучшим и трогательным явилось большое жанровое полотно Хор. Картина написана в 1894 году в мастерской художника в Кисловодске. К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью. Очевидно, в 1880-е годы, когда рухнули старые идеалы революционного народничества, среди общей растерянности и внутреннего смятения Ярошенко, как и многие русские интеллигенты, не находил больших тем ни в жизни, ни в искусстве.
     Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ. Строгая величественная природа и удивительные люди – гордые, свободолюбивые, но искренние и гостеприимные. При участии друзей-кунаков Ярошенко объездил глухие ущелья Центрального Кавказа. Он пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время «еще не добирался ни один становой». Талантливых юношей из аулов художник обучал живописи у себя дома. Героическое теперь остается для Ярошенко только в пейзаже: горы устремляются в небо, снеговые вершины сияют чистотой и недоступностью, неколебимо стоят подвластные лишь тысячелетиям каменистые скалы, горные озера бездонны, горные реки, холодные и прозрачные, упрямо пробивают себе путь. Здесь же, в горах Кавказа, родился замысел большой тематической картины Песни о былом, экспонировавшейся впервые на XXII Передвижной выставке в 1894 году. Содержание произведения проникнуто чувством глубокого уважения художника к горцам, пониманием их характера, обычаев и быта. Этнографические и исторические сведения, древние сказания, яркие образы сильных и смелых людей, героев, закаленных в борьбе, размышления о превратности судеб кавказских народов были материалом для картины. Из больших пейзажей следует отметить работу Шат-гора – Эльбрус на рассвете, освещенный лучами восходящего солнца. К лучшим по живописи следует отнести пейзаж Красные камни (1892), очень небольшой по размеру, написанный широко, сочно, смело и красочно. Если собрать вместе все картины кавказского периода, то мы увидели бы «художественную энциклопедию» Кавказа – его природу и типы народов Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Осетии, Дагестана, Абхазии, Азербайджана, Аджарии.
     Миновала былая страстность споров о произведениях художника, творчество Ярошенко стало достоянием истории. «Человек своего времени, времени 70-х годов с увлечениями и ошибками памятной эпохи, он был одним из наиболее ярких, вдумчивых выразителей лучших ее идей», — написал о нем Михаил Нестеров.

 По книге В.Г. Вольфа «Николай Ярошенко»

Книги издательства «Белый город. Воскресный день», посвященные жизни и творчеству Николая Ярошенко:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group