закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 22.05.2019
Книга дня
Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны. Cвидетельства очевидцев Скоробогатько Н. В.
Картина дня
Поединок Кривоногов Пётр
Воскресный день » Авторская колонка »

Двадцать первого декабря родился знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди, прозванный Мазаччо

21.12.2018
Мазаччо. Автопортрет, фрагмент фрески «Св. Петр на кафедре» из капеллы Бранкаччи

 

В триаду крупнейших мастеров-новаторов раннего Возрождения наряду с Брунеллески и Донателло входил Мазаччо (21.12.1401–осень 1428). Каждый из них совершил подлинный переворот в архитектуре, скульптуре и живописи. Причем Мазаччо, проживший всего двадцать семь лет, сумел сделать это всего за десять лет своей зрелой жизни.
Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди – великий итальянский художник эпохи Возрождения, прозванный Мазаччо, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи кватроченто.
Он родился 21 декабря 1401 в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно. Его отец умер, когда будущему художнику исполнилось всего пять лет. Мать, хозяйка небольшой деревенской гостиницы, вышла замуж вторично – за местного аптекаря, который также умер, когда Мазаччо было 16. Томмазо приехал во Флоренцию учиться живописи. Его биограф, художник эпохи ренессанса, Джорджо Вазари (1511–1574), рассказывал, что прозвище Мазаччо («Неуклюжий») было дано ему за его невнимание к окружающей жизни.
Одними из его первых учителей считаются Мазолино да Паникале и Мариотто ди Кристофано, хотя живопись этих двух мастеров совершенного разного склада, и в произведениях Мазаччо отсутствуют видимые признаки влияния их творчества. Подлинной школой для Мазаччо стало его общение с Брунеллески и Донателло. В 1422 Мазаччо внесли в списки членов корпорации врачей и аптекарей, к которой принадлежали и художники, с 1424 он стал членом гильдии св. Луки.
Учителем Мазаччо был Мазолино да Паникале (1383–1440, настоящее имя Томмазо ди Кристофоро ди Фини). Уроженец Паникале да Вальдарно, Мазолино начинал творческий путь во Флоренции, в мастерской Лоренцо Гиберти, был признанным мастером, так как сначала в 1428 году, а затем в 1435-х годах кардинал Бранда поручил ему расписать капеллу* в римской церкви Сан Клементе и церковь Кастильоне Олона, ставшие самыми значительными работами уже немолодого живописца, который использовал в них уроки Джотто.
Алтарная картина Мадонна со Святой Анной (около 1424) явилась совместной работой учителя и ученика. В этой ранней вещи уже можно увидеть черты будущего искусства Мазаччо, которому принадлежит написание Марии с Младенцем и фигуры ангела, стоящего у трона Мадонны справа. Святую Анну, словно взявшую под защиту дочь и внука, написал Мазолино. Композиция картины необычна. Все три фигуры как бы слиты воедино и создают три четкие пространственные зоны: подножие трона с фигурами предстоящих ангелов, сидящая Мария с Младенцем и Святая Анна, стоящая позади трона. Мягкая пластика фигур в других картинах Мазолино сменилась в этой работе строгой их статикой, исходящей, по-видимому, от манеры Мазаччо.
В первой половине 15 в. в живописи появляется самостоятельный жанр живописи – светский портрет, созданный по единому типу: погрудные профильные изображения. Мазаччо в этом жанре написал Мужской портрет (ок. 1425).
По заказу фра Лоренцо Кардони, приора церкви Санта Мария Новелла, в 1423–1426 годах Мазаччо исполнял фреску Троица. Возможно, к заказу имел отношение и гонфалоньер Доменико Ленци, которого Мазаччо изобразил коленопреклоненным слева, а его супругу – справа. Троица стала классическим ранним примером использования законов ренессансной линейной перспективы в живописи. Само архитектурное пространство капеллы, изображенное на стене в манере trompe l’oeil, выглядит совершенно правдоподобным, что еще более было усилено художником, разместившим фигуры донаторов на первом плане. Все вместе – донаторы и иллюзорная архитектура капеллы – это реальный мир, в то время как распятый Иисус Христос, Мария и Иоанн Креститель, направляющие взгляды зрителей в пространство капеллы, – мир евангельской истории. А фигура Бога Отца за Распятием, замыкающая сверху «пирамиду» фигур, – мир небесный. Мазаччо создал новую ренессансную модель мира, замкнув композицию фигурой Бога Отца, в отличие от средневековых мастеров, которые всегда изображали верхнюю зону небесного пространства открытой. У Мазаччо кессонированный свод** капеллы с фигурой Бога Отца олицетворяет последнюю ступень лестницы – божественный небесный мир. Использование приема линейной перспективы с единой точкой схода всех линий (известно, что в этом Мазаччо помогал Брунеллески) позволило создать, согласно требованиям ренессансной эстетики, «правдоподобное» пространство, предельно продуманную четкую композицию шестиметровой фрески с изображением Троицы, как одного из основных догматов христианства.
После Джотто Мазаччо стал подлинным продолжателем искусства фресковой живописи. Одной из самых значительных работ в монументальной живописи наряду с Троицей стали фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине. Работа здесь была сначала поручена Мазолино, но, отбыв в 1425 году в Венгрию, где художник получил заказ от королевского двора, он передал ее исполнение Мазаччо.
Капелла принадлежала Филиппо Бранкаччи, предприимчивому купцу, который был изгнан в 1436 году из Флоренции как бунтовщик. Над фресковым циклом капеллы работали Мазаччо и Мазолино, а завершал его в 1436 году Филиппо Липпи. В известной композиции Чудо со статиром Мазаччо представил сцену из Евангелия от Матфея, в котором рассказывается о том, как в Капернауме Иисус Христос велел Петру достать из пасти первой пойманный им рыбы монету (статир), чтобы заплатить дань сборщику податей. Мазаччо совместил в композиции фрески три разновременных эпизода, представив в первом – сборщика, требующего подать у Иисуса Христа, а Спасителя – отдающего Петру приказ поймать рыбу (центральная часть фрески), во втором – Петра, ловящего рыбу и вынимающего у нее изо рта статир (слева), и в третьем – Петра, отдающего статир собирающему подати мытарю (справа). Временные границы между тремя эпизодами отмечены пространственными паузами, освещением, акцентирующим фигуры. Однако последовательность их нарушена: более ранний эпизод изображен в центре. Чудо, сотворенное Иисусом Христом, Мазаччо представил как реальное событие, проходящее на фоне архитектуры (справа) и пейзажа (слева), что подчеркивает разновременный характер сцен. Однако все три эпизода смотрятся как цельная композиция, что достигается посредством использования законов линейной перспективы, позволивших достичь здесь пространственно-временного единства. В этой фреске Мазаччо преодолевает «замкнутость пространства» каждой сцены, достигая этим особого пространственного размаха. Мощная пластика фигур всех персонажей восходит к античной скульптуре, которую он изучал. Мазаччо словно «лепит» фигуры из света и тени, высвечивая важные части фрески и детали, выразительность лиц.
Столь же величественны фигуры Адама и Евы в сцене, написанной рядом с композицией Чудо со статиром, Изгнание из Рая, воплощающей человеческое горе и передающей драматизм библейского сюжета. Фреска Мазолино Святой Петр воскрешает Тавифу демонстрирует влияние манеры Джотто, хотя Мазолино и старается «подражать» отчасти своему ученику, изобразив сцену в городском пространстве, представив на площади фигуры людей, одетых в современные костюмы.
Для окончательного достижения жизнеподобия в этот период итальянской живописи было необходимо, чтобы выверенная расчетами перспективная композиция пространства была заполнена фигурами, предметами, элементами архитектурного пейзажа, и чтобы они выглядели объемно. Для такого произведения изобразительного искусства в живописи использовался термин скульптуры – «рельеф» (relievo). «Buon rilievo»***, – пишет Вазари в XVI веке о живописи Мазаччо, ставшей образцом новаторских нововведений в ренессансном искусстве. Задача художника заключалась в том, чтобы показать красоту человеческого тела. Поэтому изображение пластики фигур и выразительности их жестов играло большую роль в объемно-пространственной организации картины.
В августе 1428 года Мазаччо уехал в Рим, успел приступить там к работе в церкви Сан Клементе, где он писал фреску Голгофа, но неожиданная смерть художника прервала эту работу. Слова Филиппо Брунеллески, сказанные в 1428 году после смерти Мазаччо: «Мы понесли великую утрату», – выразили глубокую скорбь современников о рано умершем выдающемся живописце. Несмотря на краткость жизни и творчества Мазаччо, он оказал сильнейшее влияние на новое зарождающееся искусство. С ним на смену средневековым традициям пришли черты новой грандиозной эпохи – Возрождения.

По книге Е.Д. Федотовой  «Италия. История искусства»   (серия «Энциклопедия мирового искусства») 

Словарик терминов: 

 

* Капелла (от лат. сapella) — тип католического храма. На русский язык часто переводится словом «часовня».

** Кессонированный свод. Кессоны (фр. caisson — ящик) — кассеты, квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки. Потолок, отделанный кессонами, называют кессонированным или лакунарным (от лат. lacuna – «углубление», «лакуна»). Первыми применять кессоны при строительстве стали древние греки. В то время кессоны выполняли исключительно практическую функцию, уменьшая массу сводчатой плиты, снимая часть нагрузки с балок. Тем не менее, уже тогда кессоны старались декорировать: их украшали лепниной или рисунком.

 *** Buon rilievo (итал.) – хороший рельеф. 

 Книги, посвященные жизни и творчеству Мазаччо: 

 


 

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group