закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 514-01-35
Сегодня 28.05.2023
Книга дня
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Двадцать второго декабря родился русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников Фирс Сергеевич Журавлев

22.12.2018
Ф.С. Журавлев. Автопортрет. 1880-е
 
Фирс Сергеевич Журавлев (22.12.1836–17.9.1901) родился в семье саратовского портного, чья вывеска красовалась на Большой Сергиевской улице. По желанию отца мальчик должен был продолжать семейное дело, и  до девятнадцати лет он занимался портновским ремеслом. Но откуда-то Фирс узнал о существовании в Петербурге Академии художеств, где можно выучиться на художника. Остается гадать, рассказали ему об этом какие-то заезжие иконописцы, а может быть, познакомился Фирс с учителем рисования мужской гимназии Андреем Сергеевичем Годиным, выпускником Академии. Как бы то ни было, проявив немалую настойчивость, девятнадцатилетний волжанин приехал на берега Невы и поступил в Академию (1855),  в 1858-м — получил свою «первую» малую серебряную медаль. Учеником был не последним, получал награды на экзаменах, был отмечен педагогами А. Марковым и П. Васиным.
ледующий поворот судьбы сблизил его с Иваном Крамским и другими учениками Академии, часто собирались на квартире  Крамского, где  кто-то читал вслух какое-либо из произведений  литературы, а остальные либо заканчивали академические работы, либо рисовали с натуры. В 1861 году Журавлев представляет на академическую выставку картину «Умирающий отец». Один из сюжетов, популярный в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни человека творческого – художника, музыканта, поэта.  Журавлев один из первых обратился к этой теме, которая имела свое развитие на протяжении всей второй половины XIX века.
    В следующем году Журавлев получил малую золотую медаль за картину Кредитор описывает имущество вдовы. И снова он обращается к судьбе художника, вернее уже к судьбам вдов и сирот.
   В 1863 году Фирс оказался в числе участников события, вошедшего в историю русского искусства как «бунт 14-ти».   Осенью 1863 года Журавлев в числе 14 учеников во главе с Крамским подал прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль  - сюжет по собственному выбору. Но ответ оказался отрицательным, и в знак протеста ученики покинули Академию Художеств. Вышедшие из Академии художники образовали Санкт-Петербургскую художественную Артель. Вместе с другими артельщиками Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручку от продажи артельщики делили поровну. В течение нескольких лет Журавлев за близость к революционно настроенным кругам находился под надзором полиции. Но дружеские отношения с Крамским прервались, членом знаменитого Товарищества передвижных выставок уже известный к тому времени художник так и не стал.
 В 1860–1870-е годы живописец выставлял  свои работы на академических выставках и выставках Общества поощрения художеств. В артельный период Журавлев создал  картину Дети-нищие, которая открыла новую грань широко разработанной в живописи того времени детской темы.  Женская тема в творчестве Журавлева предстает наиболее значительно. С композиционной стороны  интересна картина  «Возвращение с бала». В ней освещена тема  неравного брака: здесь нет открытого конфликта, художник никого не обвинил, он просто констатировал рядовое явление современной жизни. За  две картины  «Возвращение с бала» и «Приезд извозчика домой», представленные на академической выставке 1868 года, Журавлев  получил  звание классного художника первой степени.
 Самой известной картиной Журавлева стала картина Перед венцом, за которую он получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества поощрения художеств. Картина буквально произвела фурор: о ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала полотно. Художнику пришлось исполнить несколько копий. Тему продолжила созданная  в 1880 году картина «Неравный брак».
   В 1876 году Журавлев представил  свое программное произведение Купеческие поминки. Полотна  «Перед венцом» и «Купеческие поминки»  знаменовали собой наивысший этап в творческой биографии Журавлева, в них отразились психологизм и глубина проникновения в проблемы человеческой жизни.  
В середине 1870-х годов художник много занимался церковной живописью, участвовал в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Общественные интересы, которым была отдана дань в юности, отошли на дальний план. Журавлев предпочел иную стезю, сулившую ему популярность и материальное благополучие: участвовал в росписи  Христорождественского кафедрального собора в Риге, был автором мозаик в Соборе Воскресения Христова на Крови и икон в Соборе Воскресения Словущего в Санкт-Петербурге.
   В период с  1880 по 1890-е годы художник  писал портреты. В этом же ряду Автопортрет художника, в котором он предстает перед публикой в домашнем облачении:  ермолке, косоворотке и халате.
    10 сентября 1885 года после пятидневной подготовки в Радищевском музее открылась выставка картин Фирса Сергеевича Журавлева. «Благословение невесты», «Деревенская ворожея», «Купеческие поминки», Мачеха… Всего двадцать три работы были размещены в один ряд на стенах актового зала. Герои, словно вышедшие из пьес Островского, узнаваемые жанровые сцены и выразительные портреты-типы, немного назидательности и мелодраматизма, уверенное владение автора кистью… Выставка, что и говорить, производила впечатление! Единодушно признавалось, что за десятилетие, минувшее со времени выставки Товарищества передвижников, это — «самое замечательное, что видел Саратов». Гвоздем экспозиции, конечно же, был Девичник в бане. Картина была задумана Журавлевым ещё в середине 1870-х годов, пресса не раз сообщала, что в мастерской художника находится «ещё неоконченная работа, иллюстрирующая нравы торгового сословия», «пикантная сцена из купеческого быта». В начале 1885 года «Девичник» был закончен и до Саратова показан в Москве и Нижнем Новгороде. Теперь же Журавлев привез её на суд земляков. «Девичник в бане» был предметом его гордости. В тщательно продуманную композицию вошли двенадцать женских фигур. В центре — белокурая невеста в томной позе, которой что-то наставительно шепчет на ухо старшая, уже замужняя подруга. Девушка грустна и не замечает ни общего веселья, ни великолепной корзины с фруктами. Слева — пожилая особа, сидящая за столом, уставленным рюмками, бутылками и графинчиками, отдает должное винам и сладким закускам. Чуть в глубине — группа веселящихся подружек, одна из которых лихо играет на гармошке, а другая выступает в пляске, размахивая нарядно украшенным веником. Справа — разбитная красотка с медным тазом в руке откинулась на спинку кресла и никак не может отдышаться. На происходящее с печалью об ушедшей юности и легкой укоризной взирают две немолодые дамы. В живописном беспорядке всюду разбросаны пестрые шали, кружевные нижние юбки, чепчики, накидки и прочие изящные предметы. Говорить о цветовом решении картины не приходится, поскольку в нашем распоряжении сейчас находится лишь её тоновое воспроизведение, выполненное литографским способом. То самое, которое Фирс Журавлев оставил после выставки в подарок Радищевскому музею. 
   Критики наперебой хвалили «крайнюю оригинальность сюжета», «редкое мастерство исполнения». Тема наготы была использована художником неожиданно и смело. Еще бы, во всей своей ослепительности предстали не какие-то греческие богини или римские матроны, а наши русские красавицы! Что же касается трактовки сюжета как «картины проводов во мрак темного царства», «самого купеческого самодурства, явившего свою суть», то оставим столь решительные выражения на совести рецензентов-ортодоксов. С социальной значимостью «Девичника в бане» они явно перемудрили. Журавлеву не откажешь в наблюдательности, меткости и некоторой ироничности характеристик, но «мрак темного царства» выглядит у него вполне привлекательным и пикантным. Надолго вскружив головы обывателям, «Девичник» покинул Саратов, потом был показан ещё в нескольких российских городах. Нынешнее местонахождение картины установить не удалось.
    В 1888–1889 годах художник экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, участвовал во Всемирных выставках в Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
    Практически ничего не известно и о последнем десятилетии жизни Фирса Журавлева. Он умер в 1901 году, и, как писали позднее, современники не заметили этой кончины. Имя саратовского уроженца, «таланта не из рядовых» постепенно забылось, стало предметом внимания историков русского искусства, которые причисляют автора «Девичника в бане» к числу лучших художников-жанристов своей эпохи. Работы Журавлева хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Казани, Одессы, Минска, Калуги, Иванова. В Радищевском музее — четыре его произведения. 
По материалам сайтов: http://www.radmuseumart.ru (статья Елены Савельевой) и http://bibliotekar.ru/k101-Zhuravlev_Firs/index.htm
Книги, посвященные жизни и творчеству Фирса Сергеевича Журавлева:


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2022, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group