закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 18.06.2018
Книга дня
Русская деревня. Собрание русской живописи Алдонина Р.П.
Картина дня
Дача в Крыму Киселев Александр Александрович
Воскресный день » Авторская колонка »

Франческо Пармиджанино (11.1.1503–24.8.1540)

10.01.2018
Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. 1523
Пармиджанино называли «принцем маньеризма». Живопись мастера украшала резиденции королей — Версаль, Эскориаль, венский Бельведер. Крупнейшие мастера кисти, исповедующие иные стилевые пристрастия, − РубенсВан ДейкВеласкес − не раз цитировали его в своих работах. Именно Пармиджанино разработал и воплотил в творчестве эстетический идеал маньеризма, противопоставив его ренессансной «верности природе».
Проникновенного живописца не привлекала возводившаяся в канон «естественности», статичная, изживающая себя идея центричности человека в мире. Поэтому на художественном пространстве полотен и фресок он принялся создавать свой идеал − утонченный, рафинированный, хрупкий мир, в который вмещал душу. Экспрессии Чинквеченто он предпочитал прохладу нового стиля, выражающего себя изощренной подачей изобразительных элементов. Воображение подталкивало живописца к новым формам, колористическим решениям, оригинальным композиционным построениям.

 Нагляднее всего новаторство Пармиджанино представлено в его знаменитой Мадонне с длинной шеей - «главном, — по утверждению Вазари, — произведении маньеризма». В композиционном построении этой вещи художник применил правило золотого сечения. Мадонна, Младенец, лежащий у нее на коленях, и не умещающиеся на отведенном им пространстве ангелы, подчинены определенному ритму, задающему динамику всей картине. Причудливо изгибающаяся линия контура нарушает пропорции: вытягивает тела, уменьшая при этом изображения головы и рук. Художник создает непривычно удлиненные фигуры, в то же время усиливая их пластичность и придавая грациозность всей композиции. Субъективизм в построении образов был призван выражать сложные душевные состояния тех, кто запечатлен на картине.

Формирование Франческо Маццола, или Пармиджанино (11.1.1503–24.8.1540), прозванного так по месту рождения  городу Парме, связано с искусством Корреджо, которому он помогал в росписях пармского собора. Пармиджанино был очень талантлив и уже в семнадцать лет получил заказ на роспись покоев маркиза Паоло Гонзага в замке Санвитале (1520) в Фонтанелато около Пармы. Он использовал здесь схему купольных росписей Корреджо, превратив зеркало плафона в покрытое облаками небо над зеленым шатром, а в люнетах изобразил нимф, охотников с собаками, оленей, олицетворяющих миф о Диане и Актеоне. 

 Известность пришла к Пармиджанино в 1522 году, после того как он завершил работу над фресками в церкви Сан Джованни Эванджелиста в Парме. Двумя годами позже он создаст Автопортрет в выпуклом зеркале, отправится в Рим и преподнесет его Папе Клименту VII. Оригинальность этого автопортрета в том, что он был создан на выпуклой стороне деревянного шара с учетом законов оптики, передающих изображение так, как если бы оно отображалось в кривом зеркале. Столь сложная задача, с которой виртуозно справился художник, свидетельствовала и о высокой степени его мастерства, и о приверженности к новому направлению в искусстве. Фактура зеркала великолепно передана холодными зеленовато-серыми тонами и текучими мазками, что рождает впечатление гладкой, словно эмалевой, поверхности красочного слоя. 

В отличие от Корреджо, Пармиджанино много путешествовал. С 1527 года он жил в Риме, где был приближен к курии Папы Климента VII. В Риме художник работал рядом с крупными ренессансными мастерами, но остался глубоко самобытным мастером. Он изучал наследие Рафаэля и Микеланджело, что отметит в его биографии Вазари, написав: «Дух Рафаэля вселился во Франческо в молодости, когда он захотел быть столь же редким художником, как Рафаэль».
Маньеризм был продуктом движения Контрреформации, отражением идеалов Тридентского Собора, в нем отразились социальные и теологические изменения, происходившие в обществе, повлекшие за собой смену натуралистического идеализма Возрождения крайним субъективизмом видения художника, антинатуралистическим спиритуализмом маньеризма. В конце XVI столетия маньеризм превратился в общеевропейское художественное явление, в котором антиклассические тенденции, имевшие национальную специфику, обрели в Италии некий более общий нивелирующий характер. И хотя маньеризм считается предвосхищением барокко, Галилео Галилей, не одобрявший туманные аллегории и смешение действий в «Освобожденном Иерусалиме» Тассо, сравнил его литературные труды с живописью Пармиджанино, увидев в них ту же искусственность.
После Сакко ди Рома* Пармиджанино покинул Вечный город. По преданию, ландскнехты, ворвавшиеся в Рим, распахнув двери мастерской, где в это время священнодействовал художник над своим большим алтарным образом Видение святого Иеронима, и замерли, пораженные совершенным творением. И – выдали ему охранную грамоту. 
Из Рима художник отправился в Болонью, а затем в 1531 году возвратился в Парму, где украсил фресками церковь Санта Мария делла Стекката.

 Эстетические идеалы маньеризма, как уже упоминалось, ярко выражены в картине Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей» (около 1534–1540). Образцом придворного аристократического искусства явилась и картина Мадонна с розой, написанная для Пьетро Аретино. Усложненность символического содержания станет характерной чертой произведений маньеристов. Портрет же останется самой сильной стороной их творчества, хотя и будет нести отпечаток иного мировосприятия образа человека, отличного от ренессансного.

В написанном в Риме Портрете молодой женщины (Антея, около 1534–1535) представлена молодая элегантная дама в атласном платье с вышивкой и с горжеткой. Художник избрал модель, отвечавшую новому идеалу хрупкой молодой женщины, огромные глаза которой выражают затаенное беспокойство, а облик – несколько манерную красоту. 

 Пармиджанино скончался в Парме тридцати шести лет. «Он наделял свои персонажи, будто парящие в воздухе, хрупкой грацией, удивительно сочетавшейся с монументальностью», — сказал о нем Вазари. Стоит взглянуть на изысканные портреты Пармиджанино, и станет ясно, что художник был одержим поиском совершенной красоты, чтобы через него выразить свою творческую идею, свой неповторимый взгляд на мир.


 * Немного истории. 

 В 1527 году войска императора Карла V варварски разграбили Рим, это разграбление вошло в историю под названием “Сакко ди Рома”. Великий город был варварски разорен, из него ушли художники и ремесленники. Причиной этого разграбления  послужило то, Папу Климента VII не устраивало усиление власти императора Священной Римской империи Карла V (из рода Габсбургов), и он создал Коньякскую лигу (Франция, Венеция, Милан и Англия) чтобы ослабить Габсбургов. Военные действия шли на территории Италии, по стране бродило 34 тыс. испанских наемников во главе с Шарлем де Бурбоном, а также неприкаянных ландскнехтов, итальянских пехотинцев и отряды конницы. В апреле 1527 в родной Клименту Флоренции вспыхнуло восстание против рода Медичи (к которому относился и Папа) — и основные силы были брошены туда, а в Риме остался небольшой отряд в 5 тыс. защитников. И вдруг наемники-ландскехты, не дождавшись платы от императора Карла V, выступают на Рим, увлекая за собой все остальные разрозненные отряды. По дороге к ним присоединяются все любители легкой наживы и итальянские разбойники. Войско осадило город, в процессе осады был убит глава испанских наемников Шарль де Бурбон, и в стане осаждавших началась анархия. Длилась она недолго: роковой выстрел ювелира-задиры Бенвенуто Челлини послужил сигналом к штурму, и в город хлынули толпы алчных захватчиков. Остановить стихию не мог никто, даже ярый противник папы кардинал Колонна. Что отнюдь не мешало им варварски его уничтожать. Проимперски настроенным горожанам удалось откупиться золотом, остальные вместе с защитниками крепости были казнены. Папа Климент VII бежал по потайному ходу внутри крепостной стены XII в., соединявшему папский дворец и замок Святого Ангела, где и пребывал в заточении, пока в июне не подтянулись сохранившие ему верность войска… 

 

По книге Е.Д. Федотовой «Италия. История искусства»

 


Книги, посвященные жизни и творчеству Пармиджанино:
 




Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group