закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 1.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Четырнадцатого января родился русский художник, академик пейзажной живописи, вошедший в историю в качестве первого художника-пейзажиста среднего Урала Петр Петрович Верещагин

14.01.2018
И.Н. Вроченский. Портрет Петра Петровича Верещагина
14 января 1834 г. в Перми в семье потомственного живописца-ремесленника, иконописца Петра Прокофьевича Верещагина родился сын, имя которому дали такое же, как у отца — Петр. Год спустя, 13 января 1835 года, в семье появится сын Василий, а в 1842 году — сын Митрофан. Все трое окончили Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге и стали художниками. Младшему из братьев — Митрофану — повезло меньше, нежели Петру и Василию. О Митрофане известно, что поступив в академию в 1857 году, он обучался в ней аж 12 лет — до 1869 года. За свою картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни» (1870) Митрофан Верещагин получил золотую медаль второго достоинства (картина хранится в Государственном Русском музее). Дарование Митрофана оценивалось современниками как более скромное по сравнению со старшими братьями. Если начало живописной карьеры Митрофана Верещагина было успешным, то финал его жизни печален: он умер в богадельне (в ряде источников указывается и 1892 и 1893, а то и «после 1893»), получив к 1871 году звание классного художника второй степени. В судьбе Митрофана много «белых пятен», и пока остается только надеяться, что когда-то станет известна судьба этого талантливого художника.
О Василии Петровиче Верещагине (не путать с Василием Васильевичем Верещагиным, художником-баталистом), пожалуй, самом успешном из братьев-художников, известно гораздо больше и есть исследования его творчества. А вот с Петром Петровичем Верещагиным (14.1834–16.1.1886)  нам предстоит сегодня познакомиться. Как известно, весной 1861 г. уроженец Елабуги Иван Шишкин отправляется в родной город вместе с товарищами по Академии Карлом Гуном и братьями Верещагиными. Вот только не вполне понятно, с кем именно из братьев поехал Шишкин в Елабугу. Наш современник, алтайский писатель Иван Кудинов в своей книге о Шишкине «Сосны, освещенные солнцем» (Барнаул, 1973) сообщает о решении Ивана Васильевича ехать в Елабугу так: «вместе с товарищами по Академии Карлом Гуном и братьями Верещагиными отправился на родину, где не был почти пять лет». Отец пейзажиста Иван Васильевич Шишкин в изданной в Москве в 1871 г. книге «История города Елабуги» в главе «Современное состояние города», описывая церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы, не называет имен Верещагиных. Впрочем, он вообще ничьих имен не называет — ни сына своего, ни Гуна, ни Верещагиных: «иконостас в главном холодном храме новый замечательной работы, — отмечает И.В. Шишкин, — иконы писаны известными академиками-художниками».
Первые уроки живописи он вместе с братом Василием получил у отца, а после его смерти в 1843 г. их наставником стал дед по матери, иконописец И.В. Бабин. В 1850 году в пригородной слободке Перми поселился выпускник Арзамасской рисовальной школы живописец Л.У. Орлов. Арзамасская школа просуществовала с 1802 по 1862 год и осталась в истории России как первая частная художественная школа в провинции. Петр Верещагин нашел в лице Орлова авторитетного учителя, который советовал всем своим ученикам для получения художественного образования ехать в Санкт-Петербург. В 1856 году поступил в Академию Василий, в 1857-м — Митрофан, а вот старший из Верещагиных, Петр Петрович поступил туда только в 1858 году. 
Избрав своей специальностью ландшафтную живопись, он обучался в классе пейзажа у известного ландшафтного живописца Сократа Воробьева, много лет прожившего в Италии. «Итальянской» традиции ландшафтной живописи в Петербургской Академии были присущи пристальное внимание к натуре, тщательное изучение цветовых и световых нюансов. Уроки Воробьева оказали сильное влияние на Петра Верещагина, и он быстро усвоил все формулы ландшафтной живописи. Это помогло ему в 1860 году на первой в своей жизни выставке Академии показать две работы с изображением перспективного вида академической скульптурной выставки того года и внутреннего вида церкви на острове Валаам.
В 1861 году за этюд «На Волге» Петр Верещагин получает малую серебряную медаль, а через год — большую серебряную медаль за картину «В Баку». На академической выставке 1863 года он представил пейзажи «Москва. Спасская башня» и Толкучий рынок в Москве, а еще через год — 12 видов примечательных мест, зданий и окрестностей Ревеля (сейчас Таллинн), написанных летом того же года. Петр Верещагин окончил Академию со званием классного художника третьей степени за картину «Вид в Нижнем Новгороде» (1855).
Ландшафтная живопись при ее кажущейся простоте требовала от живописца максимального напряжения сил, блестящего знания перспективы, серьезных основ не только пейзажной, но и жанровой живописи. Правила Академии художеств того времени предписывали пейзажистам «представляемые картины обставлять фигурами и животными». Верещагин довольно быстро отказался от традиционного нейтрального стаффажа* и начал включать в свои работы реальные бытовые сценки, используя свои наброски с натуры. В своих замечательных карандашных рисунках он фиксировал все, что могло в будущем пригодиться для создания больших полотен.
С 1866 года Петр Верещагин преподает рисование, черчение и чистописание в г. Люцин Виленской губернии (с 1920 года — г. Лудза в Латвии). В 1867 г. за картины «Вид Динабурга» (до 1893 г. — Даугавпилс), Рынок в Нижнем Новгороде и «Вид города из окрестностей Люцина» В 1868 году его ждет новый успех: за картины Толкучий рынок в Москве и Вид Московского Кремля он был удостоен звания классного художника первой степени. 
Верещагин вступает в Общество любителей художеств, а в 1870 году оставляет преподавание и полностью посвящает себя творчеству и много путешествует. Так, зимой 1873–1874 годов им была создана серия из 40 этюдов с видами Кавказа, два из них были посланы на Лондонскую всемирную выставку.
По поручению Товарищества Уральской горнозаводской железной дороги художник пишет серию этюдов Урала и реки Чусовой — вдоль строившейся здесь железной дороги (1875–1876). В ряде полотен воспроизведены  губернский город Пермь, Нижнетагильский и Верхне-Нейвинский заводы, деревни Подволочная, Кирпичная, Шалгина. В нескольких произведениях запечатлено строительство железнодорожной линии. Большинство живописных работ уральского цикла Верещагина изображают реку Чусовую с высокими скалистыми берегами – «камнями» по-местному (Камень «Остряк», Камень «Ермак», Камень «Высокий» и др.). Картины Камень «Писаный» на уральской реке Чусовая (1877), Камень «Мултык» (1880) и одна из последних картин Чусовской серии Камень «Красный» содержат детальный рассказ о реке, перерезающей Уральский хребет.
За картину «Общий вид Севастополя“ (1873) и ряд пейзажей Академия удостоила его звания академика пейзажной живописи. Вид Севастополя написан художником на полотне около четырех метров шириной. В центре огромной панорамы – море с несколькими кораблями. На берегах, по склонам гор, широко раскинулся город. Видны набережные и улицы, дымят трубы завода, среди хаоса южных городских построек высятся крупные здания, привнося в изображение размеренность и порядок.
Передний план представляет собой часть возвышенности, с которой открывается панорама города. Справа на земле лежат две пушки – немые свидетели героической обороны города в 1854 году. Рядом женщина кормит кур, тут же затеяли игру двое детей.
Во время русско-турецкой войны (1877–1878) Петр Верещагин находился в лагере русских войск на Балканах, где перенес на свои полотна ряд городов и мест: виды города Систово, пристань на Галаце, пейзажи окрестностей Дуная… Три работы из его военного цикла были показаны на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. 
По собранным Петром Петровичем материалам были выполнены крупные панорамы (Бомбардирование города Рушук 14 июня 1877 года и другие).
Портреты» Петербурга, Москвы, Киева, Нижнего Новгорода, Тифлиса, Баку, Казани и многих других русских городов появляются в 1870–1880-х годах. Эти работы укрепили его славу «художника-видописца», который донес до публики самобытность русской провинции и разнообразие природы России. 
На Всемирной выставке в Американской Филадельфии, проходившей в 1876 году, успешно экспонировались работы Петра Верещагина «Дворцовая площадь» и «Площадь с Александровской колонной». В 1880-х годах им исполнены три вида Петербурга – Вид на набережную Невы у Академии художеств в Петербурге летним днем, Вид на набережную Невы у Академии художеств в Петербурге летним вечером и Николаевский мост.
Много путешествуя, художник писал этюды и запечатлевал в альбомах городские достопримечательности. В Русском музее хранится более шестидесяти карандашных рисунков Верещагина, большинство из которых – зарисовки волжских городов 1881 года.
Примечательно, что, родившись зимой, это время года художник не любил: он почти не писал снег. Умер художник тоже зимой, 16 января 1886 года.
 О Петре Петровиче известно, что был он человеком немногословным, сдержанным, любил природу. Он вошел в историю как один из первых российских ландшафтных живописцев, отказавшихся писать итальянские виды и сумевших оценить (и достойно донести до публики) красоту российской архитектуры. Сегодня российские музеи, галереи, не говоря уж о коллекционерах, считают за честь обладать хотя бы одним полотном «видописца» Петра Верещагина.
 
По статье А. Иванова, зав. издательским отделом Елабугского музея-заповедника (http://www.zur.ru/?action=print&id=6168) и книге Ирины Голициной «Петр Верещагин».


* Стаффаж в пейзажной живописи — небольшие фигуры людей и животных, изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение. 

Книги по теме:

 

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group