закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 7.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Девятнадцатого января родился французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма Поль Сезанн

19.01.2018
Поль Сезанн. Автопортрет в каскетке. 1872
     Родился Поль Сезанн (19.1.1839–22.10.1906) в городке Эксе на юге Франции в семье преуспевающего банкира (в отличие от многих своих друзей Сезанн не бедствовал, хотя большую часть жизни тяготился материальной зависимостью от отца). Поль получил прекрасное общее образование, увлекался литературой, писал стихи, окончил муниципальную школу рисования, занимался юриспруденцией и какое-то время работал в банке. В 1861 году вопреки мнению отца уехал в Париж, где в студии Сюиса продолжил художественное образование. В студии сближается с К. Писсарро, А. Гийоменом, другими художниками — будущими импрессионистами, общается с Э. Золя, с которым подружился в Эксе.
    Становление Сезанна как большого самобытного художника относится к началу 1870-х годов, когда он вместе с Писсарро много работает на природе. Для него становится важным показать ее материальность, сущность, приблизить средствами живописи к идеалу (Сезанн многократно пишет один и тот же уголок природы или натюрморт). По взглядам художник близок к импрессионистам, участвовал в их первой и третьей выставках, часто общался с РенуаромМоне и Писсарро, хотя большую часть времени проводил в уединении в Эксе или Эстаке, где неустанно работал над постижением природы и человека.
Если в натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру, то Натюрморт с зеленым горшком и кувшином Поля Сезанна – наглядный тому пример. Ко времени его создания уже произошла творческая переоценка художником того, что было сделано им прежде, и намечалось, что предстоит сделать дальше. Уединенная жизнь в провинции, цепь неудач, провал в «Салоне отверженных» дали Сезанну возможность взвесить все «за» и «против» канонов импрессионизма с его мимолетностью и иллюзорностью и разработать свой художественный язык, не противоречащий его основательной натуре. Сезанн стал учиться возвращать предметность материи, стремясь в своих работах к гармоничным сочетаниям массивных форм и строгой композиции. Ему это частично удалось сделать еще лет десять назад, когда писал натюрморт Фрукты. Уже тогда было ясно, что нужно, не увлекаясь нюансами, отдавать предмету его реальный цвет, способный подчеркнуть и контур, и объем. И еще, спасибо Эдуарду Мане, это он подсказал, что если написать нож лежащим под углом к плоскости холста, уже намеченной драпировкой, то возникнет пространственный эффект, придающий картине большую глубину. Он так и сделал, нож темнеет на смятой салфетке рядом с проросшей луковицей.
     Ортанс Фике была женой Сезанна, и никого он не изображал так часто, как ее. В каталоге работ художника числится двадцать семь портретов Ортанс, с которой ему, несмотря на сложность отношений, довелось прожить вместе около сорока лет. Было в этой женщине с долгим взглядом черных глаз нечто затаенное, что пытался разгадать Сезанн, рисуя ее то в желтом кресле, то в зеленой шляпе, то в оранжерее… Возможно, Ортанс мучила застарелая обида на то, что ради получения скудного содержания из отцовского кармана Поль столько лет прятал ее от своей семьи. На полотне в облике Ортанс угадывается сочетание внешнего спокойствия и внутренней энергии, излучаемой взглядом, слегка обращенным в сторону. Сомкнутые ладони рук создают психологическую преграду между героиней и зрителем.
Большое влияние на живопись Сезанна оказывала музыка. Он любил оперу, особенно Вагнера. В Девушке у пианино Сезанн изображает мать с шитьем в руках и сестру в белом платье за игрой на фортепьяно. Посреди комнаты пустует кресло отца. Звучит увертюра к Тангейзеру, по-своему отзываясь в душе каждого, кто слушает. Сезанн слегка деформирует изображенные на холсте фигуры персонажей и делает это для того, чтобы сосредоточить внимание зрителя на самом важном в картине – глубинном переживании героя.
    После пейзажа натюрморт был вторым важнейшим жанром в творчестве Поля Сезанна. Он очень серьезно подходил не только к созданию самой картины, но и к ее подготовке. Один из знакомых художника вспоминал, с какой тщательностью размещал Сезанн отобранные для композиции предметы: «Сначала часть стола была прикрыта искусно сложенной скатертью. Затем он начал раскладывать фрукты, подбирая их так, чтобы контрастировали друг с другом, и следя за проявлением дополнительных цветов: зеленого на красном и желтого на синем. Он до бесконечности передвигал и поворачивал фрукты, подкладывая для этого под них монетки в один и два су». Благодаря столь скрупулезной, продуманной до мелочей группировке появился отмеченный высочайшим мастерством натюрморт Яблоки и апельсины. Фрукты с насыщенными оттенками красного и оранжевого заполняют тарелку и высокую вазу, скатываются на рельефные складки скатерти, вторят цветочному узору на белом кувшине и лишь ярче вспыхивают на фоне темного ковра с плотным узором, размещенного на заднем плане натюрморта.
   Сезанн, всю жизнь учившийся у старых мастеров, задумал создать большую итоговую картину, олицетворяющую гармонию людей и природы. В его Купальщиках мир полон ликующего света – он на человеческих телах, на облаках и земле. В качестве прототипов для отдельных фигур Сезанн использовал скульптуры из Лувра, ренессансные многофигурные композиции. Так, в выборе темы сыграла свою роль картина Веронезе «Ужин в Эммаусе».
    По словам биографа Сезанна Т. Реффа, «Сезанн со своими поздними Купальщицами стоит на переломе европейского искусства, ностальгически оглядываясь на старую традицию и предсказывая новую».
    Большое по формату, исполненное символичной чувственности полотно Похищение свидетельствует о том, что Сезанн во время работы над ним был не свободен от романтизма. Сюжет прост: на фоне буйной зелени и мерцающей на дальнем плане воды мужчина бежит, прижимая к себе бледную, лишившуюся чувств женщину. Эта вещь относится к раннему периоду творчества художника, когда насыщенная откровенным эротизмом нагота выступала как воплощение греха и искушения. 
   Художник создал около двухсот натюрмортов. Он любил предметы простой формы сочетать с драпировками, придающими композиции скрытое движение.
В Натюрморте с драпировкой одноцветное темное пятно заднего плана выполнено штрихами розовато-лилового и пурпурного цвета. Оно перекликается с драпировкой, складки которой составляют четкие треугольники и резонируют с треугольной композицией, образуемой кувшином и фруктами. Сезанн, словно пытаясь раздвинуть двухмерный плоский мир картины, чуть наклоняет в сторону зрителя стол, слегка опрокидывает расположенное в центре блюдо с фруктами. Его «искривленное» видение порой более достоверно и более жизненно, чем восприятие реальных вещей. Этот натюрморт входит в серию, состоящую из шести картин.
Картина Пьеро и Арлекин принадлежит к так называемому фигурному жанру и сюжетно посвящена празднику «марди гра» – последнему дню карнавала перед постом. На выбор сюжета повлияла увлеченность сына Сезанна любительским театром. С шестнадцатилетнего Поля художник и написал Арлекина, а Пьеро – с его приятеля Луи Гийома. 
   Одна из лучших картин в жанре натюрморта Персики и груши. В ней Сезанном применена новаторская для европейской живописи техника письма. По законам оптики глаз воспринимает холодные тона как более отдаленные, а теплые – как ближние к поверхности холста. 
   После великолепных по исполнению полотен Поля Сезанна натюрморт значительно усилил позиции и стал одним из ведущих жанров для многих крупнейших мастеров XX века. Впоследствии искусствоведы придумают для творчества П. Сезанна, как и П. ГогенаВ. Ван Гога, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сёра, специальное определение «постимпрессионизм» — термин скорее удобный, нежели точный. Сезанн и другие продолжили миссию импрессионистов — существенно раздвинули границы живописи. Поэтому многие новаторы искусства, художники последующих времен, называли Поля Сезанна своим главным учителем.
«Лувр — это книга, по которой мы учимся читать. Мы, однако, не должны довольствоваться только прекрасными формулами наших знаменитых предшественников. Выйдем за их пределы, чтобы изучать прекрасную природу, постараемся освободить от них наш дух и выразить себя, следуя своему личному темпераменту», — писал Поль Сезанн.

По книге Татьяны Пономаревой «Великие полотна. „ИМПРЕССИОНИЗМ“»

Книги, посвященные жизни и творчеству Поля Сезанна:
 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group