закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 7.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

День иконы Божией Матери, именуемой «Державная», отмечается православными христианами 15 марта

15.03.2013
Икона Божией Матери

    Первые печатные сведения о Державном образе, записанные настоятелем храма, в котором находилась чудотворная икона, о. Николаем Лихачевым, появились в журнале «Душеполезный собеседник» в октябре 1917 г. К этому же времени (сентябрю-октябрю), вероятно, относится отдельная листовка аналогичного содержания. Почитание образа верующими, по воспоминаниям современников, началось сразу же после его явления. Известно, что Патриарх Тихон приезжал прославлять явление «Державной». Но раз Патриарх — значит, уже после ноября 1917 г. «Патриарх после прославления иконы приказал в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и велел назвать этот акафист „Акафист акафистов“. Одна из служб „Державной“ и акафист были составлены с участием самого Патриарха Тихона.
Как бы то ни было, но со 2 марта 1917 г. Матерь Божия стала „земли Русския Царицей Небесной“ (величание из иной службы явлению иконы Богородицы „Державной“).
   Замечательно было само ощущение участников грандиозного крестного хода изо всех московских церквей Первопрестольной к поруганным кремлевским святыням в захваченной большевиками Москве 9/22 мая 1918 г., выраженное в письме Е.Н. Трубецкого: „…Недаром льется теперь кровь мучеников, недаром мы теперь пьем чашу до дна. Верьте, великое теперь совершается над нами. […] такого светлого подъема я не видал за всю мою жизнь… Мы шли крестным ходом из Успенского собора на Красную площадь. Толпа, где были сотни и тысячи только что приобщившихся, ожидала расстрела и шла с пением „Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…“ А пройдя Спасские ворота и увидав площадь, полную десятками тысяч, в порыве неудержимой радости запела: „Христос воскресе…“ Вот смысл всероссийской Голгофы! То, что мы видели на Красной площади, — есть начало воскресения России, а воскресение не бывает без смерти…“

Народное почитание

    О почитании народом Божиим „Державной“ иконы, по условиям времени, сохранилось немного свидетельств.
„Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от престола 2-го марта 1917 г., — писал профессор Андреевский, — быстро понеслась по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви села Коломенского только на воскресные и праздничные дни…“
В 1929 г. в парижских „Сергиевских листках“ рассказывалось о почитании „Державной“ иконы в России (правда, известие это, как нам кажется, относилось к более раннему времени): „В настоящее время, как мы слышали, чудотворная „Державная“ икона Божией Матери очень чтится по всей России; нам передавали, будто ее носят по селам крестными ходами“.
   О народной потребности молитвенного обращения к чудотворному образу свидетельствуют изданные с трудом, полулегальным уже образом при большевиках молитвы-листовки, два издания акафиста. А чего стоят выходные данные на одной из таких книжек: «Издание Свято-Николаевского Братства странников и отшельников Христа ради».
   В этом же ряду было писание и распространение копий чтимой иконы. Профессор Андреевский свидетельствовал: «…Икона, в безчисленных копиях, стала украшать все русские храмы. Появился дивный акафист и канон этой иконе, слушая который, вся церковь падала на колени. Прошло несколько лет — и жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы, молившихся пред ее копиями по всей России. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы и канона, а сами иконы изъяты из всех церквей». В настоящее время «Державных» икон того времени сохранилось немного.    Один подобный образ удалось увидеть в Пюхтицкой обители, другой находится в храме Св. Николая Николо-Перервинской обители в Москве; еще один пребывает в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове под Москвой. Принадлежал он некогда старцу, иеромонаху Серафиму (протоиерею Сергию Орлову). 
Особо чтил чудотворный образ известный московский священник протоиерей Владимир Николаевич Воробьев (14.7.1876–16.2.1940), настоятель храма Св. Николая в Плотниках. Известно, что он часто ходил в Коломенское служить перед ней акафист. Почитание это, несомненно, усилил случай. Будучи арестованным в декабре 1924 г. и ввергнутым в Бутырскую тюрьму, о. Владимир был освобожден 2/15 марта 1925 г. — в день празднования «Державной» иконы.
   Тем временем богоборческие власти подвергли «контрреволюционную», «монархическую» икону особому преследованию. Прекратились службы. Это было сделать тем легче, что она так и не была растиражирована типографским способом, бытовала в списках.
    Постепенно дело дошло до того, что боялись даже упомянуть само имя иконы. Автору этих строк* довелось держать общую тетрадь с неопубликованным трудом епископа Арсения (Жадановского) «Молитвы Божией Матери на каждый день года», переписанным его духовными чадами. Листы, на которых шла речь о «Державной» иконе Божией Матери, были вырваны владельцем тетради…

Явление иконы Божией Матери «Державная»

    Крестьянке Евдокии Андриановой, из подмосковной слободы Перерва, в феврале 1917 г. было два сновидения. В первый раз она услышала голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Во втором сновидении Евдокия увидела белый храм, а в нем величественную женщину, в которой крестьянка узнала Божию Матерь. 
Крестьянка, отправившись в Коломенское, пришла туда 2 (по ст.ст.) марта, а увидев Вознесенский храм, узнала в нем тот самый, в котором она узрела во сне Божию Матерь. Священник храма Николай Лихачев пригласил крестьянку в храм, где она осмотрела все находившиеся там иконы, но ни в одной из них не узнала явленного ей во сне образа. 
Тогда по совету сторожа настоятель стал искать икону на колокольне, на лестнице, даже в чуланах. И вот в церковном подвале среди старых досок была найдена большая старая черная узкая икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то увидели на ней изображение: Божию Матерь, восседающую на Царском Престоле в красной порфире, с венцом на голове, со скипетром и державой в руках. У Нее на коленях — благословляющий Богомладенец Иисус Христос. Именно в этой иконе Евдокия узнала явившийся ей во сне образ. 
  Вскоре после явления иконы Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом она возвращена не была, и о ней в монастыре забыли. 
   В начале 1920-х гг. подлинник «Державной» иконы отправили в Исторический музей, но уже было создано несколько почитаемых списков с нее, один из которых в советские времена находился в никогда не закрывавшемся московском храме Св. пророка Илии в Обыденском переулке и в некоторых других московских храмах.
   Весной 1991 г. в Москве настоятелю храма Святителя Николая Николо-Перервинского монастыря, протоиерею Владимиру Чувикину принесли список иконы Божией Матери «Державная». Икона благоухала и источала миро, и очевидцами этого чуда, наблюдавшегося не менее полумесяца, были все, кто приходил в Николо-Перервинскую обитель.

 * Сергей Фомин. По материалам сайта http://www.nashaepoha.ru

Книги по теме:

 

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group