закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 16.09.2019
Книга дня
Сказка о рыбаке и рыбке для любознательных
Картина дня
Поединок Кривоногов Пётр
Воскресный день » Авторская колонка »

Памяти талантливого русского живописца, мастера батального и исторического жанра, книжного иллюстратора Алексея Даниловича Кившенко

22.03.2018
Фотопортрет А.Д Кившенко из музея г. Венёва. XIX век

   В сознании широкой общественности Алексей Кившенко по-прежнему остается художником «одной картины»: ставшего хрестоматийным полотна Военный совет в Филях 1 сентября 1812 года. Но у «хрестоматийности» есть своя оборотная сторона. Популярность, пришедшая благодаря этой работе, обернулась для Алексея Даниловича полузабвением всего остального его творчества, которое на самом деле значительно и многогранно.
   Алексей Данилович Кившенко (22.3.1851–2.10.1894) родился в селе Серябряные Пруды Венёвского уезда Тульской губернии в семье крепостного графов Шереметевых. Отец Алексея, Даниил Васильевич Кившенко, был наделен разносторонними талантами, в том числе талантом живописца, самоучкой выучился играть на рояле. По воле графа он получил среднее образование, окончил курс ветеринарных наук в Медико-хирургической академии, после чего его взяли сначала ветеринаром, а затем назначили управляющим шереметевского Серебряно-Прудского конного завода.
   Д.В. Кившенко имел двенадцать детей. Четверо сыновей — Василий, Алексей, Николай и Владимир  — унаследовали отцовскую любовь к рисованию и музыке. Николай учился в консерватории. Алексей с детства изрядно рисовал, с увлечением копируя из журналов батальные и охотничьи сцены, а также пел. В возрасте 9 лет его отправили в Петербург, где мальчик начал заниматься в хоровой капелле и в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Посещал рисовальные вечера И.Н. Крамского. В 1867 году поступил в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика и, поддавшись тогдашней моде на естественные науки, одновременно — в Технологический институт. Проучился в нем два года и бросил. Год был слушателем Медико-хирургической академии. Средства на жизнь зарабатывал «службой в Адмиралтействе, получая там в качестве писца 12 рублей в месяц жалованья».
    В конце концов любовь к живописи взяла верх, и в 1870 году Кившенко зачислили в Академию по классу исторической живописи, где преподавали члены Товарищества передвижных выставок профессора К.Ф. Гун и К.Е. Маковский. В Академии Алексей сдружился с К.А. Савицким и В.И. Суриковым. Учился он с большим рвением.    Занимаясь под руководством К.Ф. Гуна в костюмном классе, создал альбом акварелей, приобретенный Академией. Полученные ранее медицинские знания пригодились ему при освоении анатомического рисунка, а составленный им атлас долго служил в качестве академического пособия. 
   Награды не заставили себя ждать: 1871 год — малая и большая серебряные медали за рисунки, 1872-й — две малые серебряные медали за этюд и акварельные работы, 1874-й — большая серебряная медаль за этюд, 1876-й — малая золотая медаль за программу на библейский сюжет Самсон и Далила. В 1877 году его академическая конкурсная работа «Брак в Кане Галилейской» удостоилась большой золотой медали. Пенсионерства, правда, лауреат не получил, так как навлек на себя нарекания И.Н. Крамского: «Знают ли конкуренты на большую золотую медаль и особенно г. Кившенко, удостоенный этой медали, что-либо из истории искусства? Где он поместил своих пирующих на браке: в проходе ли нынешнего гостиного двора или в обстановке, возможной исторически?»
   Между тем пенсионерство, дающее возможность поехать на учебу за границу, представлялось крайне желательным, и Алексей Кившенко стал добиваться второй большой золотой медали, выбрав для конкурсной картины тему «Военный совет в Филях». При этом он ориентировался на описание судьбоносного совета, данное Л.Н. Толстым в «Войне и мире». Воспроизводя на своем полотне историческое событие, художник точно следовал за писателем. Так же как в романе, за столом расположены действующие лица, на печку взобралась внучка хозяина избы. Мы видим здесь М.И. Кутузова, П.С. Кайсарова, П.П. Коновницына, Н.Н. Раевского, А.И. Остермана-Толстого, М.Б. Барклая де Толли, Ф.П. Уварова, Д.С. Дохтурова, А.П. Ермолова, К. Толя и Л.Л. Беннигсена. Все персонажи не только портретно похожи — художнику удалось передать их душевное состояние, показать отношение каждого к происходящему: решается судьба России. Оставить Москву или принять сражение? И вот-вот прозвучит знаменитое кутузовское: «С потерей Москвы Россия еще не потеряна»…
    Биограф Кившенко В.Г. Казанцев писал, что «Военный совет» заинтересовал художника «не своими блестящими мундирами, не эффектом освещения, а именно желанием воспроизвести в красках выражение лиц у участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке, <…> величие и глубокий смысл переживаемого момента». Не зря это полотно стало хрестоматийным — без него не обходилось и не обходится ни одно издание, ни одна выставка, посвященные Отечественной войне 1812 года. «Картина… разошедшаяся по России в тысячах репродукций, сразу выдвинула Алексея Даниловича среди исторических художников и сделала известным его имя в России, а затем и за границей». Написанная к ноябрю 1879 года, она принесла автору право на пенсионерскую поездку, была повторена для галереи П.М. Третьякова (1882) и произвела фурор на Берлинской выставке (1886).
К теме Отечественной войны и образу Кутузова Алексей Данилович обратится вновь в 1893 году в связи с 20-летием публикации романа «Война и мир», создав к нему альбом акварельных иллюстраций.
   Годы пенсионерства (1880–1883) Кившенко провел в Мюнхене, Дюссельдорфе и Париже, занимался в мастерской немецкого художника Габриэля Макса, посещал мастерскую жанриста и баталиста Вильгельма Дица. При этом довольно часто приезжал в Россию — навестить отчий дом и погостить в имении Чертковых в Воронежской губернии. Именно там он, увлекшись охотой, начал рисовать и писать животных и сцены охотничьей жизни: «Охота на зайца» (1882), «Охота на лисицу» (1882), «Зимний пейзаж» (1882), «Стадо овец в степи» (1883), «Вечер в Малороссийской деревне» (1883), «Псарный двор» (1883), «Мальчик сторожит коров» (1883). Дома, в Венёвском уезде, писал домашних животных и лошадей (этюды «Пейзаж. Стадо» и «Лошадь»).
   Купивший «Охоту на зайца» и «Охоту на лисицу», великий князь Владимир Александрович предложил художнику выполнить пять батальных полотен на сюжеты последней русско-турецкой войны для военной галереи Зимнего дворца, в связи с чем в 1883 году Кившенко прервал свою пенсионерскую поездку и вернулся в Россию.      Для создания живописной хроники славной кампании планировалось написать 56 картин, отражавших ее важнейшие эпизоды и сражения. Поэтому, помимо Кившенко, к работе привлекли известнейших баталистов — А.П. БоголюбоваП.О. КовалевскогоН.Д. Дмитриева-ОренбургскогоЛ.Ф. ЛагориоН.Е. СверчковаА.Е. Коцебу, Е.К. Макарова, Г.М. МанизераП.А. Суходольского и других. Исполнителям поставили условие: портретное сходство действующих лиц и натурное изображение местности. Законченные эскизы должны были утверждать царь и великие князья.
    В 1884 году Кившенко предпринял поездку в Закавказье и Азиатскую Турцию. Он делал этюды в Карсе, Ардагане, Ардануче и Горгохотане, на Аладжинской позиции. Акварельные эскизы будущих больших батальных картин на темы «Взятие штурмом укрепленных Горгохотанских высот 1 января 1878 года» и «Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года» одобрил лично Александр III. Обе картины художник завершил в 1886 году (лично для императора он исполнил в несколько иной композиции большую акварель «Штурм Ардагана»). Первые работы цикла — «Кунацкая у курдов» и «Штурм крепости Ардаган…» экспонировались на Международной выставке в Берлине в 1891 году.
    Дальнейший сбор материалов Алексей Данилович продолжил в 1886 году. После этого в течение двух лет он написал «Поражение армии Мухтара-паши на Аладжинских высотах 3 октября 1877 года» и «Зивинский бой 1877 года», а к Академической выставке (1891) — «Поражение турецких войск при Деве-Бойне».
В 1892 году последовал очередной заказ. Кившенко отправился в Болгарию — Бугаров, Ташкисен, Телиш, Горный Дубняк, Плевна, Шипка, Калофер, Филиппополь. Результат поездки — работы «Третий день боя на Шипкинском перевале 11 августа 1877 года» (1894), Последний Шипкинский бой. Сражение при деревне Шейново и Шипке и взятие в плен всей шипкинской армии 28 декабря 1877 года (1895), «Бой под Горным Дубняком 12 октября 1877 года» (1895, не окончена). По заказу графа Шереметева художник написал Нижегородских драгун, преследующих турок по дороге к Карсу (1892). Помимо заказанных военной галереей, были созданы еще ряд больших полотен, в их числе — «Преследование казаками курда» (1885), «Курды-лазутчики» (1885), «В виду неприятеля» (1886).
    Исследователи творчества художника, а также военные историки в один голос утверждали, что его работы на сюжеты русско-турецкой войны отмечены естественностью композиции, отсутствием нарочитых эффектов, типичностью образов, удачными пейзажными мотивами. Все это позволило искусствоведам отнести Алексея Даниловича Кившенко к новой школе «баталистов-эпиков».
«Штурм крепости Ардаган…» современники выделяли особо. «Художественные новости» за 1886 год признали это полотно «лучшей батальной картиной» на Академической выставке 1886 года. В ней «пропасть движения, массы расположены превосходно, военная драма развивается ярко». 
Летом 1891 года живописец побывал в Уральске на торжествах, посвященных 300-летию Уральского казачьего войска, происходивших в присутствии наследника цесаревича Николая Александровича. Для императорской грамоты, вручавшейся на торжествах, Алексей Данилович  по заказу Александра III выполнил рисунки, а впоследствии написал большую картину «Чтение Высочайшей грамоты Уральскому войску в г. Уральске 31 июля 1891 года» и представил ее на выставке в Москве (1893). 
   Работал он и как иконописец, создав в 1885 году шесть образов для военного собора в Карсе.
   Алексей Данилович был знатоком охоты. Большинство написанных им охотничьих сцен живы и динамичны, отличаются блестящей проработкой пейзажей. Внимания заслуживает каждая его акварель, среди которых — «Погоня за лисицей» (1884), «На охоту» (1885), «Охота на коз» (1887), «Облава на лисиц» (1887), «Затравили», «Высматривает зверя» и «Волк идет» (все три — 1889), «Настигают волка», «Поход к медвежьей берлоге», «По утиным выводкам», «Борзятник в засаде» (1890), Заструненный волк (1891), «Спор об убитом медведе», «Сбор гончих» (обе — 1893). Многие из названных работ приобретали император Александр III, великая княгиня Мария Павловна, наследник цесаревич Николай Александрович, другие члены императорской фамилии.
     В 1879–1880 годах для альбома «Отечественная история в картинах для школы и дома» художник исполнил тридцать акварелей. Сюжеты: призвание варягов, Долобский съезд князей, благословение Димитрия Донского Сергием Радонежским, конец новгородской вольницы, взятие Казани Иваном Грозным, покорение Сибири, избрание Михаила Романова, Переяславская Рада, Чесменский бой, пленение Шамиля, Манифест 1861 года… Хромолитографии с этих акварелей, изданные С.Е. Рождественским, до сих пор используются в качестве иллюстраций к книгам и статьям.
     Был он неутомимым путешественником, не раз с экспедициями отправлялся на Восток, в Германию, Австрию, Италию, Турцию, запечатлевая по пути характерные пейзажи, архитектуру, быт и облик людей. В 1891 году Алексей Данилович принял участие в экспедиции, снаряженной Палестинским Обществом в Святую Землю. Бейрут, Бальбек, Дамаск, Заиорданье, Иерихон, Иерусалим… Все это время Кившенко писал акварели, заказанные ему Обществом, и собирал материал к «Палестине», изданной А.А. Сувориным. Современники считали, что рисунки и иллюстрации художника для «Нивы», «Палестины», «Посредника» «стоят в ряду с произведениями первоклассных иллюстраторов».
    Алексей Данилович вел большую педагогическую работу, преподавая в фигурном классе Центрального училища технического рисования барона Штиглица и руководя классом батальной живописи Высшего художественного училища Академии художеств.
В 1884 году за картину «Псарный двор» (На псарне) Кившенко получил звание академика, в 1893-м удостоился избрания действительным членом императорской Академии художеств и присвоения звания профессора (за картины «Чтение Высочайшей грамоты…» и «Нижегородские драгуны…»).
   Между тем здоровье его, и в юности-то не особенно крепкое, стало сильно сдавать. Летом 1889 года Кившенко уезжает за границу — в Киссинген, а затем в Мюнхен. По возвращении в Петербург ему пришлось отказаться от преподавательской работы в Центральном училище технического рисования. Обострение болезни грозило потерей возможности самостоятельно передвигаться. Однако он продолжал заниматься с учениками, писать последнюю свою большую батальную картину «Бой под Горным Дубняком 12 октября 1877 года», готовить акварели с охотничьими сценами для очередной выставки акварелистов, и только в июле 1895-го отправился на лечение в Гейдельберг. Но не помогали ни соленые ванны, ни переливание крови. «Он умолял докторов спасти ему хотя одну правую руку, потому что без работы он не мог себя представить живущим», — свидетельствовал В.Г. Казанцев. За несколько дней до смерти художника пришла весть об избрании его почетным членом Общества исторической живописи в Москве.
     Алексей Данилович Кившенко умер в Гейдельберге, так и не успев закончить «Бой под Горным Дубняком…» Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Источник: http://www.mosjour.ru/index.php?id=153

 Книги, посвященные жизни и творчеству А.Д. Кившенко:

 

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group