закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 5.04.2020
Книга дня
Иероним Босх. Сад земных наслаждений Астахов А. Ю.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Великий итальянский живописец, график и архитектор Рафаэль Санти

27.03.2018
Рафаэль. Автопортрет. Около 1506
   
Жизнь его была непродолжительной, всего 37 лет, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали, как о гении Высокого Возрождения наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело.
   Рафаэль Санти (28(?).3.1483–6.4.1520) родился в знаменитом итальянском городе Урбино и первые навыки в живописи получил в мастерской своего отца Джованни Санти, автора труда «Рифмованная летопись». Рано оставшись сиротой, Рафаэль переехал в Умбрию, где стал учеником и помощником Пьетро Перуджино. Первыми заметными произведениями молодого живописца становятся отмеченные влиянием учителя «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Обручение Марии», «Коронование Девы Марии» (все 1504–1506).
   С 1504 по 1508 годы Рафаэль работал во Флоренции, где перед ним открылись широкие возможности приобщиться к лучшим образцам флорентийского Ренессанса. Уже была написана Джоконда Леонардо, а «Давид» Микеланджело стоял на площади Синьории; над городом высился купол собора Санта Мариа дель Фьоре, творение Брунеллески, и здесь впервые проявляется счастливый дар Рафаэля — легко усваивать лучшие достижения художественной культуры и, творчески переработав полученные впечатления, обогащать ими свое искусство. Здесь были созданы портреты супругов Дони (1505–1507), Мадонна дель Грандука (1505), Мадонна на лугу (1505), Мадонна со щегленком (1506). Три Мадонны Рафаэля надолго станут образцами для изображения подобных религиозных сюжетов, образцами красоты форм, гармонии фигур и пейзажа, идеального облика Пресвятой Девы и Младенца. В одном из писем к графу Кастильоне Рафаэль раскрыл сущность своего творческого метода: «Для того чтобы написать прекрасную женщину, надо было бы мне видеть множество прекрасных женщин… но так как прекрасных женщин… мало, то я беру в вожатые себе некую идею…»
   В 1508 году Рафаэль по приглашению крупнейшего итальянского архитектора того времени Браманте прибывает в Рим. При Ватиканском дворе по заказу Папы Юлия II художник начинает монументальный цикл росписей дворцовых залов (станц). Это три сравнительно небольших (8x10 м) зала в верхних покоях дворца – Станца делла Сеньятура (1509–1512), Станца ди Элиодоро (1511–1514) и Станца дель Инчендио (1514–1517). Ставшие впоследствии всемирно-известными фрески первого зала: Диспут, Парнас и Афинская школа изображают «отцов церкви», поэтов древности – Гомера, Вергилия, Горация, а также итальянцев Данте, Петрарку, Боккаччо и греческих философов разных школ и поколений: Платона и Аристотеля, Сократа, Эвклида и др.
   К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513–1514) и полная жизнерадостности фреска Триумф Галатеи (около 1514–1515). Огромную славу художнику принесли портреты увековеченных им многих исторических личностей: Папы Юлия II (около 1512), «Папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (1518–1519), «Бальдассаре Кастильоне» (1515), «Кардинала» (около 1518).
   В 1519 году по рисункам Рафаэля были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так называемых «Ватиканских лож» — длинной галереи с арками в Ватиканском дворце. На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового Заветов, окруженные орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян.
   В Риме Рафаэль написал свои знаменитые картины – Мадонна ди Фолиньо (1511–1512), Сикстинская Мадонна (1513–1514) и «Преображение» (1516–1517). Первый алтарный образ был заказан Сиджизмондо деи Конти и установлен в главном алтаре францисканской церкви Санта Мария ин Арачели. В круге солнечного диска Рафаэль объединяет образы сидящей на троне из облаков Мадонны с Младенцем и окружающих ее херувимов. У ног Мадонны – Иоанн Креститель, Святой Франциск, Святой Иероним (со львом) в кардинальском облачении и заказчик. На заднем плане изображено событие, связанное с заказом картины: она была исполнена по обету, данному Сиджизмондо Конти Пресвятой Деве в память о спасении его дома, на который упал метеорит.
  «Сикстинская Мадонна» – одно из высших достижений творческого гения Рафаэля. Он  писал Мадонну для небольшой провинциальной церкви Святого Сикста, а получилось послание будущим поколениям, ибо «Сикстинская Мадонна» остается несравненным идеалом искусства живописи. 
  Иконография алтарного образа Преображение Господне необычна: в нем соединены два сюжета – сияющее Преображение Христа и эпизод легенды о встрече апостолов с бесноватым мальчиком, который был исцелен Иисусом Христом, сошедшим с горы Фавор. Это живописное произведение Рафаэля стало его духовным завещанием. Закончив лик Иисуса Христа, художник больше не притрагивался к кисти; картина была дописана учениками уже после его кончины.
   Рафаэль Санти умер в Риме, 6 апреля 1520 года. Творчество его может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения. Могилу Рафаэля в римском Пантеоне украшает мраморная статуя мадонны, а эпитафия на латинском языке гласит: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

  Книги, посвященные жизни и творчеству Рафаэля Санти:

 

 





Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group