закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 28.10.2020
Книга дня
Игры на листе бумаги
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Русский художник-маринист, мастер батальных полотен, выдающийся общественный деятель и замечательный мемуарист Алексей Петрович Боголюбов родился 28 марта 1824 года

28.03.2018
И.Е. Репин. Портрет художника А.П. Боголюбова


                         О «Записках моряка-художника»

    В 1996 году, когда Россия отмечала 300-летие основания своего славного регулярного флота, увидели свет «Записки моряка-художника» — воспоминания именно моряка и именно художника, замечательного русского человека Алексея Петровича Боголюбова (28.3.1824–7.11.1896), создателя уникальной по художественной значимости и историческому значению серии картин, воспевающих историю отечественного флота за два века его существования от петровских баталий на Балтике до Морского праздника в Шербурге, в честь Русско-Французского союза в 1896 году.
   Издание «Записок моряка-художника» — дань памяти потомков художнику и общественному деятелю Боголюбову, первому Почётному гражданину Саратова, подарившему городу Радищевский музей — теперь Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева и Боголюбовскую рисовальную школу — ныне Саратовское художественное училище…  Самобытные воспоминания Боголюбова, писанные предельно раскованно, можно сказать разговорно, уснащённые весёлыми случаями, смешными эпизодами, образно, картинно и правдиво поведали нам о многом серьёзном и горестном. В них есть и гневное, и проникновенно трогательное. Чаще всего мнения его о людях и о себе, суждения об искусстве и исторических событиях неожиданны, предельно откровенны.
      Литературный автопортрет, с которым читатель познакомится на страницах «Записок», пронизан самоиронией и не совсем совпадает с настоящим Боголюбовым. Вот он пишет: «Учёности глубокой за собой я никогда не признавал…» А ведь он был блестяще, европейски образованным человеком, знавшим несколько языков, гармонично соединившим познания двух фундаментальных, столь разных наук — морской и художественной, приложивший их к деятельности высокого класса. Или читаем: «…Теориями художественными и судьбами искусства считал удручать себя совершенно лишним». Да, пустопорожними теориями он не занимался, но на все движения в искусстве имел своё мнение исторически передовое и применял его практически, твердо зная, что надо делать в государственном масштабе — воспитывать молодёжь профессионально и современно. Профессорствовал, щедро отдавал силы наставничеству, и всё безвозмездно, по велению души. Среди его подопечных были и Репин, и Поленов, и И.И. Шишкин, и В.Д. Орловский, и любимый художник П.М. Третьякова И.П. Похитонов. Он воспитал морских баталистов — А.К. Беггрова, Н.Н. ГриценкоМ.С. Ткаченко.
     Как государственную акцию он проектировал в крупных, губернских городах России устройство художественных музеев и два десятилетия отдал на организацию общедоступного художественного музея и художественной школы в российской провинции для «воспитания юношества»! Радищевский музей в Саратове был первым. Его примеру последовали Пенза, Самара, Нижний Новгород и другие. А его вклад в установление и развитие русско-европейских художественных связей! Всё это и многое другое по-настоящему является судьбоносной его деятельностью для развития отечественной культуры и искусства, включая и XX век.  В его музее и его школе в Саратове выросли мастера мирового уровня, гордость искусства XX века — живописцы В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, скульптор А.Т. Матвеев и десятки других первоклассных художников…
    Живя в Париже, без устали работая, окружённый друзьями, коллегами, русскими и французами, тосковал Боголюбов по России. Вспоминались ему Нева, «щетинистый московский Кремль», Волга… И 25 декабря 1881 года начал он писать свои «Записки» в доме № 11 по бульвару Клиши, между пляс Пигаль и пляс Клиши. В долгие вечера почти 15 лет будет он памятью вглядываться в прошлое, а иногда записывать только что совершившееся, например, кончину И.С. Тургенева, для которого найдутся слова, раскрывающие благородную, умную, любящую, нежную душу самого Боголюбова.
    Но не суждено будет Боголюбову закончить «Записки». За их пределами останутся последние его 11 лет. Очень жаль. «Записки» завершаются на том, что он с братом поехал в Саратов открывать Радищевский музей. А как это происходило и как он готовил музей к открытию, мы знаем уже из других источников. Узнали бы мы и о драматической неудачной попытке вместе с Крамским организовать первый съезд русских художников в 1882 году. Поведал бы он и о своём юбилее — 50-летии деятельности в январе 1891 года. Ведь тогда уже определилось его место в русской культуре. Чествование происходило в Париже и заочно в Саратове. Боголюбов был засыпан телеграммами. Не было, пожалуй, ни одной газеты в Петербурге, Москве, Саратове, Париже, Лондоне, которая бы не откликнулась на это событие. Друзья, русские парижане и французы в знак признания его художественных заслуг преподнесли юбиляру золотую палитру с выгравированными автографами. Эта палитра до 1941 года находилась в Радищевском музее, но была изъята на нужды войны и погибла в её горниле. А может быть, художник А.П. Боголюбов открыл бы нам тайны создания дивных своих маленьких лирических живописных пейзажей и величественных крупных полотен, поражающих красотой композиции. Кто знает…
        Жизнь А.П. Боголюбова была богата не просто событиями — коренными поворотами, совмещением, казалось бы, несовместимого. Поначалу — как у всех незаурядных морских офицеров. «Лихой господин» — весельчак, кутила, отличный служака, баловень начальства и товарищеской дружбы. Его ждала блестящая карьера моряка. Но в тридцать лет всё меняется. Закончена Академия художеств. Впереди — тяжкий и радостный блистательный путь художника — живописца и рисовальщика, пейзажиста и морского баталиста, путь художественного деятеля.
        Судьба одарила Боголюбова счастьем любви и дала познать трагедию её скорой потери. Но как бы возместила эту утрату дружеством с такими людьми, как И.С. Тургенев, И.Н. Крамской, царь Александр III. В «Записках» говорится, как его привечали и Николай I, и Александр II, но Александр III, ещё наследником, был особенно расположен к Боголюбову. Отношения между ними строились на основе интереса к искусству, полного взаимопонимания и доверия. Они были какими-то, если можно так выразиться, равноправными, конечно, с соблюдением этикета… В «Записках» эта сторона жизни Боголюбова отражена довольно подробно. Очень интересно читать о том, как Боголюбов мог совместить царскую волю и радищевский вопрос, как он, в сущности, добился легализации имени Радищева. Многое через Боголюбова царь делал для русского искусства и, наоборот, Боголюбов через царя. История создания музея в Аничковом дворце, переросшего потом в Музей Русского искусства Александра III (ныне Государственный Русский музей в Петербурге), не обошлась без участия А.П. Боголюбова. Как и очень многое другое — реорганизация Академии художеств в 1893 году, пополнение Эрмитажных коллекций, снятие запрета с картины И.Е. Репина «Иван Грозный» и т. д. Близость ко Двору не мешала Боголюбову быть активным деятелем оппозиционного Товарищества передвижников.
       Всеми корнями и помыслами связанный с Россией, последние 25 лет Боголюбов был вынужден жить за её пределами. И только пару летних месяцев проводить на Родине — врачи запугали суровой русской зимой. Но и в Париже он жил для России и русского художества. Природа наделила А.П. Боголюбова многими талантами — общения с людьми, художественным, редчайшим трудолюбием, он был человек завидной энергии — умной, доброй, пружинистой, дисциплинированной…    Заслуги Боголюбова на морской службе, в искусстве и как художественного деятеля отмечались и в России, и в Европе. Он имел высший чин действительного тайного советника. Был кавалером русских орденов — нескольких степеней Святого Станислава, Святого Владимира, Святой Анны, награждён датским орденом Данеброга, австрийской Звездой Франца-Иосифа. От титула австрийского барона отмахнулся. Франция отметила его труды сначала Офицерским Крестом Почётного Легиона, затем самым чтимым — Командорским Крестом Почётного Легиона. Когда он умер в Париже в ночь на 7 ноября 1896 года, у гроба его нёс караул с музыкой и знаменем батальон 28-го линейного полка французской армии…
                                                                                                                                                                        Н.В. Огарёва

Источник: журнал «Волга», N 2–3, 1996 г.:   А. П. Боголюбов.  Записки моряка-художника (К 300-летию Российского Флота); сетевая версия книги Н В. Огаревой, составителя сборника и исследователя жизни и творчества А.П. Боголюбова

Книги, посвященные жизни и творчеству Алексея Боголюбова:
 




Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group