закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 514-01-35
Сегодня 1.12.2022
Книга дня
Сказки Андерсена для любознательных. - 2-е изд. Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

165 лет со дня рождения Винсента Ван Гога

30.03.2018
Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом и с трубкой. 1889

    Винсент Ван Гог (30.3.1853–29.7.1890) родился в Голландии в семье пастора Теодора Ван Гога, проживавшей в Гроот Зюндерте, небольшом городке южной провинции Брабант, граничащей с Бельгией. Прежде чем стать профессиональным художником, Ван Гог сменил немало профессий. Работа всерьез закалила его к 27 годам, имея перед собой пример отца, протестантского пастора, Винсент весной 1877 года Винсент решил поступить на богословский факультет университета в Амстердаме, но после года подготовительных занятий прервал учебу. Он испытал большую радость, когда в январе 1879 года ему удалось получить должность проповедника в Ваме, шахтерском центре в Боринаже на юге Бельгии. Он преподает шахтерам Закон Божий, помогает им, ведет здесь совершенно нищенское существование христианского проповедника. В Боринаже, где он жил до октября 1880 года, Винсент много рисовал. К этому периоду относятся листы «Возвращение рабочих» (1880), «Шахтеры» (1880). Вера в необходимость социальных изменений в обществе, в скорые «огромные перемены» не покидает Винсента. «Мы живем в последней четверти века, который, как и предыдущий, завершается грандиозной революцией… мы конечно все равно не доживем до лучших времен, когда великая буря очистит воздух и обновит все общество…», — писал он. Такие мысли проповедника Ван Гога не могли удовлетворить церковное начальство, и оно освободило его от должности. Винсент остался без средств к жизни, и в октябре 1880 года отправился в Брюссель, где поступил в Академию художеств. Однако из-за своего бунтарского характера он вскоре прервал учебу и посвятил себя самостоятельным занятиям в основном рисунком. Его главными кумирами в живописи были французы Жан Франсуа Милле, Теодор Руссо, Оноре Домье, Констан Тройон и голландец Антон Мауве. 
    В апреле 1881 года Винсент из Брюсселя возвратился в Голландию, в город Эттен, куда переехала его семья. Здесь он создал две первые живописные работы – «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (1881) и «Натюрморт с пивными стаканами и фруктами» (1881). Вниманием к образам простых людей, их труду и быту проникнуты и исполненные в Гааге рисунки с изображением рабочих песчаного карьера, моряков, рабочих, церковных прихожан («Штопальщица», 1881; «В церкви», 1882; «Лотерея», 1882). 
    Важным для формирования искусства Ван Гога стало его пребывание в Нюэнене, городе на севере Брабанта, где в 1882 году его отец получил приход. Винсент провел здесь два года, создав сотни рисунков и картин («Жнец», 1884; «Женщина, складывающая снопы», 1884; «Хижина на закате солнца», 1885; «Тополиная аллея», 1885; «Осенний пейзаж с четырьмя деревьями», 1885; «Церковь в Нюэнене», 1884). Пейзажи Нюэнена полны любви к родной природе, а многочисленные рисунки запечатлели труд ткачей этого маленького городка («Ткач», 1884).
    Первое крупное живописное произведение Винсента Ван Гога Едоки картофеля (1885) предваряли сотни рисунков и этюдов. Пятеро голландских крестьян изображены на полотне сидящими в деревенской хижине за столом со скудным ужином, состоящим из вареного картофеля и кофе. Их лица освещены желтым светом лампы, свисающей с потолка, и сами они исполнены какой-то особой теплоты, христианского милосердия по отношению друг к другу. «Я старался подчеркнуть, — писал Ван Гог, - что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду». 
    После смерти отца в 1885 году Винсент покинул Нюэнен и переехал в Антверпен. Здесь он много времени проводил в музеях, посещал классы Школы изящных искусств. Но главным итогом недолгого пребывания Ван Гога в Антверпене было его знакомство с живописью Петера Пауля Рубенса, под влиянием которой он увлекся проблемами колорита, высветлил палитру. Его непродолжительное обучение в Школе изящных искусств закончилось ссорой с руководством из-за манеры рисования. 
Весной 1886 года Винсент приехал в Париж к брату Тео, который занимал уже пост директора фирмы «Гупиль и К», перешедшей к новым владельцам. Сначала Ван Гог жил в скромной квартире брата на улице Лаваль, а затем перебрался на улицу Лепик, вид которой запечатлел в одном из своих полотен парижского периода («Вид из окна в Париже на улице Лепик», 1887). Художественная жизнь столицы захватила Винсента.     В 1886 году здесь происходили многие значительные события, определившие пути дальнейшего развития европейского искусства. В галерее на улице Лафит была организована последняя, восьмая, выставка импрессионистов, на ней, в частности, было представлено полотно Жоржа Сера «Прогулка на острове Гранд-Жатт», созданной им вместе с Полем Синьяком. Оба художника стали лидерами нового направления дивизионизм (или пуантилизм), в 1884 году основали Салон независимых, где выставлялись мастера, которых не допускали к участию в ежегодных официальных выставках в Салоне. 
     Теория разложения цвета на составные части, живопись дивизионистов, строящаяся на раздельных точечных мазках в расчете на оптическое смешение цветов при восприятии, заинтересовала Ван Гога, как и произведения импрессионистов. Винсент познакомился с Жоржем Сера, Клодом МонеАльфредом СислеемПьером Огюстом Ренуаром. Особенно сблизился он с Синьяком, Писсарро, а также с Анри де Тулуз-Лотреком. 
     Весь парижский период творчества, продолжавшийся до февраля 1888 года, прошел для Ван Гога в поисках новой живописной манеры, в экспериментах с цветом («Сады Монмартра», 1887; «Участки на холме Монмартр», 1887; «Вид из окна в Париже на улице Лепик»; «Интерьер ресторана», 1887).  В компании Бернара, ставшего ему другом, и Синьяка Винсент в 1887 году выезжает в Аньер на Сене, где любили работать импрессионисты и дивизионисты. Здесь были написаны картины «Мосты в Аньере» (1887) и Ресторан «Сирена» (1887). Как и в работах Моне и Ренуара, в картине «Мосты в Аньере» особую динамику композиции придает мчащийся по мосту паровоз — символ эры технического прогресса. Ван Гог избирает точку зрения на этот первый мост, по которому движется локомотив, чуть снизу, благодаря чему открывается перспектива Сены с другим мостом и композиция пейзажного пространства приобретает напряженность, не свойственную полотнам импрессионистов.
    Бульвар Клиши (1887), пожалуй, самая «импрессионистическая» работа Винсента Ван Гога. На бульваре Клиши находилось кафе «Тамбурин», где часто бывал Ван Гог. Весной 1887 года в залах кафе группа художников организовала небольшую выставку. Винсент назвал их группой «Малых бульваров», как бы противопоставив ее более признанным мастерам «Больших бульваров». Он мечтал о создании некого сотрудничества художников, в среде которых царило бы единодушие, а не соперничество, которое его так угнетало, когда он жил в Париже. 
     Ван Гог так же стремится передать тончайшие нюансы настроения людей, но цвет в его работах наделен уже гораздо более серьезной функцией: он способен усиливать эмоциональность и психологическую глубину образа. Цветовые созвучия и контрасты, о важности которых он размышляет, создают не просто эффектное декоративное обрамление фигур в картинах «Итальянка» и «Портрет папаши Танги» (1887), они способствуют раскрытию внутренней образности моделей. Жульен Танги, или папаша Танги, был парижским торговцем гравюрами и поклонником искусства Ван Гога. 
     Эксперименты с цветом увлекали Ван Гога и в натюрмортах («Натюрморт с мальвами», 1886;  Фритилярии в вазе, 1887; «Натюрморт с фруктами», 1887). Ван Гога увлекла разработка гаммы оттенков желтого цвета, который был его любимым в красочной палитре и олицетворял силу света солнца, дающего жизнь всему живому. Воплощением этой особой жизненной силы солнца стал для Ван Гога цветок подсолнуха. Полотно «Натюрморт с четырьмя подсолнухами» (1887) — первое в знаменитой серии Ван Гога «Подсолнухи», над которой он будет работать позднее, живя в Провансе. 
     За период двухлетнего пребывания в Париже Ван Гог создал 200 картин и 50 рисунков. Среди его живописных работ было более 20 автопортретов. В импрессионистической манере исполнены автопортреты 1887 года, а также «Автопортрет с эффектом нимба» (1887). Очень разные по восприятию собственного внешнего облика автопортреты парижского периода («Автопортрет в фетровой шляпе», 1887; Автопортрет в соломенной шляпе, 1886–1888; «Автопортрет за мольбертом», 1888). 
    Интенсивная парижская жизнь подорвала здоровье Винсента, его импульсивный характер вызывал недовольство Тео. С 20 февраля 1888 года художник поселяется в Арле, городке в провинции Прованс. Арльский период (до 8 мая 1889 года) был временем расцвета таланта Винсента Ван Гога, временем освобождения от парижских влияний, поиска «иного цвета», желания увидеть «более яркое солнце». Именно здесь, по его словам, он смог стать «необузданным колористом». Он работал теперь только светлыми цветами красок на пленэре. 
   В сентябре 1888 года Винсент снял «Желтый домик», как назвал он небольшой особнячок на площади Ламартин, и впервые оборудовал собственную мастерскую. Винсент мечтал создать здесь содружество художников, что-то наподобие группы в Понт-Авене Поля Гогена, с которым он познакомился и подружился в Париже. 
    Среди работ арльского периода много изображений цветущих деревьев – «Персиковое дерево» (1888), «Белый сад» (1888), «Сад, окруженный кипарисами» (1888). Оттенки его любимого желтого цвета буйствуют в больших картинах с изображением сцен уборки урожая («Урожай», 1888; «Хлебные поля», 1888; Жатва, 1888; «Стога», 1888; Сеятель, 1888). Он рисовал, писал этюды под палящим солнцем в поле, чтобы передать искомую им «высокую ноту» желтого цвета, которой он добивался и в колорической гамме картин из серии «Подсолнухи», продолженной в Арле. 
    Ван Гог всего мечтал увидеть Средиземное море, и его желание осуществилось 30 мая 1888 года, когда он посетил Сен-Мари де ла Мер, расположенный в 35 милях от Арля. Здесь за пять дней он сделал много рисунков и этюдов. По возвращении в город на их основе были написаны полотна «Рыбацкие лодки в Сен-Мари» (1888) и «Море в Сен-Мари» (1888). Разноцветные лодки «напоминают цветы», как писал сам художник. Четкие линейные очертания их заостренных форм придают изображению изящный графизм, заставляя вспомнить японские гравюры. Ван Гог считал, что может достичь большей свободы, подражая японцам. 
   Художник мало изображал сам город Арль, но, тем не менее, три его картины – «Звездная ночь над рекой Рона» (1888), «Терраса кафе на площади Форум» (1888) и «Ночное кафе» (1888) — стали подлинными шедеврами его арльского периода. Сам Ван Гог очень любил свое полотно «Звездная ночь над рекой Рона» (оно предшествовало его знаменитой картине Звездная ночь, 1889). В этом, казалось бы, тихом ночном существовании Арля заключена та «напряженность жизни», которую умел передавать Ван Гог, видевший жизнь натуры во времени ярче, интенсивнее, драматичнее, чем импрессионисты. Это относится и к полотну «Ночное кафе», одному из самых, быть может, жестких в передаче драматических сторон действительности, которые волновали его. Ван Гог словно написал интерьер этого притона для бродяг, сидя за одним из его столиков. В своем творчестве Ван Гог всегда хотел «не выдумывать всю картину», а следовать своему девизу: «Действительность — вот истинная основа поэзии».
    В Арле Винсент Ван Гог обрел немало друзей, в образах арлезианцев остро схвачена мимика лиц: южный темперамент пожилой дамы («Арлезианка („Портрет мадам Жину“), 1888), нежная грация юности („Мусме“, 1888), доброта и непосредственность простых людей („Почтальон Рулен“, 1888; „Портрет Пасьянса Эскалье“, 1888; „Колыбельная. Портрет мадам Рулен“, 1889). 
    Портрет по-прежнему оставался любимым жанром Ван Гога. Он наделял каждый образ своей фантазией, вкладывал в него „что-то личное, что я ощущаю в себе“, как писал он („Портрет Эжена Боша. Поэт“, 1888; Портрет Эжена Милле („Любовник“), 1888). Но, пожалуй, самый колоритный образ в серии портретов арльского периода — это мадам Жину, „прекрасная арлезианка“. Арлезианки славились своей красотой, но  образ мадам Жину  вместе с тем несет в себе ноты щемящей тоски, чувства одиночества. Как в картине „Ночное кафе“, в этом портрете выражены самые глубинные переживания Ван Гога, предвосхищающие трагический исход его работы в Арле. Известно, что основой для этого портрета послужил рисунок Поля Гогена, оставленный ему в Арле. Ван Гог позднее даже предлагал считать все созданные им три версии портрета мадам Жину их совместной работой. 
    Из Арля Ван Гог выезжал в долину Кро, расположенную на юго-востоке Прованса, на этюды (Красные виноградники, 1888). Краски осени Прованса переданы здесь на той же «высокой ноте», что и желтый цвет в его подсолнухах или эффекты ночного освещения в картинах арльского периода. Примечательно, что это была единственная работа, проданная художником при жизни в 1890 году на выставке «Группа двадцати» в Брюсселе.
      Самым значительным событием в период пребывания Ван Гога в Арле был приезд Поля Гогена. Он гостил у художника с 23 октября по 26 декабря 1888 года. В знак начавшейся еще в Париже дружбы они обменялись картинами, а Тео купил одну из работ Гогена и выставил несколько его полотен в галерее своей фирмы. Ван Гог постоянно приглашал Гогена к себе в гости в Арль, и тот приехал к нему из Понт-Авена в Бретани. Гоген поселился в Желтом домике, но после недолгого плодотворного совместного проживания их отношения испортились. Ссора между спокойным и педантичным Гогеном и импульсивным Ван Гогом вскоре дошла до разрыва. Под влиянием Гогена Ван Гог написал картины «Воспоминание о саде в Эттене» и «Спальня Ван Гога» (обе 1888). О надвигающейся ссоре и последовавшем за ней окончательном разрыве между художниками напоминают картины «Кресло Гогена» (1888) и «Стул и трубка» (1888–1889). 23 декабря ссора между ними завершилась трагической развязкой. Ван Гог угрожал Гогену бритвой, а позднее, вечером, отсек себе мочку уха. В луже крови его обнаружил почтальон Рулен. После отъезда Гогена в Париж они уже больше никогда не встречались, но состояли в переписке. Винсент был отправлен в больницу в Арль, где Винсент пробыл до середины января 1889 года, но из-за приступов душевного смятения часто туда возвращался.
   Знаменитое полотно Винсента Ван Гога Автопортрет с перевязанным ухом было написано зимой 1889 года. Кроме того, обыватели Арля в своих петициях к властям требовали поместить «рыжего безумца» в психиатрическую клинику, выдворить его из города. Восьмого мая 1889 года после очередного приступа в сопровождении местного пастора его вынуждены были отправить в клинику Сен-Поль де Мозоль в Сен-Реми, расположенную недалеко от Арля. Постепенно состояние художника стало улучшаться, и ему выделили комнату для занятий живописью, разрешили выходить за пределы клиники для работы на натуре. Ван Гог испытывал то моменты душевного просветления, то приступы болезни, и эти перемены его состояния нашли отражение в работах, исполненных во время пребывания в Сен-Реми («Больница в Сен-Реми», Больничный сад в Сен-Реми, обе — 1889). Винсент часто писал здание со стороны центрального входа с изображением старых сосен на первом плане. Их искривленные стволы и раскидистые кроны почти закрывают небо, а коричневая земля вздымается буграми. Во время депрессий у художника нередко возникали мысли о самоубийстве. В полотне «Жнец» (1889) образ жнеца, сменивший образ сеятеля, был задуман, судя по письмам Ван Гога, как олицетворение смерти, пожинающей свой урожай — человечество. «Это образ смерти в том входе, в каком нам являет его великая книга природы, но я попробовал сообщить картине „почти улыбающееся настроение“, и это кажется мне довольно забавным — я-то ведь смотрел на пейзаж сквозь зарешеченное окно одиночки», — писал Ван Гог. Мотив поля, примыкавшего к клинике, повторяется и в картинах «Пейзаж в Сен-Реми» (1889), «Хлебное поле с кипарисами» (1889), «Кипарисы на фоне звездного неба» (1890). 
    Произведения, созданные в Сен-Реми, свидетельствуют о том, что Ван Гог героически сопротивлялся развитию болезни. Впечатление напряженности в состоянии его здоровья рождает и известное полотно «Звездная ночь» (1889). Рощи олив вокруг Сен-Реми стали еще одним излюбленным мотивом Ван Гога. Он написал около десяти картин с их изображением. В письмах художник пояснял, что не хотел соотносить изображение рощ олив с библейской тематикой, модной в конце XIX столетия. Поэтому он не исполнил фигуру Христа, так как «не имел никакого намерения писать что-либо на библейскую тему» («Оливовая роща», 1889; «Оливы на фоне бледного неба», 1889). В момент душевного просветления было написано полотно «Сбор оливок» (1889), в котором тонко передано чувство человека, оказавшегося на мгновение на свободе (Ван Гогу разрешалось работать на этюдах, но все же под наблюдением надзирателя).  К подобным картинам, созданным в недолгие часы, когда болезнь отступала, относятся полотна «Сирень» (1889), Ирисы (1889), «Натюрморт с ирисами» (1889). 
   Полотна «Ирисы» и «Звездная ночь над рекой Рона» благодаря помощи Тео были показаны на пятой выставке в Салоне независимых в сентябре 1889 года. Еще пять картин — на выставке «Группа двадцати» в Брюсселе в январе 1890 года, где и была продана одна из них («Красные виноградники»). А в апреле 1890 года в Салоне независимых было представлено уже десять произведений художника, а чуть позже в журнале «Mercure de France» появилась восторженная статья Альбера Орье о его творчестве. Все эти события благотворно сказались на общем состоянии художника, но чувство неудовлетворенности своей работой не покидало его. Он полагал, что за десять лет своей творческой деятельности им было сделано чрезвычайно мало, несмотря на его постоянную борьбу за возможность работать ценой подвижничества и фанатичного трудолюбия. 
    В конце апреля 1890 года, поправившись после очередного приступа депрессии, Винсент принимает решение покинуть лечебницу в Сен-Реми. Он отправился в Париж 16 мая, где познакомился с супругой Тео и их маленьким сыном. Брат порекомендовал ему продолжить лечение под наблюдением известного врача Поля Гаше в его клинике в городке Овер, расположенном в 20 милях к северу от Парижа. Он часто бывал в доме доктора Гаше, который был дружен со многими художниками, собирал произведения искусства и стал другом Ван Гога. Художник  написал его портрет и неоднократно изображал дочь Гаше – Маргариту. Под влиянием Поля Гаше Винсент стал заниматься офортом. «Портрет доктора Гаше» (1890) — один из последних шедевров мастера. 
     Винсент жил в скромной мансарде гостиницы и часто выезжал на этюды («Хижины с соломенными крышами»; «Пшеничные поля под грозовым небом»; «Хмурое небо»; «Деревенская улица»; «Дома с соломенными крышами. Кордевиль», все – 1890).
К серии исполненных в Овере пейзажей относится и полотно Пейзаж в Овере после дождя (1890). Ван Гог продемонстрировал в этом полотне свое непревзойденное мастерство в передаче пленэра средствами уже новой, постимпрессионистической живописи. Но в Овере были созданы полотна «Церковь в Овере» (1890), «Овернский замок на закате» (1890), «Вороны над полем пшеницы» (1890), в которых выражено глубокое душевное волнение художника, приведшее его к трагическому финалу.      Предвещающими трагедию смотрятся черные птицы над полем созревшей пшеницы и грозового августовского неба. Об отсутствии внутреннего душевного равновесия у художника говорят искривленные линии и диссонансные красочные сочетания в изображении средневековой церкви в Овере. На фоне желтого неба в окружении темной зелени предстает расположенный вдали замок с фиолетовой крышей, вид на который открывается от дороги и растущего около нее почти черного персикового дерева. Именно в поле где-то около этого замка и произошла трагедия: 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог смертельно ранил себя из револьвера и 29 июля скончался. 
    Обстоятельства самоубийства художника остаются до сих пор не выясненными до конца. Те печаль и предельное одиночество, которые были выражены в его поздних полотнах, были отражением очередного приступа болезни. Револьвер, из которого стрелял в себя художник, не был найден. После выстрела Винсент смог сам добраться до гостиницы, где его нашел хозяин, вызвавший доктора Гаше и Тео. Но помочь ему уже было нельзя. Винсент Ван Гог был похоронен в Овере, где его провожали в последний путь брат, Поль Гаше, папаша Танги, Эмиль Бернар и Камиль Писсарро. 
   Творческая биография погибшего в 37 лет Винсента Ван Гога насчитывает всего десять лет. За это время он создал более 800 картин и более 800 рисунков. Жизнь имела для него смысл только тогда, когда он мог работать, искусство, которому он был предан до фанатизма, взяло у него все: «Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка». Приговор Ван Гога себе был жесток и несправедлив («Как художнику мне уже никогда не стать чем-то значительным — в этом я совершенно уверен», — писал он брату Тео), произведениями этого выдающегося художника ныне гордятся крупнейшие музеи мира.

    По материалам книги Елены Федотовой «Ван Гог»

   Книги, посвященные жизни и творчеству Винсента Ван Гога:

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2022, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group