закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 1.03.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

9 декабря 1941 года скончался Дмитрий Сергеевич Мережковский

09.12.2009

merezhkovsky_big

Есть в истории культуры выдающиеся деятели, имена которых гораздо известнее широкой публике, чем сами их произведения. Д.С. Мережковский является одним из таких парадоксально знаменитых людей. Какое-то единое определение его творчеству дать очень трудно, поскольку круг интересов Дмитрия Сергеевича был потрясающе широк – тут и поэзия, и литературная критика, и историческая проза, и обширные культурологические исследования…

Перечислять все виды публицистической деятельности Мережковского можно довольно долго. Это был удивительно плодовитый автор. Один список его произведений занял бы несколько страниц. Но – странное дело: ни одно из этих произведений не осталось что называется – на слуху у читателей. А ведь вклад Мережковского в русскую культуру весьма и весьма существенен.

Достаточно сказать, что название целого направления в русской поэтической школе появилось именно благодаря сборнику стихов Д.С. Мережковского – «Символы», вышедшему в 1892 году в Петербурге. В том же году в лекции Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» символизм получил первое теоретическое обоснование. Однако, несмотря на несомненную принадлежность Мережковского к основоположникам символизма, ни одно из его стихотворений не стало знаменитым.

1merejkovskii

На поприще драматургии он также не снискал особого успеха, несмотря на то, что ряд его пьес шел в столичных театрах. Он обогатил литературную критику множеством блестящих статей о самых различных авторах. Но и в качестве критика Мережковский не вышел на тот уровень, который бы позволял отнести его к классикам этого жанра.

Так в чем же заключается своеобразие этого талантливого и плодовитого автора, какая черта характеризовала его многогранное творчество определяющим образом? Думается, такой чертой можно назвать глубокую религиозную проблематику, которой пропитаны практически все работы Мережковского, в каком бы жанре они ни были выполнены.

2merejkovskii

Прекрасное образование и широчайшая эрудиция в области искусства и культуры органично сочетались в нем с качествами религиозного мыслителя и философа. Правда, сочетание это носило весьма специфический и странный характер: культуру Мережковский был склонен рассматривать с позиций религиозного мышления, а религию – с позиций культурологии. В первом случае, в отношении культуры такой подход был весьма интересен и содержателен.

Рассматривая искусство и культуру древних народов через призму их религиозности, Мережковский раскрывал перед искусствоведением новую, неожиданную глубину и интереснейшую перспективу. Но вот в отношении его религиозно-философских построений этот метод, к сожалению, оказался контрпродуктивным.

Очарованный красотой языческого искусства, большой его знаток и ценитель, Дмитрий Сергеевич попытался найти некие положительные смыслы язычества, которые оказались бы совместимы с христианским мировоззрением.

Итогом этих поисков оказалась его так называемая доктрина «Третьего Завета», суть которой можно свести к следующему: с точки зрения Мережковского Ветхий Завет был религией плоти, а Новый Завет – религией духа. И как когда-то Новый Завет сменил собой Ветхий, так и теперь христианскую религию должна заменить новая религиозная эпоха – т.н. Третий Завет, в котором духовное и плотское начало в человеке получат равное освящение от Духа Святого. Причем, к плоти Мережковский относил не просто материальный состав человека, но и все телесные страсти, действующие в нем. По собственному его выражению, «Третий Завет» должен говорить не только о «святой Плоти», но и о «святом Сладострастии». Также, в доктрине Мережковского христианское учение о Троице сводилось к банальной языческой триаде «бог-богиня-дитя», говорилось там и о «женской природе Святого Духа», и еще о множестве различных вещей, которые с православной точки зрения являются категорически неприемлемыми.

Таков был печальный результат попытки синтеза античности и христианства в религиозном творчестве Мережковского.



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group