закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 23.04.2018
Книга дня
Немецко-австрийская живопись. XVIII-XIX Калмыкова В. В., Тёмкин В. А.
Картина дня
Варвара Дмитриевна Мергасова, жена Римского-Корсакова Винтерхальтер, Франц Ксавье
Воскресный день » Авторская колонка »

405 лет со дня рождения нидерландского живописца Герарда Доу, одного из ярких представителей «малых голландцев»

06.04.2018
Герард Доу. Автопортрет. 1635–1640

   Герард (Геррит) Доу (7.4.1613—9.2.1675) родился в Лейдене, в возрасте пятнадцати лет поступил в мастерскую Рембрандта (жившего по соседству), где он оставался вплоть до отъезда мастера в Амстердам в 1631—1632 годах. Ранние работы Доу, как и Яна Ливенса и Яриса ван Влита, двух других лейденских учеников Рембрандта, находились полностью под влиянием мастера, чьи произведения он буквально копировал: те же модели, те же позы, та же тщательность исполнения, то же очарование светотени. Доу писал картины с изображением отца Рембрандта в виде воина, восточного человека, астронома, матери Рембрандта, читающей Библию,  самого художника за работой. В этих работах, написанных в темных тонах и в достаточно реалистичной и точной манере, Доу с изумительным совершенством изображает детали и аксессуары. 
    Его ранние картины Астроном и «Ученый», исполненные еще в мастерской учителя, и темой и манерой письма близки юному Рембрандту. «Астроном» даже написан с той же модели, что и «Старик воин» Рембрандта. В «Ученом» следует отметить характерное для мастерской учителя увлечение «восточным колоритом» в реквизите. Рембрандтовская проникновенность и трезвость еще заметны и в следующем десятилетии (Мужской портрет). В середине века возникают лучшие произведения Доу, сыгравшие важную роль в развитии реалистической жанровой живописи.
После отъезда Рембрандта искусство Доу приобретает большую оригинальность; художник постепенно отказывается от портретов и посвящает себя жанровой живописи, которую он трактует с особой тщательностью и совершенством, принесшим ему славу. Так, уже в 1641 году шведский дипломат Спиринг назначил Доу большую годовую пенсию, чтобы сохранить за собой право выбора его работ. 
     В 1648 году художник вступает в лейденскую гильдию св. Луки; в 1660-м правительство Голландии покупает у него три картины (одна из них, Молодая мать, хранится в Маурицхёйсе в Гааге), которые будут преподнесены Карлу II в честь его прибытия в Гаагу. Помимо хвалебных отзывов о Доу в современной ему литературе (его сравнивали с греческими художниками Зевксисом и Паррасием), одним из интересных свидетельств о славе художника была постоянная выставка 29 его картин, принадлежавших знаменитому коллекционеру Яну де Бейе, открытая в 1665 году в доме художника Ханнота (это вообще была едва ли не первая выставка в современном смысле этого слова). Здесь можно было видеть самые значительные произведения Доу — «Женщина, страдающая водянкой»; Трубач; «Вечерняя школа». Едва ли нужно говорить о том, что цены на картины Доу сразу подскочили, как при жизни художника, так и, особенно, в XVIII и XIX вв.: цена его картины — «Кухарки» увеличилась от 770 флоринов в 1706 году до 6220 флоринов в 1768-м, в то время, как произведения Вермеера в 1745 году продавались за 26 флоринов. 
    В этот второй период в творчестве Доу, для которого характерна более живая полихромия, чистая и полированная фактура (отсюда некоторая холодность во многих его картинах), появляется новая тема — тема ниши, восходящая еще к Рембрандту, но ставшая у Доу шаблонным элементом обманки. В угоду моде эти ниши часто украшены рельефом Дюкеснуа («Путти, играющий с козлами»), который придавал композиции классически-современный характер (этот мотив появится и в работах учеников Доу, в частности, у Мириса). Но особенно часто Доу помещает в нишу фигуру женщины, занятой домашними хлопотами (приготовлением еды, мытьем посуды, покупками, вязанием) или, реже, врача, — предлог для различных натюрмортов, в которых, может быть, раскрывается подлинный талант художника («Женщина, страдающая водянкой», «Винный  погреб»). Среди многочисленных примеров его «крестьянок» — характерная примета эпохи — поясные портреты в нише. 
    Обратившись к изображению быта мелких горожан и характерной для университетского Лейдена интеллигентской прослойки, Доу окончательно нашел свою тему и свой язык. К этому периоду (1650—1665) относятся «Больная в кабинете врача», Старая женщина за книгойМотальщица и «Скрипач». Избирая тихие, спокойные сцены из повседневной жизни, ограничивая количество действующих лиц одним-двумя и переходя от фигур в рост к полуфигурам, помещенным, как правило, в проеме окна, Доу предвосхитил ту тишину и покой, которые будут господствовать в живописи Терборха, де Хоха и Вермеера, их формальные искания уравновешенных, обрамленных самим живописным мотивом композиций. Обилие деталей натюрмортного характера как на переднем, так и на заднем плане и тщательное исполнение мелочей сглаживается умелым и тонким использованием светотени как объединяющего начала и как средства характеристики пространства и глубины.
    Светотень — одна из характерных черт искусства Доу, также восходящая к Рембрандту (пространство картины освещено свечой),  — придает его работам легкую живописность, возвеличившую гладкую фактуру, особенно в красноватых отблесках и в смягченных тонах (эта тема будет продолжена Схалкеном). Среди подобных картин наиболее знаменита «Вечерняя школа», Астроном со свечой, «Рисовальщик». Исключительная тонкость, гладкая и холодная фактура, очень искусная и иллюзионистская техника, сюжеты сельского жанра, — все это несет в себе симптомы упадка, который постиг голландскую живопись в конце XVII — начале XVIII веков. «Купальщица» и «Купальщик» с их холодным виртуозным мастерством предвещают уже работы Доу позднего периода, отличающегося чрезмерной детализацией и мелочностью, сглаженной и эмалевидной техникой письма. В этот период была исполнена Торговка сельдями, пестрый колорит и дробность форм которой говорят уже о преобладании формы, ремесла над содержанием.
    Творчество Доу имело большое значение, о чем свидетельствуют его многочисленные ученики и подражатели — Габриэль Метсю и Я. ван Мирис, а также Слингеланд, Схалкен, Д. ван Тол (племянник Доу), Матон, К. де Мор. Другие (Брекеленкам, Ставерен) пользовались советами или даже уроками Доу, которого по праву можно назвать основателем лейденской школы живописи. Несмотря на всю ограниченность творческой манеры, живописец был единственным из учеников Рембрандта, создавшим свою школу. Ценимый некогда очень высоко, сегодня Доу несправедливо забыт. 


 Источник http://bibliotekar.ru/

Книги, посвященные жизни и творчеству Герарда Доу: 

 

 

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group