 | И.Н. Крамской. Портрет художника Н.Д. Дмитриева-Оренбургского. 1866 |
Сегодня имя Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского (13.4.1837–3.5.1898) мало что говорит зрителю: картины его забыты, монографических исследований творчества не было. А между тем жизнь художника была замечательно насыщенной. Он пережил «бунт четырнадцати » и становление Товарищества художников передвижников, участвовал в значимых исторических процессах, его искусство отразило в себе все веяния живописи XIX века и заслуживает доброй памяти. Десять лет своей наиболее творческой жизни (1875—1885) Дмитриев-Оренбургский провел в Париже, где большинство из написанного им было распродано и постепенно затерялось для последующих поколений в часто бывающей капризной памяти истории, истории живописи как частном случае. Но и то из созданного Н.Д. Дмитриевым-Оренбургским наследия, что дошло до нас, говорит о нем как о достойном русском художнике. Готовившегося к военной службе юношу и его родителей знающие люди уговорили поступить в Академию художеств, где он учился в классе Ф.А. Бруни. За свои рисунки с натуры и живописные этюды Николай Дмитриев получал серебряные медали различных достоинств (была среди них и малая золотая), однако на академических конкурсах последних лет обучения Н. Дмитриев терпит неудачи. Его картины Великая княгиня Софья Витовтовна вырывает пояс у князя Василия Косого (1861) и Стрелецкий бунт (1862) не вызывают благосклонного отношения академического начальства. Видимо, не случайно у начинающего художника «не идут» исторические полотна патетического содержания. Потому что его больше интересует жизнь простого народа. Он много иллюстрирует в эти годы Н.А. Некрасова и И.С. Тургенева, каждое лето выезжает в русскую деревню, изучая жизнь крестьян. И как результат на выставках появляются его жанровые полотна, лучшее из которых — Утопленник в деревне (1867) — принесло ему известность и звание академика (именно с этого времени художник начинает подписываться двойной фамилией, которая сохранится за ним на всю жизнь). В 1869 году живописец сопровождает великого князя Николая Николаевича Старшего в его поездке на Кавказ и в губернии Харьковскую и Воронежскую; плодом этого путешествия стал альбом из 42 рисунков. Живя в Париже, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский не порывает с родиной. Он каждое лето выезжает в русские деревни, пишет много этюдов. Он становится одним из организаторов Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже. Его картины охотно выставляют в Салоне и покупают. Во время войны России против Турции (1877—1878) за освобождение балканских народов от турецкого ига художник едет в действующую армию. Его батальные полотна получают положительную оценку скупого на похвалы В.В. Верещагина. Фактически «боевая» тематика остается основной для него на последующие годы. Хотя выставляет он в 1880-е годы и свои любимые «Около деревни», Встреча, «Крестьянская девушка», «Воскресение в деревне» (к сожалению, судьбы последних двух полотен неизвестны). Летом 1877 года начался самый героический эпизод русско-турецкой войны – защита Шипкинского перевала, в ходе которой отличился русский полководец Михаил Скобелев. Решительной атакой он разгромил основные силы турецкой армии. В феврале 1878 года отряд Скобелева занял Сан-Стефано, где 3 марта того же года был подписан выгодный для России Сан-Стефанский мир, принёсший освобождение Болгарии от 500-летнего османского ига. Своими успешными действиями генерал Скобелев снискал большую популярность в Болгарии и России. Современники называли Михаила Дмитриевича Скобелева «белым генералом», ибо во всех сражениях полководец был неизменно на белом коне, в белой фуражке, а нередко и в белом кителе. Часто задают вопрос, почему полководец предпочитал белых коней. По воспоминаниям современников, разгадка кроется в одном из эпизодов юности героя. Однажды он чуть не утонул в болоте, спастись от неминуемой гибели ему помогла белая кляча, которая вытащила его из трясины. Скобелев оставался живым и невредимым после самых жарких схваток с противником (он постоянно внушал себе и другим, что на белой лошади и в белой одежде никогда не будет убит). Уже тогда сложилась легенда, что он заговорён от пуль. Лошади гибли под ним, а он продолжал смеяться над смертью, проявляя чудеса храбрости. Не проигравший ни одного сражения, Скобелев отнюдь не идеализировал войну, полагая, что желать войны – величайший грех и никакая победа не вознаграждает трату сил, богатств и человеческих жизней, но если речь идёт о «вольном союзе славянских племён», свободе славянства, то нужно идти на жертвы. Боевой генерал умер внезапно в 1882 году в возрасте 38 лет. До сих пор его смерть остаётся загадкой. Скорее всего, это было убийство, так как он был прямым, даже резким, бескомпромиссным со всеми, включая высшую российскую власть. Я помню, как Москва рыдала Над этим прахом молодым И как вся Русь ей отвечала Рыданьем горестным своим –
так вспоминал день похорон поэт Яков Полонский. Скобелев был исключительно популярен среди русской интеллигенции – писателей, поэтов, художников, им восхищались Иван Тургенев, Фёдор Достоевский. Он дружил с великим художником-баталистом Василием Верещагиным, а тот, в свою очередь, покровительствовал художнику Николаю Дмитриеву-Оренбургскому, автору портрета Скобелева. Оба мастера по собственной воле оказались участниками русско-турецкой войны не только как художники, но и как воины. К примеру, Верещагин в одном из боёв был тяжело ранен и чуть не погиб. А Николай Дмитриев-Оренбургский словно попал в родную стихию. Ведь он, потомок славного дворянского рода, готовился к военной карьере. Но пристрастие к живописи оказалось сильнее. Живой свидетель, участник сражений, Дмитриев-Оренбургский наблюдал вблизи генерала Скобелева, восхищался им, а после заключения мира по высочайшему заказу на сюжеты русско-турецкой войны 1877–1878 годов художник создал целый ряд батальных полотен. За два из них, на которых изображён император Александр I («Бой на Систовских высотах конвоя императора Александра II» и «Въезд императора в город Плоэшты»), Академия присудила ему профессорское звание. В процессе работы над этими полотнами произошел переход художника от жанровой живописи к батальной. Чтобы иметь все необходимые пособия и удобства при исполнении дальнейших картин той же серии, Дмитриев-Оренбургский возвратился в 1885 году на постоянное жительство в Санкт-Петербург. Из жанровых произведений живописца лучшими могут считаться: «Две минуты остановки» (1878) и Пожар в деревне (1885). Батальная серия картин, воспроизводящих различные эпизоды Русско-Турецкой войны, украшают собой большую Помпеевскую галерею в Зимнем дворце. Умер Н.Д. Дмитриев-Оренбургский в 1898 году в Санкт-Петербурге.
По книге «1000 русских художников» и материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
Книги, посвященные жизни и творчеству Н.Д. Дмитриева-Оренбургского:
|