закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 26.05.2018
Книга дня
Картина дня
Барка Данте (Данте и Вергилий в ладье, перевозимые Флегиасом, переезжают через озеро, окружающее стены адского города Дита) Делакруа, Эжен
Воскресный день » Авторская колонка »

Замечательный британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист и гравер Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля 1775 года

23.04.2018
Автопортрет. Около 1799

    Английский живописец-новатор Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (23.4.1775–19.12.1851) был одной из наиболее ярких фигур в романтической пейзажной живописи XIX века. Его творчество, чрезвычайно разнообразное по стилистике, отмечено смелыми, опережавшими свое время поисками и открытиями. 
     Он начал с традиционных для Англии XVIII века так называемых топографических пейзажей, главной задачей которых была точная передача портрета местности. Работал акварелью, пользуясь предварительными зарисовками с натуры, которые делал во время своих пеших и водных путешествий. Тёрнер не получил систематического общего образования, но в 1789—1793 годах посещал классы Королевской академии художеств. Благодаря упорству и трудолюбию художник невероятно развил наблюдательность и память, научившись улавливать эмоционально сложные состояния природы и быстро меняющиеся светотеневые эффекты. Постепенно его акварели стали включать все больше элементов «живописного» пейзажа — дикие заросли по берегам рек, небольшие водопады, руины, — проникнутого тонкими настроениями. Вообще акварель играла важную роль в творческой судьбе Тёрнера. Подхватив эстафету у английских мастеров XVIII века, он открыл новые грани и возможности этого национального вида живописи. 
    Выросший близ устья Темзы, художник с детства полюбил море и парусники. Его первая работа маслом  — «Рыбаки в море» (1796)  — открывает длинную череду картин, посвященных морской стихии. Композиционным ядром в ней является беспокойный световой овал, в котором угадывается прообраз вихревых цветовых вибраций будущих пейзажей. В поздние годы море стало для живописца символом могущественных сил природы и высшего начала, а также своеобразным «зеркалом» собственных мироощущений. Уже в этом раннем произведении, выполненном под сильным влиянием голландской марины XVII века, выделена тема противоборства человека и природы. Мастер подчеркивает светотеневые контрасты ночного освещения, дает почувствовать беспредельность мира, строит композицию на вихрящихся, эллипсоидных элементах. 
    Никто ранее не изображал море таким, каким оно предстает на картинах Тёрнера, осуществившего наряду с Констеблом революцию в области пейзажа. Художник прошел трудный путь исканий от реалистических марин в духе Лоррена и голландцев (Восход солнца в тумане) до создания «поэтических симфоний», состоящих из «стихий воздуха, земли и воды».
В поисках героического образа природы Тёрнер обращается к опыту классического искусства. Пытаясь соединить пейзаж с исторической картиной, он вводит в него мифологические персонажи, как это делали Н. Пуссен и К. Лоррен. Особенно эта тенденция усилилась после путешествия мастера в 1802 году в Швейцарию. На него произвело неизгладимое впечатление не только грандиозное величие горной стихии, но и картины старых мастеров, вывезенные Наполеоном из завоеванных стран Европы и выставленные в Лувре, где Тёрнер увидел их во время остановки в Париже. 
   Следуя технике акварелистов, он разработал совершенно новую технику масляной живописи, которая в значительной степени легла в основу живописи XIX столетия, включая импрессионизм. Отказавшись от повсеместно принятой тогда тональной манеры письма, Тёрнер писал на белом грунте, накладывая краску очень тонким слоем, что позволило тонам звучать более ярко и дало возможность высветлить палитру. С последовательностью ученого художник, «привыкший смотреть прямо в глаза природе», всю жизнь вдохновенно изучал натуру и световые эффекты, экспериментировал с цветом. Он работал кистью, мастихином, рукой и пальцами. Тёрнер редко стремился к топографической точности. Ради точной передачи эмоциональных ощущений или впечатления движения он освобождался не только от традиционных схем композиции, но и от конкретного предмета изображения («Восход солнца. Морские чудовища»; Мол в Кале, 1803; «Кораблекрушение», ок. 1805). Его бури и кораблекрушения были призваны выразить идею «возвышенного и ужасного», очищающего душу через потрясение, вызывая смятение ума и сердца. Он также продолжал поиски непосредственных впечатлений от природы в повседневном английском пейзаже и писал прелестные, то полные мягкого лирического чувства, то внутренне энергичные акварели. Стремясь постичь тайны постоянной изменчивости натуры, зависящей от освещения, он пишет этюды облаков, опережая в этом Констебла. «Тёрнер – самый талантливый из ныне живущих художников, – писал в 1816 году известный критик Хэзлитт, – однако его картины являются чересчур отвлеченной передачей воздушной перспективы и изображают не столько природные объекты, сколько среду, через которую они видны… Художнику нравится возвращаться в первобытный хаос… Все бесформенно и пусто. Кто-то сказал о его картинах, что они “изображают ничто, и очень похоже…”».
   Пик увлечения классицистическим пейзажем приходится на 1807—1818 годы. Вдохновленный живописью классицизма XVII века, он создает произведения двух видов. К первому относятся огромные, предназначавшиеся для академических выставок полотна, в которых художник пытался поднять пейзаж до уровня «высокого» искусства. Среди них «Пятая египетская казнь» (ок. 1800), «Десятая египетская казнь» (ок. 1802), «Потоп» (ок. 1805) и, наконец, самая «лорреновская» из его картин — Дидона строит Карфаген (1815). Большинству холстов свойственна известная театральность, но вместе с тем и в этих произведениях ощущается романтическое противостояние мрака и света, нарушающее классическую гармонию кулисного построения композиции. Второй тип «лорреновского» пейзажа связан с попыткой трактовать обыденный ландшафт с позиций «большого» стиля. В знаменитой картине Переправа через ручей (1815) дан идеализированный образ природы, основанный на смене кулисно построенных планов с переходом от более темного переднего плана к высветленным задним. Но и здесь замкнутость классицистической композиции разрушается извилистой рекой, прорезающей зелень холмов и уводящей глаз зрителя в безбрежную туманную даль. 
    К концу 1810-х годов искусство Тёрнера переживает кризис, разрешению которого способствовала поездка в Италию. Новизна впечатлений, струящийся от жары влажный морской воздух, блеск и сияние средиземноморского солнца, растворяющие в молочном мареве контуры окружающего предметного мира, совершили переворот в его мировосприятии и открыли путь к более поздним живописным открытиям мастера.      Романтическая Венеция покорила его на всю жизнь, заставила по-иному увидеть собственно английский пейзаж, ее образы возникали в творчестве художника до конца его дней. Отныне стихия света стала одной из главных составляющих искусства Тёрнера. В его живописи усиливается тенденция к высветлению палитры, наметившаяся еще до поездки в Италию, он все шире использует цветные тени, все чаще работает пятном чистого тона. Его мазок становится более размашистым, контуры и формы предметов — неопределенней, часто придавая картинам своеобразную незаконченность наброска. Художнику все лучше удается передавать движение и изменчивость природы.
    Постепенно накапливаясь, эти качества приводят к перелому в его искусстве 1830-х годов. Этот период творчества Тёрнера связан с имением Петуорт-Хаус, где он подолгу жил у своего покровителя лорда Эгремонта. Он любил писать тающие в дымке пейзажи окрестностей имения, но подлинно новаторским духом проникнуты его жанровые сцены и интерьеры Петуорта. Залы и комнаты дворца растворяются в стихии света и цвета, в них нет ни одной сколь-нибудь тщательно выписанной детали, и вместе с тем они очень узнаваемы. Мастер наделяет их искренней теплотой чувства, поразительно точно передавая атмосферу полного уюта гостеприимного дома, подчеркивает его соразмерность человеческому существу, в отличие от большинства своих произведений, где окружающий мир противостоит человеку. Особой прелести полны сцены в гостиных — «Общество в Петуорте» (ок. 1830), «Музыкальная комната в Петуорте» (ок. 1830—1837). В последней композиции вибрирующие потоки красного света и цвета претворяют женские фигурки у рояля в дивные видения, создавая почти физически ощутимое впечатление звучащей музыки и воплощая тем самым родство цветовой и музыкальной полифонии. Смелые живописные новации петуортских вещей Тёрнера повлекли за собой и новое осмысление его излюбленной темы — морской стихии. 
    В отличие от своего современника Констебла, Тёрнер редко писал натурные этюды маслом, но обладал феноменальной зрительной памятью и необыкновенным чувством композиции. Для того чтобы достоверно передать бурю и вызвать у зрителей явственное ощущение трагизма происходящего, художник вышел на корабле в бушующее море и упросил матросов привязать его к мачте. Результатом четырехчасовых наблюдений стало поражающее воображение полотно Снежная буря – пароход выходит из гавани…, представляющее собой, по словам А. Познанской, феерию света и цвета, более всего напоминающую абстрактную живопись XX века.
     Картину Вечный покой. Похороны в море он посвятил памяти своего друга художника Уилки, умершего в 1841 году на борту корабля «Ориенталь» при возвращении из путешествия на Ближний Восток и погребенного в море близ Гибралтара. Драматическая выразительность композиции, построенной на холодных голубых тонах, достигается контрастом черных, траурных парусов, свечения горящих факелов и перемежающихся отблесков на воде.
     На протяжении всей своей творческой жизни художник шел к пониманию пейзажа как самодостаточного жанра живописи, способного выражать мысли и чувства, проникать в философские глубины бытия. В отличие от импрессионистов мастер воплощает непосредственное наблюдение и впечатление от природы, повинуясь романтическому стремлению к внутренней правде. Он пишет скорее среду, в которую погружен предметный мир. И чаще всего эта среда трактована им как стихия или катастрофа — шторм, дождь, огонь («Пожар парламента», 1835; «Метель на море» (1842). Предметы в его картинах окончательно теряют четкость очертаний, превращаясь в призраки, подчиняющиеся общему водовороту воронкообразных, спиралевидных композиций. В знаменитой картине Дождь, скорость и пар (1844) мчащийся с огромной по тем временам скоростью поезд своим стремительным движением прорезает мглу дождя и снега, противостоя стихии и вместе с тем почти растворяясь в ней. Романтические образы Тёрнера рождаются из пульсирующей мощи красочного слоя. Он почти лепил это красочное месиво,  часто просто пальцами, ногтем процарапывая и выскребая краску. 
     Тёрнер много размышлял о природе света и цвета, он живо интересовался достижениями науки, в особенности оптики, химии и метеорологии. Его внимание привлекала теория цветов Гёте. Свои взгляды на историю и принципы пейзажной живописи он изложил в одной из лекций, прочитанных в Королевской академии художеств, членом которой он состоял с 1802 года, а профессором был с 1808 по 1828-й. 
    Тёрнер прожил долгую жизнь. Он пользовался славой, хотя не был до конца понят и принят своими современниками. Викторианская публика, предпочитавшая реализм, граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и «гармоничную», но невыразительную цветовую гамму, плохо принимала многие его картины. В 30–40-х годах всё чаще появлялись критические выпады по адресу Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего. Королева Виктория отказала ему в возведении в рыцарское достоинство. Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера был Джон Рёскин, назвавший его «величайшим художником всех времён».
     Умер живописец 19 декабря 1851 года.

По книге «Шедевры английской живописи» 

    Книги, посвященные жизни и творчеству Уильяма Тёрнера:


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2017, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group