закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 17.10.2018
Книга дня
Новые стили живописи. XIX век Майорова Н. О., Скоков Г. К.
Картина дня
Отшельник Бёклин, Арнольд
Воскресный день » Авторская колонка »

Третьего мая родился талантливый русский живописец, график, иллюстратор, иконописец, художник-монументалист Николай Андреевич Кошелев

02.05.2018
И.Н. Крамской. Портрет художника Н.А. Кошелева. 1866

    
Николай Андреевич Кошелев  (3.5.1840−?.1918) родился в семье крепостного крестьянина в русско-мордовском селе Серман Пензенской губернии. Детство провёл в Арзамасе. В городе находилась живописная школа академика А.В. Ступина, однако отсутствие материальных средств не позволило будущему художнику поступить в неё. Вместо этого одиннадцатилетний, страстно желавший рисовать мальчик был отдан в услужение вначале к одному художнику, затем к другому — оба случая ученичества оказались неудачными. И стало бы на нижегородской земле на одного художника-ремесленника меньше, не прими участие в судьбе Николая Кошелева местная помещица. Три года юноша жил в ее семье и три года неустанно работал, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники. После поездки с благодетельницей в Казанское художественное училище, где подающий надежды юный художник получил несколько уроков живописания от профессионального преподавателя, последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стен монастыря и, наконец, поездка в Петербург и поступление в Академию художеств (1861).
    Первые годы обучения Николай просто бедствовал и неделями пребывал в полуголодном состоянии. Он занимался в Академии сначала в качестве вольноприходящего, и только с 1863 года — в качестве постоянного ученика.  Он обучался в классе исторической живописи под руководством А.Т. Маркова и Ф.А. Бруни. За картину Первое число (сцена из чиновничьего быта) (1862), этюд и рисунок с натуры художник был отмечен тремя Малыми серебряными медалями Академии, а также Большой серебряной медалью за этюд с натуры. В том же году картина «Первое число…» появилась на академической выставке. Конкурсная картина «Меркурий усыпляет Аргуса, чтобы похитить нимфу Ио» (1864) завоевала Малую золотую  медаль. В 1863 году было куплено несколько работ Кошелева, что наконец-то улучшило его материальное положение, однако из-за недостатка средств он так и не смог принять участие в конкурсе на Большую золотую медаль. Несмотря на это, по окончании академического курса (1865) Николай Кошелев был удостоен звания классного художника 1-й степени «за познания в живописи исторической и портретной».
    С 1864 года Кошелев работал в художественной артели П.А. Крестоносцева (Волгина), основанной группой учащихся Академии для материальной поддержки. В её составе он принимал участие в иконописных работах для Старо-Ладожского Никольского монастыря. Когда в 1865 году артель распалась, художник вступил в возглавляемую И.Н. Крамским Санкт-Петербургскую Артель художников (1863—1871), послужившую впоследствии основой для Товарищества передвижных художественных выставок, и в марте 1865 года участвовал в первой провинциальной выставке передвижников, состоявшейся в период Нижегородской ярмарки.
   В том же году художник получил заказ на создание иллюстраций к изданию Дементьева и Золотова «Русская история в картинах», для которого выполнил более 60 рисунков, и вскоре был удостоен 2-й премии Общества поощрения художников за картину Офеня-коробейник. Тогда же им была написана картина «Крестный ход в деревне», зарекомендовал он себя и как отменный портретист.
    В течение нескольких лет Николай Кошелев работает над росписями Храма Христа Спасителя в Москве. Осенью 1865 года преподаватель Академии художеств А.Т. Марков взялся за композицию для плафона главного купола Храма Христа Спасителя и в качестве исполнителя росписи пригласил воспитанника Академии, портретиста И.К. Макарова. Не удовлетворённый результатами, профессор затем обратился также к вышедшему из Академии участнику «бунта четырнадцати» И.Н. Крамскому. В свою очередь, Крамской предложил поехать вместе с собой в Москву для осуществления работ Кошелеву. Роспись главного купола делали по композициям А.Т. Маркова втроём: И.Н. Крамской, Н.А. Кошелев и Б.Б. Вениг. Именно за эти росписи Н.А. Кошелев становится академиком (1873) и профессором (1878) Академии художеств. 
     Заработав денег в этом ответственном деле, в 1878 году Николай Кошелев отправился в заграничную поездку, он посещает Берлин, Дрезден, Франкфурт-на-Майне, Вену, Париж, в 1880–1881 годах живет в Риме, где работает над картинами «Погребение Христа», «Жены-мироносицы, Мария Магдалина и Мария, мать Иакова получают от ангела весть о Воскрешении Иисуса Христа».
Эта сфера творчества Николая Кошелева всегда привлекала внимание специалистов,  в частности, его эскизы для росписей  Александро-Невского собора (Варшава).
     Наибольший интерес среди произведений религиозной тематики представляет цикл «Крестный путь», написанный для храма Святого Александра Невского в Иерусалиме. Восемнадцать полотен представляют собой не традиционные иконы в собственном смысле слова – это монументальный художественный цикл на тему Крестного пути Спасителя. В нижней части каждого полотна помещена цитата из Евангелия со ссылкой на соответствующую главу и стих, которая соответствует изображению. Это показывает, что картины носят иллюстративный характер, и в них совсем нет вольных интерпретаций.
     В «Сообщениях Императорского Православного Палестинского общества» описан интерьер иерусалимской церкви Св. Александра Невского в 1892 году: «…На западной и боковых стенах между окнами поставлены до 30 икон палестинских и русских святых… работы художника Пасхина. Под ними целый ряд икон, с фигурами в человеческий рост высокохудожественной работы Н.А. Кошелева, изображает всю страстную историю Господа нашего, начиная от моления о чаше и до положения во гроб… Ныне из этих 20 икон готовы только 5: 1) Моление о чаше, 2) „Иисус Христос будит своих учеников“, 3) „Предание Иисуса Христа“, 4) „Иисус, ведомый к Каиафе“ и 5) Иисус перед Пилатом»
     Из этих описаний становится ясным, что к 1892 году были исполнены только пять образов из двадцати. Современные исследователи и биографы художника отмечают: «Н.А. Кошелев, человек из низов, добившийся высокого признания, писал живописные полотна, посвящённые страданию и подвигу Иисуса Христа в течение 10 лет, равных которым нет ни в русской, ни в мировой живописи…»
   Также для церкви Св. Александра Невского была создана картина «Голова Спасителя», но сейчас она висит в комнате для гостей на Александровском подворье. Её заменили картиной И.Е. Репина «Несение креста». 
     «Глядя на произведения художника, мы видим, что его не коснулись те позитивистские взгляды, которые декларировали в своём творчестве живописцы его поколения — И. Крамской, И. Репин, В. Поленов, Н. Ге. Для них Христос — это человек, борец, мыслитель, противопоставляющий себя обществу, проповедующий новые идеалы, за это гонимый, распятый, чем-то напоминающий революционеров-народников (например, в картине И.Е. Репина „Голгофа“). Кошелева, принадлежавшего к старшему поколению передвижников, миновали подобные настроения. Для него на первом месте всегда была живопись, проповедующая высокие идеалы, вечные истины», — таково резюме современных искусствоведов. 
    В Государственном музее истории религии в Петербурге хранится десять так называемых подготовительных эскизов, выполненных маслом на бумаге. На двух из них надписи, свидетельствующие о том, что создавались они Николаем Кошелевым для церкви Св. Александра Невского в Святом Граде. Совпадая по сюжетам, композиционно они сильно отличаются от окончательного варианта образов для иерусалимского храма. 
    Работы цикла «Крестный путь» несколько различаются и по своему живописному решению. Большинство образов написано широко и размашисто, почти эскизно. Художник использует игру света и тени, что придает его трудам динамичность и эмоциональную напряженность. Часть работ выполнена в духе жанровой живописи и напоминает картины на евангельские сюжеты мастеров второй половины XIX века. Полотна написаны в стиле позднего академизма с оттенком салонного искусства, а частично — в реалистической манере. Одновременно с этим академизм  Кошелева носит несколько выраженный национальный русский оттенок. Все восемнадцать работ цикла «Крестный путь» в Иерусалиме, размером 352 х 210 см, выполнены на конопляных холстах и маслом.
    Путешествуя по Святой Земле, художник запечатлел серию пейзажей, видов и древностей Иерусалима («Тивериадское озеро», «Вид старого Иерусалима», «Палестина», все — 1891). Большинство этих произведений ныне хранится в Нижегородском художественном музее. Палестинские виды Н.А. Кошелева представляют собой редкий пример пейзажного творчества автора как исторического живописца.
    В 1891 году Николай Кошелев возвратился в Россию, жил попеременно в Москве и Петербурге. В Санкт-Петербурге, Гатчине и Москве прошли персональные выставки произведений Кошелева. Участвовал он также в выставках, проходивших в залах Императорской Академии художеств, Московского общества любителей художеств.
     В 1882 году художник был привлечён к реставрации росписей главного купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в рамках большой программы ремонтных работ, начатых архитектором М.Е. Месмахером в связи с неравномерной осадкой здания собора. В 1895—1899 годах художник выполнял эскизы для мозаик и росписей петербургского храма Спаса на Крови (Воскресения Христова на Крови). Является автором мозаик: в экстерьере — «Христос во Славе с припадающими св. Александром Невским и св. Николаем Мирликийским» (кокошник большого южного фронтона), в интерьере — «Бегство в Египет» (на восточной стороне) и «Преображение Господне» (в восточном полукуполе). 
    В церкви Казанской иконы Божией Матери в Вырице (Гатчинский район Ленинградской области), построенной в 1914 году, сохранились иконы «Богоматерь Всех Скорбящих Радосте» и «Христос, Благословляющий детей», а также тондо* «Троица Новозаветная». 
    Преподавательская деятельность Н.А. Кошелева была весьма насыщенной. Живописец вёл уроки живописи и рисования в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, читал курс истории искусства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1880-х–1890-х был инспектором Строгановского художественно-промышленного училища.
    Николай Андреевич был одним из инициаторов создания Нижегородского художественного и исторического музея (1894), которому подарил некоторые свои произведения, в частности, картину «Погребение Христа» и эскизы росписей храма Христа Спасителя; был членом общества «Мюссаровские понедельники» (1881 – 1917 годы), возникшего по инициативе Е.И. Мюссара и группы художников-любителей для оказания помощи семьям художников.
   В 1903 году художник путешествовал по Крыму, участвовал в организации и проведении первого Всероссийского съезда художников (1911–1912).
    Сведений о последних годах жизни Н.А. Кошелева  почти нет, известно только, что до самой смерти он не выпускал кисти из рук. Сохранились эскизы, наброски, этюды последних лет, большинство из которых находятся в Русском музее.
    Умер художник в Петрограде в 1918 году.

      По материалам сайтов: http://www.bogoslov.ru и http://www.isaac.spb.ru

     * Тондо —  круглая по форме картина или барельеф (сокращение от итал. rotondo — круглый).

 Книги, посвященные жизни и творчеству Николая Александровича Кошелева:


Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group