закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 20.06.2021
Книга дня
КВЕСТ-тренажер УСТНЫЙ СЧЕТ. Сложение и вычитание. Около 500 заданий, 40000 примеров Астахова Н. В.,сост.
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Альбрехт Дюрер, выдающийся немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса

21.05.2017
Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498
 
     Современник писал о нем: «За всю его жизнь не известно ни одного поступка, который заслуживал порицания или хотя бы снисхождения, он был безупречен вполне». Эти слова относятся к математику, механику, архитектору, теоретику фортификации и замечательному художнику Альбрехту Дюреру (21.5.1471–6.4.1528). 
    Будущий график и живописец Альбрехт Дюрер появился на свет в Нюрнберге, городе, где процветало книгопечатание, и был третьим из восемнадцати детей в семье золотых дел мастера, выходца из Венгрии. Мальчик рос очень вежливым, кротким и на всю жизнь сохранил  почтительность к своим родителям. С малых лет он помогал отцу в ювелирной мастерской, но его навсегда заворожило чудо прикосновения карандаша к бумаге. Три года Альбрехт обучался у художника и скульптура Михаэля  Вольгемута, а потом, странствуя по городам Германии, совершенствовал свое мастерство, бесконечно повторяя эскизы голов, рук, ног и драпировок.
     Отец Альбрехта заочно сосватал ему богатую невесту Агнесс Фрай. Семейная жизнь Агнесс и Альбрехта не сложилась, может быть, потому, что они не имели детей. Вскоре после свадьбы Дюрер оставляет молодую жену на попечение родителей. Уехав из Германии с ее средневековыми устоями в Италию, переживающую расцвет Ренессанса, Дюрер был ошеломлен и подавлен. Он с горечью понимает, что немецкие художники на фоне итальянских мастеров напоминают дикое дерево, которое никогда не прививали. Художник стал изучать теорию живописи и принцип построения перспективы. Как и другие мастера Ренессанса, он увлекся поиском универсальной математической формулы построения идеальных пропорций человеческого тела. Вернувшись в  1495 году в Нюрнберг, художник открыл собственную мастерскую, где по его рисункам ученики изготавливали ксилографии. Он создает цикл гравюр Апокалипсис, выполненный в классической немецкой традиции: экспрессивные образы, стремительные клубящиеся линии.
      К Дюреру пришла европейская слава и признание, его гравюры без зазрения совести копировали и продавали по всей Европе. Осенью 1505 года  Дюрер снова в Венеции. Сперва немецкий художник не решается конкурировать с живописцами итальянской школы, но ему нужны были деньги, и, получив выгодный заказ, Дюрер все же бросает вызов итальянским мастерам.   Так появился знаменитый Праздник чёток. С этой яркой и красочной картиной не только сам Дюрер, но и вся немецкая живопись триумфально вошла в эпоху Ренессанса. Восхищенный сенат Венеции предложил Альбрехту Дюреру ренту в 200 флоринов за условия принятия им гражданства наисветлейшей республики, однако  художник предпочел вернуться в родной Нюрнберг, где прожил до самой смерти.
     Вернувшись домой, художник написал Автопортрет (1498), изобразив себя не простым ремесленником, каким был в те годы в Германии художник, а богато одетым дворянином. Природа наделила его прекрасным телом и утонченными чертами. У него было выразительное лицо, блестящие большие, чуть навыкате глаза, широкая грудь и прямая горделивая осанка. Художник был одним из самых богатых граждан Нюрнберга: он любил дорогую одежду и тщательно следил за своею прической. Альбрехт Дюрер осознавал свою исключительность и в отличие от современников часто писал автопортреты. Один из них написан в иконографической традиции. Дюрер как бы проводит параллель между художником,  который создает новую реальность и Богом, творцом всего сущего. Но, несмотря на высокую самооценку, Альбрехт был всегда вежлив и приветлив. Когда однажды ему показали не очень удачное творение коллеги, он вздохнул и сказал: «Ну что же, художник сделал все, что мог».
     В 1520—1521 гг. Дюрер путешествовал по Нидерландам. И где бы он ни был, он везде рисовал. Художник заносил в свои путевые альбомы горные пейзажи и виды городов, зайца и носорога, портреты встречных людей. Его привлекали нравы и обычаи страны, одежда, местные достопримечательности и диковинные вещи. Эти рисунки помогали ему потом создавать картины и гравюры.
       Кроме живописи Дюрер занимался математикой, механикой и архитектурой. Он опубликовал трактаты: «Руководство по измерению циркулем и линейкой» и «Четыре книги по пропорциям человека». По замыслу автора, они должны были стать своеобразным введением к задуманной им энциклопедии художника. К концу жизни он создал целую галерею портретов своих современников, крупнейших гуманистов Германии Филиппа Меланхтона, Эразма Ротердамского. Среди портретов, живописных, награвированных или просто рисунков, мы встречаем и аллегории («Всадник, смерть и дьявол» (1513), и волевого, порывистого неизвестного молодого человека («Молодой человек», 1512), и спокойного умного друга художника Хольцшуэра (Портрет Иеронима Хольцшуэра, 1526).   Отражением духовной жизни самого автора многие исследователи считают одну из самых известных и загадочных его гравюр «Меланхолия». Краеугольный камень символизирует систему человеческих знаний, а два числа из магического квадрата составляют дату создания гравюры: 1514.
      Дюрер создал свыше 200 гравюр, которые красноречиво рассказывают о разнообразных интересах художника. Современник крестьянских войн, Дюрер с явной симпатией изобразил простых крестьян («Три крестьянина», ок. 1497). Глубокой правдой и близостью к жизни отличаются и его произведения на религиозные темы. На одной из лучших своих гравюр — Святой Иероним в келье (ок. 1514). Дюрер изобразил старого отшельника похожим на ученого своего вре
Искусство Дюрера-гравера восхищало современников. Эразм Роттердамский восторженно восклицал: «Чего только он не может выразить в одном цвете, т. е. черными штрихами! Тень, блеск, выступы и углубления… огонь, лучи, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, саму душу человека».
     Не менее велик Дюрер и в живописи. Каллиграфически точная линия рисунка сочеталась в его живописных работах с насыщенными глубокими красками. Святые на его картинах — живые люди, сильные душой и телом. Его мадонна с младенцем Христом (Мадонна с младенцем, 1512) столь же красива, как и молодая венецианка, которую Дюрер написал в Италии в 1505 г. «Четыре апостола» — последнее живописное произведение Дюрера, его духовное завещание современникам и потомкам. Пятидесятипятилетний художник чувствовал, что его силы на исходе, и задумал сделать прощальный подарок своему родному городу Нюрнбергу. Эта работа создана в 1526 году, вскоре после того, как Нюрнберг официально принял Реформацию. Композиция Дюрера стала произведением новой – протестантской – эпохи. Дюрер написал диптих – две картины, вполне подходящие для того, чтобы обрамлять третью – несуществующую (например, «Распятие»).    Компоновка обеих частей диптиха симметрична, фигуры, как обычно на боковых створках алтаря, развернуты к центру. Долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» — это правая и левая части незаконченного триптиха. Но это мнение ошибочно: не стал бы прославленный мастер торжественно дарить Нюрнбергу незавершенную работу. Скорее всего, Дюрер подчеркнул, что его произведение — не молитвенный образ (протестанты отрицали поклонение изображению), а картина, перед которой следует не обращаться к Богу, а предаваться размышлениям. Запечатлев трех апостолов и евангелиста, Дюрер хотел дать своим согражданам новый нравственный ориентир и высокий пример для подражания. По низу обеих досок идут цитаты из Нового Завета – высказывания изображенных мастером учеников и последователей Христа. Сам художник сформулировал свое напутствие согражданам так: «В эти опасные времена пусть остерегаются земные властители, чтобы не принять за Божественное слово человеческие заблуждения».
    Дюрер был умеренным сторонником Реформации. Он восхищался Лютером, но в начале 1520-х годов уже не мог не замечать, что протестантская доктрина становится все более жесткой и непримиримой, не мог не знать, что ревнители новой веры яростно крушат произведения церковного искусства.  Дюрер не высказывал своих опасений о будущем протестантизма и о крайностях религиозной нетерпимости прямо; он сделал это иносказательно, через цитаты из Нового Завета. Обычно такой дидактизм не идет на пользу искусству, но «Четыре апостола» — исключение из правила. Эта композиция и поныне остается самым волнующим и неизменно актуальным творением Дюрера.
     Великий художник и теоретик искусства Альбрехт Дюрер умер в своем доме в Нюрнберге 6 апреля 1528 года. На его надгробии высечено: «То, что было смертным в Альбрехте Дюрере, покоится под этим холмом». Это были перефразированные слова Горация: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит смерти». Никто не сомневался и по сей день не сомневается в правдивости этих слов. Великая слава одного из ярчайших гениев Ренессанса сверкает во всем мире и по сей день.

Книги, посвященные жизни и творчеству Альбрехта Дюрера:

 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group