закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 16.10.2018
Книга дня
Новые стили живописи. XIX век Майорова Н. О., Скоков Г. К.
Картина дня
Отшельник Бёклин, Арнольд
Воскресный день » Авторская колонка »

Четвертого июня родился Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи

04.06.2018
Диего Веласкес. Автопортрет (фрагмент). 1645

    Уже современники называли его «художником истины». Даже то немногое, что мы знаем о Веласкесе, создает исключительно привлекательный образ человека самых благородных начал. Диего Веласкес  (4по другим сведениям 5крещен 6).6.15996.8.1660) родился в 1599 году в Севилье, в небогатой дворянской семье.А Портрет Папы Римского Иннокентия Х принес Веласкесу мировую славу. Увидев портрет, Папа воскликнул: «Слишком правдиво!», но принял его благосклонно. Александр Бенуа писал по поводу этюда: «…действительно святой отец не польщен. Он больше похож на предводителя разбойников, чем на наместника Христова. Но картина прекрасна. Она написана всего тремя красками: белой, черной и красной. И однако, комбинациями их и магией светотени Веласкес достиг полной передачи натуры и такой жизненности, что становится жутко, вглядываясь в это произведение». Отец – Хуан Родригес де Сильва – происходил из старинного португальского рода, мать – Херонима Веласкес – была уроженкой Севильи. Художник, согласно испанскому обычаю, носил фамилию матери. Маленький Диего, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к знаменитому севильскому живописцу Франсиско Эррере Старшему. Вскоре он перешел в мастерскую Франсиско Пачеко, весьма образованному педагогу, известному трактатом «Искусство живописи» (1649). Тот сумел высоко оценить лучшего из своих учеников. В 1616 году Веласкес получил звание мастера, в 1618-м Пачеко выдал за него свою дочь Хуану Миранду, так написав об этом: «…после пяти лет обучения и образования я отдал за него свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений». Самостоятельность Веласкеса проявилась уже в ранних полотнах, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon – трактир, харчевня), изображавших скудные завтраки простолюдинов, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенным на переднем плане натюрмортом. Одно из ранних полотен – Крестьянский завтрак (ок. 1617–1618), где юноша, мальчик и старик собрались за скромной трапезой. Мотив застолья в испанской жанровой картине принадлежит традиции караваджизма.  
   Как все испанские мастера, Веласкес исполнял церковные заказы; его немногочисленные ранние картины на религиозные сюжеты следовали принципам жанра бодегонов. Необычно для евангельского сюжета решена картина Христос в доме Марфы и Марии (ок. 1620). На переднем плане у стола с прекрасно написанным натюрмортом стоит молодая служанка, рядом – фигура поучающей ее старухи. Полотно можно было бы отнести к типичному бодегону, если бы в его правом углу не помещалась небольшая сцена, в которой запечатлено посещение Христом Марфы и Марии. Большинство исследователей считают, что это не картина, не окно, а зеркало на стене, в котором смутно отражены находящиеся перед кухней фигуры Христа, Марфы и Марии. В написанной чуть раньше кухонной сцене с фигурой служанки-мулатки на первом плане при расчистке картины в 1933 году в ее верхнем левом углу удалось обнаружить маленькое изображение Христа в Эммаусе. 
   Особенности жанра бодегонов заметны и в картине Поклонение волхвов (1619). Фигуры волхвов, которые тесно окружили Богоматерь с Младенцем, несомненно, написаны с натурщиков. Падающий слева резкий свет выделяет фигуру сидящей Марии. Молодая андалусская крестьянка крепко держит крупными сильными руками своего здорового, крепко спеленатого малыша, в миловидном лице ее — сдержанная нежность матери.
   Жизнь в Севилье принесла Веласкесу известность, счастливую семью, верных друзей. В 1621 году, по смерти Филиппа III, престол наследовал его сын Филипп IV — любитель искусства, наделенный художественным вкусом, смелый охотник, галантный кавалер, но, увы, человек безвольный и праздный. Фаворитов умершего короля сменил граф-герцог Оливарес, всесильный временщик, имевший очень сильное влияние на Филиппа IV. В 1622 благодаря хлопотам королевского капеллана Хуана де Фонсеки, восхищавшегося талантом Веласкеса, художник получил вызов ко двору от графа-герцога. Признание сразу же пришло к молодому живописцу, как только он приехал в Мадрид вместе со своим учителем. Шестого октября 1623 года Веласкес был назначен придворным живописцем с исключительным правом писать портреты короля. При дворе Веласкес возглавлял королевское собрание произведений искусства, неустанно его пополняя, но как живописец он был ограничен преимущественно заказами Филиппа IV, получая не всегда регулярно выплачиваемое жалование и испытывая материальные затруднения. 
    Веласкес природный портретист, но значительное место в творчестве мастера заняли и сюжетные композиции. Станковые картины, созданные Веласкесом на античные сюжеты, вышли за пределы испанской традиции. Такие его необычные полотна, как «Кузница Вулкана» (1630) и  Триумф Вакха (1628–1629), мог написать только испанский мастер. В них заметны момент принижения образов, оттенок иронии. На фоне горного пейзажа Веласкес изображает пирушку испанских бродяг в компании античного бога Вакха, который венчает одного из них, возможно принимаемого в эту компанию солдата, венком из виноградных листьев.
   По совету Рубенса, который некоторое время работал в мастерской Веласкеса, Филипп IV послал в 1629 году мастера в Италию. В Венеции, увлеченный творчеством ТицианаТинторетто и Веронезе, испанский живописец изучал их произведения, в Риме копировал «Страшный Суд» Микеланджело. В Риме он написал «Тунику Иосифа» и «Кузницу Вулкана», здесь же создал два пейзажных этюда, которые изображают живописные уголки парка виллы Медичи. Впервые в мировой истории он выходит на пленэр и создает пейзажи при естественном свете. 
   Вернувшись на родину в первой половине 1630-х годов, художник исполняет королевские заказы на несколько конных портретов и так называемые охотничьи портреты, где фигуры изображены на фоне прекрасных пейзажей – широких гористых далей Кастилии и покрытого легкими облаками неба. Художник переживает время высокого творческого подъема. Об этом свидетельствует картина Сдача Бреды (1634–1635), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости – одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
    Поездка в Италию отразилась на уровне мастерства, достигнутом Веласкесом в его немногочисленных религиозных композициях. По заказу королевы Изабеллы, для ее капеллы он написал «Венчание Богоматери» (начало 1640-х), гармонично уравновешенную картину, безупречную и несколько холодноватую. К заметным произведениям Веласкеса принадлежит Распятие (1630-е), написанное по заказу короля для мадридского монастыря Сан Пласидо.
   В конце 1630–1640-х годов Веласкес создает целую галерею представителей испанского общества, начиная с короля, членов его семьи, важных сановников и аристократов до королевских шутов. Как мастер психологического портрета Веласкес может быть поставлен в один ряд только с Рембрандтом. Мир чувств и мыслей героев Веласкеса чаще всего скрыт под внешней бесстрастностью, что особенно заметно в портретах членов королевской семьи и лиц высшего света. В галерее женских образов Веласкеса первое место занимает Дама с веером (1648).
   Летом 1640 года вспыхнуло восстание в Каталонии, которое послужило началом длительной Каталонской войны. Филипп IV в каталонском городе Фрага руководил военными операциями. В сопровождающей его свите находились придворный живописец Веласкес и любимый карлик Эль Примо. По прихоти короля, во Фраге, в тяжелых походных условиях за короткий срок Веласкес написал его поколенный портрет, известный под названием Ла Фрага (1644), а затем портрет своего спутника – карлика Эль Примо, один из самых глубоких в его портретной серии королевских шутов. Художник утверждает существование высоких человеческих качеств в каждом, даже в самом последнем представителе общества.
    Веласкес вновь отплыл в Италию в январе 1649 года и надолго поселился в Риме. Исполненные в Италии произведения принесли мастеру триумфальный успех, его избрали членом римской Академии Святого Луки и Общества виртуозов Пантеона. А Портрет Папы Римского Иннокентия Х принес Веласкесу мировую славу. Увидев портрет, Папа воскликнул: «Слишком правдиво!», но принял его благосклонно. Александр Бенуа писал по поводу этюда: «…действительно святой отец не польщен. Он больше похож на предводителя разбойников, чем на наместника Христова. Но картина прекрасна. Она написана всего тремя красками: белой, черной и красной. И однако, комбинациями их и магией светотени Веласкес достиг полной передачи натуры и такой жизненности, что становится жутко, вглядываясь в это произведение». Знаменитая картина «Венера с зеркалом» (до 1650?) – это созданное вопреки запрету инквизиции, редчайшее в испанской живописи изображение обнаженного женского, отражающее красоту реальной женщины.
     В июне 1651 года, по настоянию Филиппа IV, Веласкес возвратился в Мадрид и вскоре был назначен на должность гофмаршала двора. Руководство сложнейшим распорядком придворного быта легло на его плечи: он должен был присутствовать при всех церемониях, организовывать празднества, балы, приемы, охоты, а кроме этого — присматривать за отоплением, чисткой и заправкой ламп, сервировкой стола, хозяйственными расходами дворца. Художник написал свыше тридцати портретов короля, с которым его связывали узы взаимной привязанности, но и исчерпывающе познал слабую натуру своего повелителя. Среди первых изображений особ королевского дома – портрет инфанты Марии Терезы, дочери Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, будущей королевы Франции. Торжественно позирует на фоне розово-пурпурного занавеса новая супруга короля Марианна Австрийская в великолепном черном платье с серебряными галунами. Особенно часто Веласкес писал инфанту Маргариту, старшую дочь Филиппа IV и Марианны. Совсем крошечной она представлена в поразительном по своему колориту портрете венского музея (1653), от изображения к изображению видно, как инфанта взрослеет, как все заметнее в ее лице проявляются характерные габсбургские черты. Особенно хрупкой предстает испанская инфанта в залитом светом венском портрете 1659 года, написанном в сине-голубой, серебристой, жемчужной гамме. 
     Подлинный венец творчества Веласкеса и гордость Прадо – его крупномасштабные картины Лас Менинас («Менины», 1656; от португальского слова «менина» —  «фрейлины») и «Пряхи» (1657). Картина «Лас Менинас» переносит нас в сумрачную обстановку дворцовой комнаты, которая служила Веласкесу мастерской. Слева у холста, натянутого на высокий подрамник, художник изобразил самого себя в момент, когда он пишет портрет королевской четы, – король и королева присутствуют в зале перед полотном, зритель видит их смутное, отодвинутое в глубину отражение в зеркале на противоположной стороне зала. Полны живой выразительности изображения маленькой Маргариты, стоящей в несколько чопорной позе, молодых изящных фрейлин, миловидного расшалившегося карлика, который толкает ногой большую сонную собаку, и уродливой карлицы. Особое внимание в Менинах привлекает образ самого Веласкеса – один из немногих достоверных автопортретов. Мастер стоит перед холстом спокойный, сосредоточенный, погруженный в работу. Обобщенные прозрачные мазки выявляют благородное очертание лица, объем высокого лба, мягкую массу вьющихся волос. Мы почти чувствуем трепет прекрасных нервных пальцев, сжимающих тонкую кисть. Веласкес скромно изобразил себя в стороне, в полутени, в темной незаметной одежде. Но автопортрет – один из ключевых образов картины. 
   Меньше чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании, и тем самым был приобщен к высшим кругам испанского дворянства. Образ его жизни, однако, не изменился. По-прежнему он был занят бесконечными придворными обязанностями, но здоровье его было подорвано. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ вернувшейся лихорадки. Лучшие придворные врачи не смогли спасти его, и художника не стало шестого августа 1660 года. С торжественными почестями мастера похоронили в Главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста. Но эта церковь, по-видимому, принадлежала к числу зданий, которые были разрушены во времена оккупации Мадрида войсками Наполеона. Предпринятые группой испанских художников в середине XIX века попытки отыскать остатки могилы Веласкеса успехом не увенчались. Он разделил судьбу Эль Греко, Сервантеса и Лопе де Веги, чьи погребения затерялись.

По книге Татьяны Коптеревой «Диего Веласкес»  (серия «Мастера живописи»).
 
Книги, посвященные жизни и творчеству Диего Веласкеса: 



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация

Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

создание сайтов - Webis Group