закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 22.05.2019
Книга дня
Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны. Cвидетельства очевидцев Скоробогатько Н. В.
Картина дня
Поединок Кривоногов Пётр
Воскресный день » Авторская колонка »

Семнадцатого сентября 1827 родился Федор Андреевич Бронников, русский исторический живописец

17.09.2018
Автопортрет. 1889

Федор Андреевич Бронников родился в старинном купеческом городе Шадринске Пермской губернии в семье иконописца. Окончил Шадринское уездно-городское училище. Основам живописи обучался у отца, писал иконы и портреты горожан, занимался гравюрой на дереве. После смерти отца в 1843 году Бронников уехал в Петербург и поступил в ученики к известному ксилографу Е.Е. Бернардскому.

Работа гравером выработала у молодого художника великолепное чувство рисунка, натренировала его руку и глаз. В 1845–1853 годах он учится в Академии художеств у профессора А.Т. Маркова, который, видя бедственное материальное положение ученика, помогает ему деньгами, а затем добивается от академического совета ежемесячной стипендии в десять рублей. В 1851 году Бронников получил обе – Малую и Большую – серебряные медали за портреты с натуры и за картину «Возвращение Улисса в свой дом», в 1852 году – Малую золотую медаль за картину «Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне».

В 1853 году за икону «Божья Матерь Всех Скорбящих Радость» Федор Бронников получил Большую золотую медаль и звание классного художника первой степени, которые давали ему право на заграничную пенсионерскую поездку за счет Академии.

В 1854 году он выезжает за границу и через Германию, Францию и Швейцарию приезжает в Италию, где в Риме к этому времени жили его товарищи по Академии: А.П. Боголюбов, А.Ф. Чернышев, Л.Ф. Лагорио. Рим покорил молодого художника своей величественной красотой, и Бронников, по словам Боголюбова, «занялся своей культурой, много читал, всегда ревностно работал с натуры, а потому все картины его носят отпечаток знания исторического и археологического». Среди них: «Гладиатор-славянин, умирающий на арене цирка» (1857), «Римские бани» (1858), «Духовная процессия в Италии» (1859), «Гораций читает свои сатиры Меценату» (1863), «Мозаичисты перед судом Трех в Венеции» (1866), «Алкивиад и Аспазия перед Архонтом» (1868), «Христиане перед смертью после так называемой “Вечери любви”» (1878), «Последний ужин мучеников» (1878) и другие.

Свои произведения художник демонстрировал на выставках Академии художеств, Товарищества передвижных художественных выставок (его членом он был с 1876 года) и за рубежом. В 1863 году Бронников – профессор исторической живописи за картину Чтение смертного приговора Тразею Пету на сюжет из Тацита.

Состояние здоровья вынудило художника по окончании пенсионерской командировки навсегда остаться в Италии. Бронников поселился в Риме; на Виа Виттория у него была своя студия. В Италии он много работал: писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья. Бронников становится известным художником, а по образу жизни и привычкам – богатым итальянцем. Через некоторое время он женится на итальянке Марии Кармеле, урожденной Бедини.

В 1869 году он пишет картину Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. Пифагорейцы – философы и математики Древней Греции, основавшие свою школу, поклонялись Солнцу, а вселенная у них считалась чем-то живым; они стремились достигнуть духовного совершенства и мудрости, так как только «мудрец, живя среди чисел и звезд, освобождает свою душу от неразумных страстей, приводя ее к гармонии и красоте». В этой картине художника привлекает поэтический мотив и его живописное решение. Бронникову удалось создать необычайно красивую гармонию красок: белые одежды пифагорейцев на фоне утреннего неба прекрасно сочетаются с естественной группировкой фигур, с выразительным, глубоко прочувствованным рисунком.

Искусствовед В.А. Никольский в 1904 году писал, что «Бронникову удавалось нередко создавать в своих картинах очень сильное настроение, каким отличается, например “Освящение гермы (межевого столба)” (1874), где передана утренняя прозрачность и свежесть воздуха. Тою же утренней свежестью дышит и его картина “Гимн пифагорейцев восходящему солнцу”. Но не менее силен был Бронников и в передаче мрачных настроений: образцом может служить его картина “Проклятое поле“. Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы” (1878)».

Бронников обращался и к бытовым сюжетам из жизни современной ему Италии, во многом приближаясь к передвижникам. Таковы его работы: «У часовни» (1858), «Карнавал в Риме» (1860), «Старик-нищий» (1869), «Раздача пищи бедным перед монастырскими воротами» (1873), «Художники в приемной богача» (1876) и другие.

О его картинах, представленных на передвижной выставке 1885 года, критики писали: «Изяществом техники и большой законченностью отличаются произведения Бронникова. Он принадлежит к прежней “идеальной” школе, которая удерживает этого художника, искренно любящего правду, от передачи неприглядных черт в изображаемом им сюжете. Его “Нищий у дверей богача”, его “Итальянский пастух” доказывают это наглядно. Того и другого можно назвать красивыми старцами, что не мешает понимать неприглядность положения обоих».

Федор Бронников также является автором превосходных портретов. Портретные работы мастера отличаются остротой психологической характеристики и замечательным живописным мастерством. К сожалению, Бронников-портретист не известен русскому зрителю, хотя в запасниках музеев России имеется большое количество портретных работ художника. Среди них несколько портретов его отца (1871), портреты художников К.Д. Флавицкого (1873), А.А. Иванова, А.П. Боголюбова, автопортреты, «Портрет дамы с книгой» (1888), «Еврей с монетой» (1890). В конце 1890-х годов художник писал небольшие жанровые картины и миниатюры – головки итальянок.

Несмотря на многолетнюю жизнь за границей, Бронников не порывал связи с Россией. Несколько раз он приезжал в Петербург и к себе на родину – в Шадринск, постоянно переписывался и встречался с русскими художниками, приезжавшими в Италию, а также организовывал выставки их картин в своей студии.
Работы Бронникова имеются во многих музеях России, но бульшая часть его наследия находится за границей – в музеях и частных коллекциях в Англии, Америке, Дании, Италии.

Произведения Бронникова – картины, эскизы, а также фотографии из личного архива, находившиеся в его мастерской в Риме, были завещаны им городу Шадринску и послужили основой созданной в нем картинной галереи (ныне она входит в состав Шадринского краеведческого музея). Большую коллекцию своих работ он подарил также Саратовскому художественному музею. Бронников умер в 1902 году и был похоронен в Риме на русском кладбище.

Книги, посвященные жизни и творчеству Федора Бронникова: 





Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group