закрыть
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Данный сайт использует технологию cookie-файлов. Дальнейшее использование ресурса будет означать автоматическое согласие с нашей Политикой конфиденциальности.
Портал Воскресный день
Издательство «Белый город»
Контактная информация
(495) 302-54-13
(495) 641-31-00
Сегодня 19.11.2019
Книга дня
Сказка о рыбаке и рыбке для любознательных
Картина дня
Прогулка в парке Больдини, Джованни
Воскресный день » Авторская колонка »

Третьего октября 1852 года родился Кириак Константинович Костанди, русский живописец, передвижник

03.10.2018
Д. Кузнецов. Портрет К.К. Костанди

Вся жизнь Кириака Константиновича Костанди (1852–1921), грека по национальности, была связана с Одессой. Здесь он учился в рисовальной школе, отсюда уехал в Петербург, в Академию художеств, и сюда же возвратился, чтобы остаться до конца своих дней. Мир костандиевской Одессы невелик и хрупок: уснувшие в садах церковки, редкие фигуры грустящих монахов и стариков, тихие розово-желтые закаты, щедро разросшиеся сирени и акации. Но каким неземным откровением дышал для художника этот волнующий мир! Какой возвышенной поэзией пронизана живопись мастера! Это поэзия, прошедшая через требовательный ум и строгий вкус, очищенная от условности и наигранности.

Если Левитан открыл одухотворенную красоту северной природы, то Костанди – южной. Он первый выразил в живописи тонкую и горячую красоту одесского пейзажа, увидев ее изумительно точным глазом, пережив ее смятенным сердцем. Цветущая сирень навсегда покорила зрителей и учеников мастера своим удивительным диссонансом. Грусть одинокого молодого монаха кажется странной на фоне цветущего очарованием сада с его чудесными красками, нежным музыкальным колоритом. Но тем сильнее внутренний психологизм картины, воплотившей борьбу маленького слабого человека Божия с величественной в хмельном благоухании природой. Краски Костанди чисты, ярки, звучны, как краски уральских самоцветных камней. Но мастер не жертвовал ради живописности душой и сердцем: его идеалами были человечность и гуманизм. В этом секрет неувядаемой силы работ Костанди.

 Из воспоминаний, написанный современником, человеком, близким К.Констади и его семье, художником Б.И. Эгизом:

 «…Я помню, Костанди очаровал нас с первых же дней своим удивительным даром не стеснять индивидуальность в учащихся, никогда и ничего не навязывать, он очень (тонко) истолковывал им художественную сущность изображаемого и вселял любовь к непосредственному и внимательному изучению природы и исполнению. Он предостерегал нас от манерности, от всего вычурного, крикливого и поверхностного. Указания его всегда были меткими, ясными и значительными, причем особенное внимание с первых же дней обучения было им обращено, главным образом, не столько на сухую академическую выучку, сколько на художественную сторону исполнения, и клонились к широкому развитию вкуса учащегося.
Очень трогало нас не только особенное внимание к каждой из наших работ. Много лет спустя он вспоминал наши ученические работы и помнил до мелочей то, что было в них удачно и неудачно исполнено. Все мы горячо любим его за его сердечность, отзывчивость, прямоту, бескорыстие и доступность…

…Он часто вспоминал свои годы, проведенные в Петербурге, когда учился в Академии художеств, с особенной любовью своих друзей – Дубровского, Кудрявцева и Афанасьева, с последним он жил. Всех их троих он изобразил на своей картине У больного товарища, находящейся в галерее Третьякова в Москве. И что они… все четверо работали, о чуждом ему по академии стиле… Он рассказал, что в то время господствовал академический стиль, который довольно упорно навязывался ее воспитанникам, и что он вынужден был идти своим самостоятельным и независимым путем, так как ни в коем случае не мог согласиться ни с какими ограничениями свободы творчества. Лишь один профессор того времени, знаменитый П.П. Чистяков, составлял исключение, он был против академической рутины, и только у него одного из академических преподавателей мог учиться К. К. Он о нем всегда вспоминал с особенной любовью и благодарностью. П.П. Чистяков был пламенный поклонник мастеров эпохи Возрождения и восторженно говорил о них дорогому К. К., и впервые он узнал о всем великом их значении, их произведениях. Он с особенным усердием стал копировать в Эрмитаже Тициана и Рубенса, Венеру и портреты и внимательно осматривал и изучал богатые сокровища живописи Эрмитажа. По его словам, это много способствовало развитию его художественного вкуса, техники и пониманию красоты глубокого тона и интенсивного колорита…»

 Репин о К.Констанди и его учениках:

«У вас в Одессе есть такой исключительный художник К.К. Костанди, который может дать вам не только не менее любого из нас, но даже в некотором отношении никто из нас его вам заменить не сможет, так что у вас, собственно, и не было особенной необходимости приезжать сюда только для того, чтобы учиться у нас. Работы его учеников, появившиеся на годичных отчетных выставках в залах Петербурга, поражали художественный совет академии и всех обозревателей этой выставки своей свежестью, любовными исканиями, отсутствием рутины и чисто художественной непосредственностью исполнения в отношении от произведений других школ, тут же выставляемых».

 

Книги по теме:



Комментарии пользователей
Оставить свой комментарий
« назад


Вход для пользователей
Вопрос в редакцию
* Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
© 2018, Воскресный день
Сайт для заботливых родителей, учителей и воспитателей.
Юридическая информация



Сайт финансируется издательством «Воскресный день»

Проект издательства «Белый город»

Политика конфиденциальности

Мы в социальных сетях

- ЖЖ главного редактора
- Мы вКонтакте
- Воскресный день Белого города
- Другие страницы...

создание сайтов - Webis Group